Футбольная Москва в воскресенье, 22 сентября, будет разделена на две части – красно-белую и красно-синюю. Все остальные со стороны будут наблюдать за самым взрывоопасным дерби столицы «Спартак» - ЦСКА и гадать, каким скандалом завершится очередной этап вражды между трибунами. Накануне главного матча российского футбола «Московские новости» задали болельщикам двух самых популярных клубов города вопрос: за что вы ненавидите ЦСКА и за что не любите «Спартак».
Дмитрий Лекух, писатель
Болельщик «Спартака»
— На самом деле, когда кто-то говорит об «исторической вражде» фанатов московских клубов ЦСКА и «Спартак», он, что называется, оказывает много чести армейцам: исторические враги «Спартака» назывались немного по-другому. Сначала это была «Динама проклятая» ((с), Н.П. Старостин) из Москвы, потом, где-то с середины аж 60-х годов прошлого века, безусловно, — их одноклубники из Киева. Да и до сих пор, хоть эти команды уже скоро как четверть века играют в первенствах разных стран, если их пути случайно пересекаются где-то в еврокубках или даже как в этом году в товарищеском турнире, на трибунах искрит так, что мало не покажется ни одному столичному дерби. Что при этом, безусловно, никак не отменяет того факта, что сейчас для фанатья обоих столичных клубов именно эти две игры: «Спартак» — ЦСКА и ЦСКА — «Спартак» — главные игры сезона. Тут все просто: две крупнейшие торсиды столицы никак не могут оказаться, что называется, по одну сторону баррикад, это будет противоречить самому духу футбола. Но вот, один черт, публике стоит помнить, даже самые примороженные на голову бойцы из топовых фирм все равно время от времени называют свои пересечения «зарницами», то есть тут все равно присутствует некоторый элемент игры, хотя игры и мужской, и взрослой, и, как ни крути, довольно опасной для всех участников. Поэтому когда лично меня спрашивают «за что ты ненавидишь ЦСКА», я обычно отвечаю коротко: за цвета.
Свиные головы
В августе 2011 года за пару часов до начала дерби армейские фанаты свесили на леске с моста, находящегося рядом с метро «Спортивная», шесть свиных голов весом более 10 кг каждая. Они находились прямо над толпой болельщиков, шедших на дерби, в течение нескольких минут. В итоге три головы упали из-за обрыва лесок, а три были сняты сотрудниками полиции. Спартаковские фаны отреагировали на происшествие спокойно, многие даже фотографировались. Сам же матч стал самым скандальным между этими командами в современной истории — травма Игоря Акинфеева в столкновении с Веллитоном и высказывание Дмитрия Губерниева о «датском вратаре».
Алексей Меринов, художник-карикатурист
Болельщик ЦСКА
— «Спартак» — это секта. И как всякая любая секта — смешная и забавная. Напридумав кучу сказок и басен о себе, истово пытаются заставить поверить в свое величие всех вокруг. И отчего-то страшно обижаются, когда им не верят. Кстати, в отличие от нас обижаются при упоминании их первого названия. «Пищевик», он «Пищевиком» и остался. О чем свидетельствует появление на их трибуне в 2006 году баннера с прекрасно различимым логотипом одного водочного бренда. Изрядно повеселили. Ну а походы в Европу сего коллектива веселят окружающих уже давно. Хотя, надо отдать должное, Copa del Sol им в упорной борьбе удалось овладеть.
Побоище в «Лужниках»
В апреле 2001 года фанаты ЦСКА и «Спартака» устроили грандиозную драку с милицией. Наиболее активные из 30 тыс. присутствовавших на матче болельщиков во втором тайме начали выламывать стулья и кидать в стражей порядка. Армейских фанатов удалось утихомирить, а спартаковские, окружив милиционеров, начали их избивать и заставили отступить. После окончания матча силовики отыгрались за поражение, устроив фанатам живой коридор. В результате драки пострадало более 50 человек с той и с другой стороны. Задержаны были более 700 фанатов.
Евгений Селеменев, соавтор сценария фильма «Около футбола»
Болельщик «Спартака»
— Когда я начал активно болеть, а это 1986–1987 годы, про такую команду, как ЦСКА, во дворе и не слышали ничего. Один из моих первых походов на футбол в красно-белой атрибутике в 1990 году закончился столкновением с болельщиками ЦСКА. И те показали себя не лучшим образом. Меня, подростка, избили два 30-летних полупьяных быдла с возгласами: «Это вам за 79-й год» (мне тогда было два года). Они хотели отобрать мой красно-белый шарфик, били ногами, но я вцепился в него мертвой хваткой, и шарфик остался у меня. С тех пор неприятие к болельщикам и команде ЦСКА у меня возникло такое же, как у спартаковских болельщиков более старшего поколения к киевскому «Динамо». При этом я знаю, что за ЦСКА болеют многие достойные люди, дружбой с некоторыми из них я горжусь, но сам никогда эту команду поддерживать не буду ни при каких обстоятельствах.
Никита Петухов, журналист
Болельщик ЦСКА
— Я болею за ЦСКА с 1990 года. «Спартак» для меня — заносчивый нытик-истеричка. В 90-е годы он собрал орду глорихантеров, которым нравилось считать себя болельщиками многократного чемпиона страны. Как только другие клубы научились играть в футбол, а не в кожаную сферу, от успехов не осталось ни черта, орда превратилась просто в толпу, а единственным аргументом в любом споре стали девять чемпионств, взятых в то время, когда все остальные спали летаргическим сном. Спорт и футбол — это сила, преодоление, мужество. А от «Спартака» одно нытье: «поле было плохим», «судья плохо судил», «Гинер все купил», «к нам никто не поедет», «против нас плетется заговор». Чуть команда влетит очередному «Санкт-Галлену», все, болелы швыряются шарфами, орут про «чемодан, вокзал». Не умеют проигрывать, хотя пора бы уже привыкнуть. Вот за это нытье, инфантилизм я «мясных» и не люблю. Не всех, конечно, у меня и папа, и брат за «Спартак», один с 60-х еще, второй с 80-х.
Украденные баннеры
В апреле 2011 года во время дерби в чемпионате страны фанаты «Спартака» проникли в сектор поклонников ЦСКА, схватили армейский баннер и унесли на свою трибуну. Попытки армейских фанов отбить полотнище «Ступино» были пресечены сотрудниками полиции. Баннер был сожжен красно-белыми на трибуне. Через полторы недели, уже в кубковой игре, армейцы ответили обидчикам тем же маневром: сначала выкрали чужой баннер, а потом спалили.
Дмитрий Сергеев, зам. генерального директора в Rambler & Afisha United Company, управляющий директор в SUP Media и Чемпионат.com
Болельщик «Спартака»
— Как любой нормальный болельщик, я с детства выбрал клуб, за который болею. Поэтому все другие клубы являются для меня противниками. Болеть за «Спартак» — это семейная традиция для меня, аналогично и болеть против ЦСКА. Тут нет ничего сверхъестественного. Возможно, у кого-то другие причины не любить ЦСКА, но у меня это объясняется именно традициями.
Дмитрий Крюков, географ, журналист
Болельщик ЦСКА
— За что, говорите, я не люблю «Спартак»? А за что его любить? Мне идеологически весь этот мелкий пас совсем не близок. Ни Бразилия, ни «Барселона», ни «Спартак». Я испытываю органическую нелюбовь к таким командам. К тому же надо понимать, что я начинал смотреть в конце 80-х — начале 90-х, там была очень крутая команда ЦСКА, а потом все стал выигрывать «Спартак». Конечно, после шести чемпионств подряд (или сколько там) хотелось их свергнуть. Но, надо сказать, что я никогда в Европе против них не «топил». Ну «Кошице» и «Санкт-Галлен» это смешно, друзей потроллить, но были и крутые матчи типа «Русенборга», который у меня на видео записан.
Оскорбление легенды
В апреле 2013 года в «Лужниках» фанаты ЦСКА устроили надругательство над большим баннером с изображением легенды и тренера «Спартака» Андрея Тихонова, который был «отжат» у соперников. Сначала армейские болельщики сплясали на нем гарлем-шейк, а затем со второй попытки растянули на своей трибуне, предварительно разорвав в том месте, где был напечатан рот футболиста, и попытались изобразить сексуальный акт. Ранее до такого в противостоянии фанатов двух самых популярных команд Москвы дело не доходило.
Сергей Белоголовцев, шоумен, ведущий
Болельщик «Спартака»
— Я, наверное, из тех редких спартаковцев, которые не могут вот так прямо сказать, что не любят ЦСКА. Генетически армейцы и не были никогда соперниками для «Спартака», ведь это якобы непримиримое противостояние началось только тогда, когда российский чемпионат силу набрал. Моя юность прошла под эгидой противостояния «Спартака» и киевского «Динамо», поэтому отношение мое к ЦСКА довольно спокойное, если не сказать уважительное. Выигранный для России Кубок УЕФА — тогда я болел за армейцев и прыгал с друзьями от радости, когда они победили. Мы даже на Пушкинскую площадь собирались поехать, но не собрались, слава богу. То, что сейчас происходит в ЦСКА, вызывает зависть у нас, красно-белых болельщиков. Великолепная селекция, грамотный, прекрасный тренер, которого я искренне уважаю. Это не просто крепкий футбольный специалист, но и прежде всего очень интеллигентный и культурный человек, чего не сказать о нашем нынешнем тренере. Безусловно, я буду искренне поддерживать свою команду в дерби, но мои прогнозы на этот матч нерадужные. Сомнения усиливаются с каждой следующей игрой красно-белых и точат меня изнутри.
Василий Конов, главный редактор «Р-Спорт»
Болельщик ЦСКА
— Я бы не сказал, что я не люблю «Спартак», потому что любовь к одной команде не подразумевает нелюбви и ненависти к другой. Так сложилось, что в моем классе в школе все болели за «Спартак», а мне почему-то, когда я стал смотреть футбол, больше понравился ЦСКА. Мои симпатии к армейцам только укреплялись — и когда они вылетели из высшей лиги еще союзного чемпионата, и когда вернулись. Все 25 лет, что я болею за ЦСКА, только убедили меня в том, что тот детский выбор был правильным. Если выбрал себе команду, то выбрал ее на всю жизнь, и нет никакого значения, кто у нее соперник, в каком дивизионе она выступает или в каком турнире. Это как дети — они есть и вы их любите, что бы ни произошло. Но «Спартак» был и остается самым принципиальным соперником, за победу над которым можно простить очень многое. Если 22 сентября ЦСКА победит, об обидном поражении от «Баварии» я лично и не вспомню.
Солидарность ради жизни
В истории фанатского противостояния были и положительные моменты, когда поклонники «Спартака» и ЦСКА объединялись ради одной цели. В предстоящем матче перформанс со стороны спартаковских болельщиков будет минимальным, если будет вообще, поскольку все средства, предназначенные для этого, фанаты красно-белых решили перечислить на лечение получившего тяжелую травму коллеги. Болельщики ЦСКА поддержали эту инициативу и также решили перечислить денежные средства, собранные на счет пострадавшего фаната.
Александр Дмитриев, директор по связям с общественностью, НОМОС-Банк/Банк «Открытие»
Болельщик «Спартака»
— Я болельщик «Спартака» с 1990 года, то есть с тех пор как вернулся из тогда еще Югославии и начал интересоваться футболом (походы на матчи «Црвены Звезды» не в счет). Особое отношение к ЦСКА появилось не сразу — во-первых, за эту команду болел мой отец, во-вторых, долгое время они как конкуренты нам вообще не рассматривались. А потом произошло три вещи. Началось все со знаменитого «снежного» матча, затем была игра 2003 года, когда Валентин Иванов назначил очень спорный пенальти в наши ворота. «Закрепителем» стала встреча «Сатурн» — ЦСКА: за откровенный микст-файт в ней игроки ЦСКА не получили очевидные дисквалификации, ведь впереди была игра со «Спартаком». На это наложились неизгладимые впечатления от «вертикального» футбола начала эры Газзаева, ошибки судей в пользу армейцев и фраза «результат на табло». Я застал великого Федора Черенкова, воспитывался на игре Цымбаларя, Тихонова и других звезд «Спартака» 90-х, поэтому, считаю, закономерно, что все эти вещи вызывали неприятие к ЦСКА
Алексей Андронов, комментатор «НТВ-Плюс»
Болельщик ЦСКА
— Я не считаю, что обязательным атрибутом боления за какую-то команду является ненависть к ее даже главному сопернику. В качества каких-то эмоций или троллинга, причем людей, с которыми ты хорошо знаком, это можно представить, но такого, чтобы я «Спартак» не любил — нельзя сказать. У меня много приятелей, которые играют в том числе и в «Спартаке», и болеют за эту команду. Но с давних пор, когда я только начал интересоваться футболом, меня раздражало постоянно навязываемое понятие «народной» команды, а когда повзрослел, понял, что из этого вырастает апломб.