Игорь Акинфеев и Сергей Игнашевич, мягко говоря, не дружат. Бывает, столп обороны ЦСКА и сборной России посылает голкипера с его приказами куда подальше. Сказываются ли на эффективности обороны личные отношения вратаря и защитника? На эти вопросы отвечают ветераны.
«Вратарю тоже разрядка нужна»
Вячеслав Чанов, вратарь донецкого «Шахтера» (1968-78), московского «Торпедо» (1979-84), бакинского «Нефтчи» (1985-86), ЦСКА (1987):
- Вратарь должен быть громким. И защитники обязаны выполнять его приказы беспрекословно, независимо от того, сколько лет вратарю. Когда я только начинал, старшие товарищи мне сразу сказали: «Подсказывай, кричи, не стесняйся! Пусть даже в грубой форме. Для нас твой подсказ очень важен». Конечно, можно и напихать защитнику. Но ведь это только с трибуны кажется, что слова грубые – у игроков-то совсем другое восприятие. Тот же полевой игрок может всегда сорвать злость, разрядиться на сопернике - подкатится, сыграть жестче. А вратарю тоже разрядка нужна! Ребята понимают - не обижаются, когда вратарь рявкнет.
Команды вратаря должны быть четкими, как выстрел. Это не просто: «Возьми!» Надо сказать, кто кого держит: «Петя! Берешь шестого!», «Вася! Ближе к восьмерке!»
Да, сейчас в командах много иностранцев вратарей, но они очень быстро учат нужные слова: «Назад» «Вперед» «Бей» «Вынос».
Я, когда играл в Германии, по-немецки командовал, в «Нефтчи» не все ребята были в ладах с русским языком, приходилось подсказывать и на азербайджанском.
За границей кричат меньше. Я в Германии получил однажды желтую карточку за крик, когда выходил на мяч. Говорю судье: «Это ж сигнал!» А тот – ноль внимания.
Да, взаимоотношения вне поля важны между защитником и вратарем. Что же касается взаимоотношений Акинфеева и Игнашевича вне поля, я бы не акцентировал на этом внимание. Если люди профессионалы, во время матча все личное забывается. Могу привести пример киевского «Динамо» 1960-х. В жизни, мягко говоря, личные отношения у ребят были не совсем гладкие, но на поле выходили – единый коллектив. Чемпионы!
«Он мне кулаком – выбил два зуба»
Петр Двуреченский, защитник красноярского «Локомотива» (1966-70) и липецкого «Металлурга» (1970-77):
- Мне очень комфортно игралось в Красноярске с вратарем Игорем Швыковым. Команды его были очень конкретные, к примеру: «Два шага вперед!» «Три шага вправо!» Конечно, вратаря надо слушаться. Урок я получил еще в молодежке. Вратарь крикнул: «Играю!» Но я не поверил: выбиваю мяч головой, а он мне кулаком – выбил два зуба.
В Липецке играл у нас последнего защитника Олег Швецов. Хотя и чистильщик, но не спешил расставаться с мячом, играл вальяжно. Очень рискованно. И вот матч на выезде. Вратарь Вася Судаков ему кричит: «Выноси, Олег!» Тот не спешит. Ну, тут уже я выношу с левой – прямо… в голову Олегу. Его выносят с поля. На следующий день – гематома на пол лица. Тренер: «Вот так Олежа, наконец, тебя хоть свои научили!»
Иногда вратари нервируют чрезмерными криками, но это все равно лучше, чем молчать. Молчащий вратарь - не футболист.
Если Акинфеев и Игнашевич – враги, это неправильно. Их личные взаимоотношения нервируют всю команду. У нас же были дружные коллективы. Некоторые вратари не только руководили, но и разряжали напряжение – шуткой. Был у нас такой Шинкарев – все время подкалывал, играл с шутками-прибаутками. На его авторитете это не сказывалось. Даже наоборот. А Виктор Туголуков, если знал соперника, мог травить: «Саша (Ваня, Коля…), ну чего ты не бьешь! Жду – замерз уже!»
Почему в 1960-е в ЦСКА вратари были молчунами, как после «сухих листов» Лобановского заводился Яшин и что советует детям Сметанин – в свежем номере еженедельника «Советский спорт – Футбол»