Почему объявленная «Анжи» распродажа идет пока слишком медленно? Остаются ли еще в составе «Зенита» слабые места? Чем чревата принципиальная позиция ЦСКА в отношении Хонды? На эти темы рассуждают эксперты «Спорта День за Днем»: экс президент «Спартака» Андрей Червиченко, чемпион СССР в составе «Зенита» Вячеслав Мельников, а также обладатель Кубка и двукратный бронзовый призер чемпионата России в составе «Динамо» Александр Точилин.
1. «Анжи», объявив неделю назад о смене курса, пока еще не трудоустроил официально никого, кроме Олега Шатова. Если Это’О и компания останутся, то как Гаджиеву создавать новую команду?
Червиченко: Думаю, решение и слова Керимова неправильно поняли. Во-первых, речь шла не о создании новой команды, а об оптимизации той, что есть. Просто в рамках новой политики. Во-вторых, был объявлен курс на сокращение бюджета, но это вовсе не значит, что за две недели все опытные футболисты будут распроданы и костяк «Анжи» составят игроки с минимальными зарплатами. Ведь есть еще и реалии — если того же Это’О не получится продать хотя бы за половину рыночной цены, то ему придется дорабатывать свой контракт. Возможно, удовольствия у камерунца уже будет не столько, как раньше, но он профессионал и понимает, что свои обязанности надо исполнять. То же касается и всех остальных.
Мельников: Даже не представляю, что делать в этой ситуации. Думаю, и сам Гаджиев пока не знает. В таких условиях проявлять себя по максимуму и постоянно мотивировать способны лишь сверхответственные люди. А в нынешнем составе «Анжи» в данный момент таких людей не обнаруживается. Если они видят себя в другой команде, то добиться нужной отдачи от них едва ли реально.
Точилин: Курс «Анжи» изменился, и они будут его продолжать. Понятно, что футболисты будут уходить, и, насколько я понимаю, денег они будут стоить немалых. Денисов, Кокорин, Жирков, Шатов — все это игроки сборной России, у них не должно быть проблем с поиском нового места работы. А что касается Гаджиева, то была озвучена программа, что упор в построении команды будет сделан на своих футболистов, дагестанских. А если и будет кто-то привлекаться, то за умеренные деньги. Да, лидеры сейчас уйдут, но и кроме них в команде останется не пять человек, а гораздо больше. На них и придется делать ставку Гаджиеву.
2. Лучано Спаллетти еще меньше месяца назад утверждал, что для полного боекомплекта ему нужны лишь два защитника. Можно ли теперь, с приобретением Ансальди, Смольникова и Шатова, считать состав «Зенита» полностью сформированным?
Червиченко: «Зенит» и без этих покупок был очень хорошо укомплектован, а теперь у него точно слабых мест не просматривается. Допускаю, что можно было бы усилить нападение, но если начнет забивать Бухаров, а Кержаков обретет свои лучшие кондиции, то это будет уже неактуально. По крайней мере в последних двух матчах мне «Зенит» очень понравился. Я увидел, что в команде все выправляется и становится на свои места.
Мельников: Состав «Зенита», на мой взгляд, не просто сформирован, а еще и с большим запасом. Особенно в линии обороны. Сейчас вернется Анюков, не за горами возвращение Кришито, а есть еще и Родич с Луковичем. Солить, что ли, защитников? В других линиях тоже полный порядок.
Точилин: Этот вопрос нужно задавать Спаллетти. Считает ли он, что последние покупки клуба решили его проблемы, или нет? А мне тяжело ответить на такой вопрос. Если Лучано посчитает, что ему нужен еще кто-то для укрепления, например, атакующей линии, то руководство, наверное, сделает какие-то шаги. Я, честно говоря, в этом сезоне пока еще не видел ни одного полноценного матча питерцев, мне сложно судить о рисунке их игры.
3. Правильно ли поступает ЦСКА, не отпуская Хонду в «Милан»? Не остаются ли ЦСКА и Хонда в той же ситуации, что дортмундская «Боруссия» и Роберт Левандовски?
Червиченко: Действия ЦСКА считаю абсолютно логичными. Клуб хочет, чтобы Хонда доиграл контракт до конца. А если отказался продавать японца за 3 миллиона, значит, оценивает его нынешние кондиции дороже. Это право армейцев. К тому же вся история выглядит еще и поучительной — если бы все вели себя так, как руководство армейцев, то меньше было бы спекуляций. Как со стороны потенциальных покупателей, так и со стороны игроков. Чтобы за год до истечения контракта они не вымогали себе условия повыгоднее, а занимались делом. Так что позицию ЦСКА считаю очень взвешенной. Хотите Хонду — заплатите нормальные деньги. Не хотите платить? Значит, получите его бесплатно, но потом. С Левандовским эта ситуация имеет общее в том, что руководство «Боруссии» тоже ведет себя правильно. Ну, есть предложение из «Баварии», и что дальше? А вот дортмундцы не хотят усиливать конкурента, тем более «Баварию».
Мельников: Надо знать ситуацию изнутри. Если Хонда очень желает уйти, а его отпустить не получается, то с моральной точки зрения ЦСКА чем-то рискует. С другой стороны, японец ведь понимает, что если хочет в оптимальных кондициях перейти в европейский топ-клуб зимой, то должен играть сейчас за армейцев в полную силу. Это ведь не самая последняя команда. К тому же ей предстоит участие в Лиге чемпионов. Думаю, с мотивацией на ближайшие 3–4 месяца у полузащитника будет все в порядке. С «Боруссией» и Левандовски трудно проводить параллели. За поляка можно порадоваться, что он востребован столь сильным клубом. В то же время там ему придется выдерживать высочайшую конкуренцию, а как это получится, еще неизвестно. И ведь героем нынешнего сезона он стал именно в «Боруссии», а это тоже топ-клуб.
Точилин: Разговоры об уходе Хонды ходят уже давно. Почему ЦСКА его не отпускает — виднее Слуцкому и Гинеру. Раз они его не отпускают, значит, он им нужен. Хотя было бы логично уже его отпустить. Ведь если игрок всеми мыслями уже в другой команде, от него мало пользы. С другой стороны, Хонда — высокий профессионал, даже в такой ситуации, выходя на поле, он приносит армейцам пользу. Но если он снизит к себе требования, то окажется на скамейке. Но пока он планку не опускает и попадает в «основу» именно по игровым качествам.