Побывав на двух товарищеских матчах ЦСКА в Америке, обозреватель "Чемпионат.com" констатирует: настоящий уровень "армейцев" — именно НБА.
Всё-таки напрасно Чарльз Баркли насмехался над Сан-Антонио, тамошней рекой без названия и полнотой местных женщин. Сан-Антонио — отличный город, красивый и уютный. И что удивительно — туристический центр. Многочисленные приезжие с удовольствием прогуливаются по раскритикованной сСэром Чарльзом набережной Rivewalk, пусть эта речка и действительно далеко не Миссисипи. Техасско-мексиканские рестораны — праздник души, а женщины в Сан-Антонио ничуть не полнее остальных американок. И вообще, лишний вес американцев несколько преувеличен злыми языками по эту сторону океана. Просто приписывать им какие-либо пороки давно стало правилом хорошего тона.
А ещё в Сан-Антонио есть баскетбольный клуб. Местные жители страшно им гордятся — и правильно делают. "Спёрс" — эталон правильного ведения спортивного хозяйства. Стабильность во всём, грамотное управление, великолепная работа с болельщиками, замечательная арена, великий тренер, великие игроки. Поверьте, в Сан-Антонио очень трудно не стать фанатом "Спёрс". Уважением проникаешься после первого же посещения арены AT&T Center. Подозреваю, что в дальнейшем это довольно быстро перерастает в более глубокое чувство.
Интересная подробность: в американских баскетбольных дворцах (а как их ещё назвать?) болельщицкие места примыкают к скамейкам запасных практически вплотную. Например, в Сан-Антонио есть по четыре кресла с обеих сторон прямо у "банок". Меняется, к примеру, Тони Паркер и садится с тобой плечо к плечу. Можно перекинуться парой слов. Сезонный абонемент на такое место стоит 250 тысяч долларов. Да-да, я не опечатался — 250. Два миллиона в год "Спёрс" зарабатывают на восьми стульях.
В отличие от Нью-Йорка и Миннеаполиса, где арены расположены в самом центре, в Сан-Антонио вам придётся прокатиться за город, чтобы увидеть игру "Спёрс". Недалеко, минут 10-15 езды, но всё-таки. В Москве, допустим, это точно отпугнуло бы народ. Многие ли фанаты футбольных ЦСКА и "Динамо" довольны, когда их команды играют в Химках?
Техасцы не ропщут: на товарищеский матч с ЦСКА пришло без малого 15 тысяч человек. А ведь для них такая встреча с точки зрения спортивного интереса, всё равно что для нас "товар" между ЦСКА и какой-нибудь "Зеленой Гурой". Проще говоря, "наши играют неизвестно с кем". Но ведь наши же.
Шоу из баскетбола в Америке делать умеют. Ещё до того, как ты вошёл в зал и занял своё место, ты уже наверняка получил существенный кусок хорошего времени. На арене всё организовано идеально — от фаст-фуда до магазина атрибутики. Сервис — приветливый и молниеносный. Никого не смущает, к примеру, продажа пива в спортивном сооружении. Люди пришли развлечься, зачем их ограничивать? Не нарушайте закон, не ведите себя вызывающе, не мешайте другим веселиться — и вы не узнаете, что на арене в принципе есть охрана. А её, между прочим, много. Просто охранники не напоминают лагерных вохровцев и не пытаются самоутвердиться за счёт "охраняемых". Следить за порядком в Америке не означает охранять порядок от людей. Деталь, поразившая меня до глубины души: охранник-инвалид у двери в раздевалку клуба НБА. Натурально, в инвалидном кресле. И никому даже в голову не приходит считать это странным или необычным.
Величие Тима Данкана, не очень бросающееся в глаза на экране телевизора, вблизи заметно очень чётко. Его талант — в отточенности движений и безупречной самодисциплине в игре. Он просто не делает ничего, что не умеет делать очень хорошо. Зато если уж делает, то идеально. Дашь ему сантиметр лишнего пространства, накажет непременно, с банковской гарантией. Сыграешь против него в защите очень хорошо, он "всего лишь" забьёт своё. Отзащищаешься "на четвёрку", он уничтожит и тебя, и твой клуб. Неброско и невозмутимо.
ЦСКА здорово смотрелся в Америке. И ни к чему непременно указывать на то, что соперники задействовали своих звёзд в ограниченном режиме. Ну и что? Со стартовой пятёркой "Спёрс" "армейцы" играли на равных — и довольно продолжительные отрезки. Да и сами использовали ротацию, которую вполне можно назвать "экспериментальной". Уимз и Теодосич, например, сыграли существенно меньше Фридзона и Мицова.
Важнее вот что: ЦСКА в очередной раз показал, что его реальный уровень сильно выше того котла, в котором клуб варится на родине. И это удивительный диссонанс. Такой команде просто нечего делать в Единой лиге ВТБ, при всём к ней уважении. Она стоит как бы над конкурентной средой, в которой живёт. Два-три матча настоящего соревновательного накала в год — это ничтожно мало. Да и в Евролиге, если начистоту, есть только одна настоящая интрига: как ЦСКА сыграет в "Финале четырёх". Выиграет турнир или "снова провалится"? Поражение броском на последней секунде в финале — это считается системным провалом. Кстати, "Сан-Антонио" примерно в этом же стиле проиграл свой финал НБА-2013. Вот только о провале там никто не заикается. "Разочарование" — вот как это называется у них. Головы Ар Си Бьюфорда и Грега Поповича по-прежнему на месте и пользуются ничуть не меньшим уважением.
По сути, в Сан-Антонио ЦСКА столкнулся с эталонным примером самого себя. Та же амбициозность, та же железная "вертикаль власти", та же беспрецедентная глубина состава. Только уровень другой, как вы понимаете. Но уровень, он ведь повышается именно от такого соперничества. Бытие определяет сознание, ежедневная рутина определяет жизнь. Убеждён: "варись" ЦСКА ежедневно в "энбэашной" рутине, он бы имел шанс стать похожим на "Спёрс". Во всех смыслах.
Но ЦСКА играет в России, где его единственный возможный прогресс — это один шаг от второго до первого места в Евролиге. Единственный "нерв" — теоретический, но крайне маловероятный невыигрыш Единой лиги. Насколько такая жизнь интересна? Смотри графу "посещаемость". Как долго может быть интересным клуб уровня НБА в стране, где нет самой НБА? Думаю, если бы "Сан-Антонио" завтра переехал в Россию, поменявшись местами с ЦСКА, всплеск интереса к техасскому суперклубу был бы недолгим. Через пару лет на "Спёрс" ходили бы те же полторы тысячи зрителей. Золотая ложка, инкрустированная алмазами, вряд ли будет вызывать устойчивый эстетический интерес, если изо дня в день хлебать ею баланду.
Зураб Читая