Материал опубликован в августе 2013 года в журнале PROспорт (№221) под заголовком "Муса-мотор".
Как Муса из Нигерии уезжал
Пять лет назад Муса спорадически забивал за команду медицинского университета своего родного Джоса — городка в сердце Нигерии, — а отлучившись в аренду в клуб посерьезней, побил снайперский рекорд местного чемпионата. «Джос — хороший город, там всегда отличная погода, — рассказывает Ахмед. — Несколько лет назад, когда я уже играл в Голландии, там участились межэтнические конфликты, но сейчас все нормально. Я отмечал победу в чемпионате и Кубке России дома, в Нигерии, и мои родные говорили, что гордятся мной. Они же знают, как сложно было выиграть эти трофеи и чего мне это стоило».
В свои 20 Муса имеет трехлетний стаж выступлений в Европе. По полтора года в Голландии и в России. За «Венло» Муса успел забить всего восемь мячей, но при этом отдал столько же голевых передач и произвел впечатление таланта, который стремится совершенствоваться. «Любой нигерийский футболист мечтает играть в Европе, и приглашение «Венло» было хорошим шансом для меня, — объясняет Ахмед свое раннее карьерное созревание. — Я знал, что не пропаду и не заскучаю в Голландии, ведь со мной приехали еще два нигерийца. Мы жили рядом и постоянно помогали друг другу в быту. Защитник Алекс Нкуме, например, стал в Голландии одним из моих самых близких друзей».
Муса хвастается, что выучил некоторые кричалки фанатов ЦСКА, но не решается повторить их вслух, зато лаконично характеризует президента Евгения Гинера: «Найз ман!», а тренеру Слуцкому прочит большое будущее: «Мне кажется, он мог бы работать и в Англии, и в Германии, да где угодно. Он может пошутить на тренировке, может провести серьезную беседу один на один — таким и должен быть современный тренер». Еще охотней Ахмед живописует своих партнеров по ЦСКА, пару раз сбиваясь на хохот: «Понтус — это, конечно, самый неугомонный шутник в команде. Он очень смешно ругается по-английски: «фок ю», «фок офф». Ну, вы понимаете. Но главное, что он произносит эти слова вообще по любому поводу, что у него ни спроси. Это надо видеть. Среди российских игроков мои лучшие друзья — Мамаев и Дзагоев. Они немного говорят по-английски и тоже любят подколоть. Хе-хе».
Как Муса нападающим становился
Перевод Ахмеда в центр нападения не был новацией Слуцкого. Еще когда Муса присоединился к ЦСКА на январском сборе — 2012, Слуцкий представил его как быстрого, легконогого форварда, который находит себе применение что на фланге атаки, что в центре.
«Когда я вернулся с молодежного чемпионата мира в Голландию, мы принимали «Аякс», — говорит Ахмед, — и Глен де Бек, тренер «Венло», поставил меня как раз в центр нападения — рядом с моим другом Майклом Учебо. Я забил «Аяксу» два гола и до перехода в ЦСКА большинство матчей провел именно как нападающий».
Подчеркнув, что Муса нужен команде не в перспективе, а сразу, Слуцкий выпустил его в стартовом составе на игру с «Реалом», что собрала 70 000 в «Лужниках». Для Ахмеда та игра обернулась не только дебютом в Лиге чемпионов и новой команде, но и первой встречей со своим кумиром и ролевой моделью.
«Роналду — мой любимый игрок, — признается Ахмед, произнося имя португальца на английский манер — Кристиано. — Я получаю удовольствие от его игры и стараюсь у него учиться. Когда я еще бегал в Нигерии, ко мне приклеилось прозвище Роналду. Правда, в ЦСКА оно не особо прижилось». Замечание о том, что Ахмед антропометрически куда больше походит на Месси, чем на Роналду, он парирует мгновенно: «У Месси фантастическая техника, он многое умеет, но Роналду умеет вообще почти все».
Как Муса «Тоттенхэму» отказал
По итогам 2011 года Ахмед попал в дюжину самых перспективных молодых игроков — вы не поверите! — мира по версии ФИФА. Так вышло, что в компанию Дракслера и Тиаго Алькантары Муса угодил в тот самый день, когда поставил автограф в пятилетнем контракте с ЦСКА. Совпадением это кажется только на первый взгляд. И рецензентам ФИФА, и скаутам ЦСКА Муса примелькался в одно и то же время — на рубеже июля и августа 2011 года, когда в Колумбии отзвенел молодежный чемпионат мира. Муса забивал в каждом матче группового раунда, благодаря чему нигерийская молодежка одержала три победы и вышла в плей-офф с первого места. «Именно после чемпионата мира в Колумбии я узнал, что интересен ЦСКА, — говорит Муса. — Насколько я понял, на этом турнире они обратили на меня внимание и остались довольны моей игрой».
Не прошло и года, как герои молодежного чемпионата устроились на престижную работу: Ламела — в «Роме», Оскар — в «Челси», Дуду — в киевском «Динамо». Муса же, имея предложения из Германии и Англии, полетел в Москву. Спортивный директор «Венло» Марио Каптейн рассказывал, что на Мусу засматривался и «Тоттенхэм», но тот выбрал ЦСКА — и, кстати, не только из-за более щадящей конкуренции в атаке или пленительной зарплаты. «Я вообще-то с детства за «Арсенал», — с ухмылкой подчеркивает Ахмед. — Когда я только начинал заниматься футболом, моим любимым игроком был Нванкво Кану, а свои лучшие сезоны он как раз провел в «Арсенале».
Как Муса на шее Слуцкого повис
Возникнув в стартовом составе ЦСКА, Муса вытеснил оттуда другого африканского бегунка — Секу Олисе, который родился в Либерии и сейчас играет за ее сборную, но, как и Ахмед, рос и оформлялся в футболиста в Нигерии. Именно Секу стал лучшим другом Мусы в Москве и подготовил его не только к импозантному юмору старослужащих ЦСКА, но и к эскападам фанатов. «Секу для меня больше чем друг — он мой брат. Секу предупредил меня о том, чего можно ждать от болельщиков «Зенита», так что я был спокоен и готов ко всему», — вспоминает Ахмед.
В середине второго тайма своей первой игры в чемпионате России Муса получил удобную передачу от Хонды, забежал в штрафную и в одно касание протолкнул мяч в ближний угол ворот Вячеслава Малафеева, чем уберег ЦСКА от поражения. Забив, Муса помчался к Леониду Слуцкому и, обхватив тренера за шею, несколько секунд висел на его плечах. «Слуцкий здорово поддерживал меня с первого моего дня в ЦСКА, постоянно подсказывал, подбадривал, поэтому первым делом я побежал благодарить его, — говорит Муса. — Я был на эмоциях, но действовал искренне».
Через две с половиной недели на игру со «Спартаком» народу в «Лужники» набилось еще больше, чем на матч с «Реалом», а передача Мусы повлекла за собой победный гол Сейду Думбия. Ахмед признается, что никогда раньше не видел на трибунах такого количества болельщиков. «Два года назад я играл за сборную против Аргентины, — вспоминает Муса. — В моей карьере это был рекорд по количеству болельщиков, но и тогда их было меньше, чем в «Лужниках».
Как Муса под дедовщину попал
Муса рассказывает, как тепло его приняли в ЦСКА полтора года назад и как быстро он почувствовал себя в Ватутинках как дома, но авторитет в глазах ветеранов он обрел далеко не сразу. ЦСКА начисто провалил весенний, решающий отрезок позапрошлого чемпионата, превратившись из преследователя «Зенита» в бронзового призера, а Василий Березуцкий вслух заявлял, что клуб утратил дух победителя. Василий не переходил на личности, но фамилия нигерийца и так читалась между строк: «Очень переживают те люди, которые в команде давно и которые знают, как может и как должен действовать ЦСКА. Но есть и те, кто просто играет в футбол, кто доволен после ничьей, кому даже поражение не в тягость. Некоторым футболистам не помешает серьезнее относиться к себе и понять, за какой клуб они выступают».
Минули месяцы, завертелся новый сезон, Думбия травмировал спину, и вместо него лихачить перед тройкой инсайдов принялся Муса. С позиции центрфорварда забил «Крыльям», а затем наткнулся в Химках на АИК — и даже спустя год Ахмед морщится, вспоминая матч, в котором проще было сосчитать травинки на газоне, чем опасные моменты у ворот шведов: «Мистика какая-то. Мы должны были забивать раз двадцать, но в итоге пропустили в начале и в конце и вылетели. Мне тогда, конечно, особенно не везло — после игры долго не мог прийти в себя».
Всего через несколько дней гол Мусы обеспечил ЦСКА победу над «Краснодаром», но в домашней игре с «Аланией» он снова упустил тьму шансов забить, и даже две голевые передачи Хонде не уберегли Ахмеда от гнева клубных старейшин. На этот раз высказался Игнашевич: «По ходу матча я еле сдерживаю себя, когда Муса упускает очередной голевой момент». По ходу чемпионского сезона суетливая невезучесть Мусы в финальных фазах атак обретет характер командного анекдота. Ахмед забьет 11 мячей, но упустит вдвое, если не втрое больше верных моментов — порой куда более верных, чем те, в которых он все же забивает.
В канун Нового года Слуцкий заметил, что если бы Муса реализовывал хотя бы 30% своих голевых шансов, то с отрывом лидировал бы в рейтинге бомбардиров премьер-лиги. «Да, ребята в команде часто кричат на меня по ходу матчей, но я не обижаюсь, — говорит Муса, по-детски широко улыбаясь. — Все они мои друзья и ругаются только потому, что желают мне добра и хотят, чтобы я развивался и приносил больше пользы ЦСКА. Например, крик Вернблума очень помогает мне и круто мотивирует. Понтус ненавидит проигрывать, и если матч складывается неудачно, он заряжает эмоциями. Он может наорать на меня на поле, а в раздевалке снова начнет шутить — причем часто при помощи одних и тех же слов».
Как Муса повзрослел
Отношение к Мусе опытных игроков — в «Милане» таких называют сенаторами — зримо улучшалось по ходу чемпионского сезона. Прошлой весной Ахмед воспринимался как залетный юноша, который на раз-два исполняет только один номер — забег по флангу и прострел, осенью же Муса превратился в сына полка, который растет на глазах и советах старших. В октябрьском матче со «Спартаком» Муса не только добыл своему клубу победу, но и забил 1000-й гол ЦСКА в чемпионатах России, и даже один из его самых пристрастных критиков — Игнашевич заявил, что это лучшая игра Ахмеда за ЦСКА и вообще что в голевых эпизодах он напоминал Думбия и Вагнера.
Пока армейцы мучились на зимних сборах, Муса бился в Кубке африканских наций. В полуфинале с Мали Ахмед выбежал на поле в начале первого тайма вместо Мозеса, а всего через шесть минут забил с передачи другого игрока «Челси» — Оби Микела. Спустя несколько дней в Йоханнесбурге Муса праздновал завоевание своего первого, но далеко не последнего в этом году трофея. «О, отлично помню свои ощущения после финала, когда я держал в руках этот кубок! Тогда я почувствовал, что это один из самых важных моментов в моей жизни, — оживляется Муса. — Нигерия лет двадцать ждала этой победы, и я очень горд, что мы принесли стране такую радость». За полгода до этой победы Ахмед посвятил свой гол в ворота Руанды жертвам катастрофы в Лагосе, которая унесла жизни 200 человек.
Весной Муса повзрослел окончательно. На излете марта Ахмед стал отцом: его 19-летняя супруга родила мальчика. Не прошло и недели, как в Нигерии трагически погибла родная сестра Мусы, и под присмотром Ахмеда оказалось еще несколько маленьких детей — его племянников. Пропустив из-за похорон игру с «Волгой», Муса уже в середине апреля вышел против «Динамо» и здорово разозлил Шунина, столкнувшись с ним в одной из атак. Тут уже за Мусу вступился другой авторитетный армеец — Василий Березуцкий: «Шунин может нападать только на детей? Ведь Муса выглядит как ребенок».
В июле 20-летний форвард, который даже на серьезные темы говорит с улыбкой, получил золотую медаль чемпиона России и первым делом пообещал подарить ее своему четырехмесячному сыну. Его он, кстати, тоже назвал с юмором: Муса Ахмед