Если у кого-то и были иллюзии, то они развеялись на 3-й минуте. А потом "Бавария" показала: она не из тех, кто останавливается на полпути.
Странное чувство испытываешь, когда идёшь на футбол с полнейшим, абсолютным неверием в положительный результат для команды из твоей страны. Нет обычного предматчевого волнения, нет желания обсуждать индивидуальные противостояния на той или иной позиции – зачем, если итоговый результат вроде как предельно понятен? А тем более когда даже самым суровым недоброжелателям главного тренера ЦСКА практически невозможно произнести фразу: "Слуцкий ошибся с составом" — потому как после травмы Дзагоева и невыздоровления Марио Фернандеса и выбора-то практически никакого не осталось…
А ведь и вправду – кого? Ну разве что Алексея Березуцкого вернуть в стартовый состав – допустим, для полного сосредоточения на Рибери вместо Набабкина. А в средней линии тоже имелся лишь один альтернативный вариант. Можно было Хонду опустить в пару к Вернблуму в опорную зону, а тройку под Мусой составить из Витинью, Цубера и Тошича. Но кому из них тогда играть в центре, кому управлять атакой? Зачем использовать японца, не больно-то мастеровитого в отборе, в роли микроскопа, которым забивают гвозди?
Нет, у красно-синих в "старте" вышли ровно те, кого там и ожидали увидеть. И пусть Цауня в этом сезоне более получаса в отдельно взятом матче не проводил – а что делать-то, господа? Больше в пару к Вернблуму, чтобы кое-как оборонять свои рубежи против всей этой ужасающей чемпионской баварской банды, ставить решительно некого. Если вдуматься, по сравнению с концовкой прошлого сезона у ЦСКА нет Вагнера, Дзагоева, Думбия, Марио Фернандеса – ключевейших игроков. Хорошо хоть Хонду в "Милан" не продали, а то играть было бы совсем некем.
У "Баварии", конечно, травмированных тоже хватает. Но приходятся почти все они почему-то на одну зону – опорную. Ни Хави тебе Мартинеса, ни Швайнштайгера, ни Тиагу Алькантары. Хоть и сказал на предматчевой пресс-конференции Хосеп Гвардиола, что Давид Алаба забивает первый гол в ворота ЦСКАДавид Алаба забивает первый гол в ворота ЦСКАШвайни выздоровел и в полном порядке – места в стартовом составе ему не нашлось, и единственным опорником вновь оказался номинальный крайний защитник Филипп Лам. Соответственно, с первых минут на поле опять вышел Рафинья – игрок хороший, но не высшего уровня.
Может, в этом шанс ЦСКА? Или в Ламе-опорнике: пусть и холит и лелеет Гвардиола его в новой роли, но всё же ему на ней ещё обвыкаться надо? Виделся кое-кому ещё один шанс – если бы ван Бюйтен вышел на позицию одного из центральных защитников, ан нет – вернулся Данте. А заставить волосатого бразильца ошибаться – это задача, посильная дортмундской "Боруссии" в финале Лиги чемпионов. Но Цуберу с Витинью ли?
Нет, не в отдельных игроках был мини-шанс ЦСКА. А только в одном – в том же, что произошло, извините за сравнение, со сборной России перед игрой с Северной Ирландией. Причём у нашей национальной команды, которая в общем-то ничего глобального в этой жизни не выиграла, оснований для зазнайства неизмеримо меньше, чем у "Баварии", которая в прошлом сезоне выиграла всё и вся. Вот и думалось: если разок случился с мюнхенцами конфуз и уступили они почти год назад БАТЭ из Борисова – может, и сейчас? Собственно, на что ещё можно было рассчитывать, окромя "а вдруг"?
А насчёт похода на футбол с полным неверием… Ну так ведь и сам Пеп Гвардиола – наглядное подтверждение тому, что любые чудеса случаются в этой жизни. Накануне, во время предматчевой пресс-конференции, я спросил главного тренера "Баварии", помнит ли он осень 1992 года, матч на "Камп Ноу" его "Барсы" против всё того же ЦСКА. Матч, который отцепил феерическую команду Йохана Кройфа с Лаудрупом, Стоичковым, Куманом, Бегиристайном, Субисарретой и, собственно, им самим в составе от первого розыгрыша Лиги, а не Кубка чемпионов.
Как выяснилось – помнит, и очень хорошо. Пеп очень точно 21 год спустя пересказал события того матча, который, казалось бы, для него один из тысяч, в которых он принимал участие. "Мы же были тогда действующими обладателями Кубка чемпионов!" — воскликнул каталонец. И что-то ощутилось в этом схожее…
Но нет: мы же понимаем, что два таких снаряда в одну гвардиолину корзину (пусть в одном случае он был игроком, а в другом стал тренером) упасть не могут. Ведь ещё и "Рубин" на "Камп Ноу" имел место – то есть и тренер-Гвардиола знает, что в России способны при случае кое-что учудить. И как здорово ни пели бы перед стартовым свистком фаны ЦСКА, перекричавшие всю громадную красавицу "Алльянц Арену", — ну что тут ловить, по правде-то говоря?
***
Первое, чем отметились наши люди на стадионе, вызвало оглушительный свист местных – и поделом. С верхнего яруса трибуны за воротами, где расположились фанаты ЦСКА, прямо на оппонентов сбросили горящий файер. Ну зачем? Что хотели этим доказать?
Спустя считанные секунды нагрубил уже Вернблум, метрах в 22 по центру сфоливший против Алабы. К мячу подошли пострадавший и Кроос, но удар решил наносить именно Алаба. Казалось, что мяч летит не так уж сильно. Но он аккуратненько миновал "стенку" и под самой ладонью Акинфеева, которому этот гол, увы, можно вменить в вину (угол был его), нырнул в сетку. На табло едва пошёл отсчёт 4-й минуты. Хуже сценария невозможно было представить. Думалось: поражение-то в любом случае неизбежно, а вот унижения хотелось бы избежать. Вдобавок к голу на поле во вратарскую полетела пустая пластиковая бутылка. Совсем не исключаю, что в неё было налито – и за пару секунд выпито – шампанское.
На 7-й минуте всё могло стать совсем плохо. После паса Рафиньи "армейцам" показалось, что налицо явный офсайд. Но так не показалось итальянскому лайнсмену Кариолато, в результате чего Манджукич оказался наедине с Акинфеевым. Вот тут уж наш голкипер, которого Слуцкий накануне назвал наряду с Мануэлем Нойером одним из двух лучших вратарей мира, не сплоховал. А напротив, выручил, ногой в шпагате выудив мяч из левого угла.
"Бавария" продолжала рвать и метать. Рибери, который творил на своём краю с Набабкиным что хотел (может, всё-таки стоило предпочесть матёрого А.Березуцкого?), издевательски пробрасывал своему визави мяч между ногами. Василий Березуцкий с колоссальным трудом "гладил" мяч волосами после навеса справа, на пару секунд лишая соперников голевого момента – но тут же он всё-таки возникал, и Манджукич перепрыгивал Игнашевича и бил на сантиметры выше ворот. Нет, как сказал бы Остап Бендер, это не Рио-де-Жанейро. Эти парни на недооценку размениваться не будут. Они слишком уважают Марио Манджукич забивает второй гол в ворота ЦСКАМарио Манджукич забивает второй гол в ворота ЦСКАэту красную армию – нет, не ЦСКА, а собственных болельщиков, как всегда, целиком заполнивших "Алльянц Арену".
Забить в первой половине тайма мог даже Рафинья, пробросивший на 20-й минуте мяч себе на ход и едва не порвавший сетку с внешней стороны. Виртуозные танцы с мячом в чужой штрафной традиционно устраивали Рибери и Роббен, которые в прошлом туре бундеслиги, исполнив на пару суперголешник, с наскока стукнулись французской и голландской грудью, празднуя и кайфуя… И один неточный ударчик Мусы с 20 метров на 12-й минуте на этом грохочущем фоне мерк, съёживался, растворялся…
В общем-то всё шло так же, как и в матче 1992 года "Барселона" — ЦСКА. Отчего на душе как-то не веселело – учитывая, что речь шла о первом тайме того матча, а второй бывает раз в сто лет. Куда вероятнее было то, что сбудется сценарий первого – а второй отложится когда-нибудь на потом. А вот от чьих-то предматчевых мыслишек о том, что это – день ЦСКА (благо, и хоккеисты со счётом 6:3 разгромили чемпионов КХЛ – динамовцев, и юные футболисты красно-синих в своей возрастной категории справились под Мюнхеном со сверстниками из "Баварии" — 2:0), актуальностью, увы, не пахло. Вопросов, за исключением уже упомянутого файера, не могло быть разве что к фанатам, певшим во славу ЦСКА ежесекундно, без малейших пауз. Даже у баварцев так не получалось.
Когда на 34-й минуте Витинью нанёс первый несложный удар "армейцев" в створ ворот Нойера, зааплодировали, показалось, даже заскучавшие сектора "Баварии". Но когда спустя секунды пас Хонды на ход Мусе (а он выскакивал бы один на один метров с 30!) лишь в последнюю секунду в подкате ликвидировал Боатенг, хозяева чуток насторожились. Хотя кто такой Муса и с какой скоростью он может рвануть, из всех из них знал разве что Гвардиола. Он всё знает.
Рибери на 35-й минуте попытался напроситься на пенальти – но судья Рокки не среагировал ни на его падение, ни на попадание мяча в руку Щенникова минутой позже. А вот на 37-й минуте ЦСКА уже откровенно повезло. Навес на Манджукича завершился ударом хорвата наверняка, впротивоход Акинфееву. Мяч спокойненько себе летел в дальний угол. И даже когда подлетал к штанге, у журналистов, сидевших почти прямо напротив ворот Игоря, было полное ощущение, что от неё нет шансов отскочить куда-либо, кроме сетки. А мяч тем временем прилетел аккурат в руки Акинфееву, без особо радужных ожиданий расположившемуся у противоположной штанги. Чудеса в решете!
И всё-таки "Бавария" до перерыва забила ещё. И сделал это тот самый Манджукич, который сначала не использовал выход один на один, а потом попал в штангу. Штрафной Витиньо на Рафинье, подача Рибери, замыкание хорвата. Всё просто, как пять копеек. И неумолимо. 2:0. Конец фильма? Который по большому счёту и не начинался?
Вполне возможно, кстати, что "Бавария" выскочила на этот матч как ошпаренная благодаря публичному разносу, который устроил игрокам за предыдущую игру с "Ганновером" спортивный директор клуба Маттиас Заммер. Несмотря на то, что во втором тайме мюнхенцы были вполне на уровне, откровенный функционер выступил в стиле "не могу молчать" и пропесочил их за плохой первый так, что мало никому бы не показалось. А человека с авторитетом Заммера, да ещё и занимающего в клубе высокий пост, игроки игнорировать не могут – в отличие даже от самых знаменитых экспертов. Может, в каждом клубе, что-то выигрывающем, нужен такой вот "злой следователь", способный разбудить команду, даже когда есть только намёки на сон?
Факт, что стадион провожал "Баварию" на перерыв стоя. Не ударили в грязь лицом, кстати, и "армейские" фанаты, всё ещё призывавшие, к их чести, "ЦСКА вперё-ёд!" Но в то, что после перерыва победители Лиги чемпионов бросят играть и позволят этому лозунгу сбыться, надежд не было практически никаких. Менталитет не тот.
***
На второй тайм ЦСКА вышел несколькими минутами раньше соперника. Тому вполне дозволялось и чуток в раздевалке погреться. Тошич заменил абсолютно потерявшегося в первом тайме Витинью – тот, бедолага 19-летний, понял, куда он попал. Что такое большая футбольная Европа. Будет мотивация для работы над собой.
Нам в ложе прессы слегка полегчало оттого, что ворота ЦСКА переехали на дальнюю от нас часть поля – а то смотреть на происходящее так близко было физически больно. Тем более что от перемены мест слагаемых сумма не изменилась: на 49-й минуте Акинфеев и Василий Березуцкий не поделили мяч, и Роббен с лета вознамерился забить третий гол. Если бы не реакция нашего вратаря – всенепременно забил бы…
Справедливости ради, попытки огрызнуться ЦСКА делал – однажды даже прессингом заставил Нойера ошибиться в передаче, перехватив мяч. Но и это ни к чему, кроме фола Мусы, в конце концов не привело. Бессмысленного оттого, что мяч уходил на "армейский" угловой. Тошич "вешал" на дальний угол вратарской – но партнёры были ещё дальше, чем этот угол. Далёк от лучшего своего состояния был и Хонда, опровергнув теорию, что в блеклом для себя матче с "Ростовом" он просто копил силы, чтобы показать себя Европе на полную катушку. Нет, он просто так себе готов сейчас, японский наш хавбек.
Кто давал нам микронадежды хоть на один гол, так это Нойер, устраивавший с партнёрами около своей штрафной слишком уж фривольную перепасовку. Однажды это дело подкараулил Муса, но, подхватив мяч, зачем-то отдал его пяткой. В никуда. Тем не менее такой безнадежности, как до перерыва, на поле для российского клуба не ощущалось. Вот только, как когда-то выражался Андрей Петрович Старостин, ему было "нечем жарить".
Зато у "Баварии" таких было хоть отбавляй. И если до перерыва самым нацеленным на чужие ворота игроком у неё был Манджукич, то после – Роббен. Когда на 69-й минуте Алаба (обещающий уже в ближайшее время стать одним из лучших левых защитников мира) закинул ему чудесный пас-"парашют", голландец принял мяч на грудь и так тереливо ждал, пока он опустится на землю, что, будь он злостным нарушителем спортивного режима, мог за это время спокойно выкурить сигарету. Удар с близкого расстояния был неотразим, и пытавшийся в отчаянном прыжке помешать ему Игнашевич не преуспел. 3:0.
К ликованию публики, Гвардиола выпустил её любимца Швайнштайгера. А Слуцкий отправил знакомиться с Лигой чемпионов Базелюка, которого тут же неистово и персонально, как и в матче с "Ростовом", поддержали красно-синие сектора. Вскоре за ним на поле проследовал Миланов. Смогут потом парни рассказать, что играли на самой "Алльянц Арене".
Четвёртого гола уже совсем не хотелось – это было бы многовато. Писарро закатил мяч в пустые ворота, обведя Акинфеева на 86-й минуте, но из офсайда. Шакири с лёта переводил мяч в дальний угол после навеса Мюллера – чуть мимо. Вратарю не было покоя, но так 3:0 и осталось. А фанаты ЦСКА, дабы себя развлечь, устроили перекличку с оказавшимися рядом коллегами из белградского "Партизана" и выкрикивали своё привычное в адрес "Спартака". На последних секундах Тошич мог размочить счёт – да Нойер среагировал.
…В общем-то ничего трагического не произошло. Проигран самый заведомо безнадёжный матч группового турнира из шести возможных. Произошло это в кадровой ситуации, которая и при изначально незавидных вводных исключала какое-либо другое развитие событий. Вот только мелодия у этого поражения вышла какая-то совсем уж депрессивная. Коленопреклонённая. Хотя и полного унижения не случилось – и на том спасибо.
"Ты-то сам как думаешь, какой будет счёт?" — спросил меня за несколько часов до матча знакомый работник "Баварии". Делать хорошую мину я, простите, не стал. Сказал: "0:2 или 0:3. Первое – за счастье".
Даже такого сомнительного счастья не случилось, а сбылся второй вариант – хорошо, что не хуже. Впрочем, и бог с ним. Матчи с "Викторией" и "Манчестер Сити" в тысячу раз важнее. А "Бавария" пусть порадуется своей сотой победе в Лиге чемпионов. Мы же виртуозам, выигравшим под руководством Гвардиолы первый матч в Лиге, с уважением поаплодируем. Заслужили.