Сегодня ЦСКА предстоит сложнейший матч, который во многом определит судьбу команды в нынешнем розыгрыше Лиги чемпионов
Когда 17 сентября в Мюнхене Леонид Слуцкий понял, что "Бавария" – это космос и надо если не получить удовольствие, то хотя бы расслабиться, он еще не знал: ЦСКА вступил в антикосмический период. В серую полосу с черным отливом.
После "Баварии" в пяти матчах чемпионата России красно-синие набрали лишь очко, в Лиге чемпионов с трудом обыграна Пльзень. В клубе надеются, что треклятая полоса наконец кончится. Календарь, однако, упорно не желает поставлять для этой цели "тюфяков". Кого-то нужно использовать в качестве груши, но кого, если один противник злее другого? "Спартак", "Терек", "Динамо", "Зенит". Теперь вот – "Манчестер Сити".
Расписывать в красках этих парней смысла нет. Роман Широков после недавнего матча в Питере милосердно допустил возможность победы армейцев над британцами, но на самом деле команда в Москву приехала лютая. Один из лидеров английского чемпионата выиграл четырежды в шести последних матчах.
Но с "Сити" ясно все или почти все, так что хватит об этом. Давайте лучше о том, что предпринять ЦСКА. Опять расслабиться? В кровь разбить лбы о стену? Делать, что должно, и будь что будет?
А что в данном случае должно?
Леонид Слуцкий на предматчевой пресс-конференции вычертил задачу привычным пунктиром: "добиться максимально возможного результата", "противопоставить высокий уровень коллективных действий, агрессивности, выигранных единоборств, то есть классические вещи, которые могут побить класс игроков "Манчестера".
Классика – штука вечная. И если ею, к примеру, станут руководствоваться "горожане", их задачи будут сформулированы точно так же. При разном классе. Чем, по-вашему, все закончится?
Тут Слуцкому применить бы, думается, что-то авангардное, выходящее за рамки классицизма. И не только сегодня в Химках. И даже не столько сегодня в Химках. Ведь функциональную яму, отягощенную короткой скамейкой и травмами, можно перетерпеть – а можно попытаться самим из нее выкарабкаться.
Чур меня давать советы тренеру, съевшему сто футбольных собак. Но не идут из головы слова Слуцкого, сказанные им в недавнем интервью "СЭ":
"– В Самаре вы писали каждому игроку "письма счастья" – личные, с чувством юмора и достаточно циничные. Можете процитировать самое циничное?
– Наоборот, они были очень душевные, с затрагиванием личных струн. И футболисты – народ сам по себе циничный – ни разу не подшучивали над этими "письмами счастья". Но в ЦСКА я бы никогда их не написал.
– Почему?
– Тут уровень цинизма на предельно другом уровне. И такая форма не сработает. Как не работают motivation movies – мотивирующие ролики. В ЦСКА уже больше года их не делаю. Игрокам это просто не нужно.
– А что им нужно?
– Игра, профессия, контракт, трофеи. А разговоры по душам, глубокое эмоциональное погружение, слезы – все это они черпают в нефутбольной жизни. С семьей, детьми, родителями".
Получается, Слуцкий, тренер тонкой душевной организации, принял ситуацию как должное и перестал стучаться в игроцкие души. Сожалея, кстати, об этом. Так может, пришел черед сделать еще одну попытку?
Игра, профессия, контракт, трофеи – не пустой звук и для Хонды, достаивающего у армейского конвейера на чувстве долга. И для ветеранистой защиты, много лет бегущей в одном и том же беличьем колесе. И для трепетного Мусы с выздоровевшим Думбья. Одно слово – профессионалы. Футбол для них – быт. Горят на поле по обязанности, хотят они того или нет. Не добавить ли к ней щепотку личного, эмоционально окрашенного?
Слуцкого, массовика-затейника от природы, в душу свою не пускают не потому, что не могут. Не хотят. Но бывают моменты, когда следует проявить настойчивость. Замутить капустник, швырнуть бутсу в раздевалке, спровоцировать кого-то без перехлеста, вонзить в мягкое место психологическую булавку. Скорлупа цинизма не чугунная, если есть под ней место семьям, родителям, детям. И для Евгения Гинера, о чем он не раз говорил, ЦСКА – семья. В обычной жизни и при правильном раскладе это нечто большее, чем совместная еда, думы о былом и вечерняя лежка у телевизора.
В армейский профессионализм неплохо бы добавить немного куража и полета. Чтобы горело не по обязанности, а так, как сгорает на скамейке в каждом матче сам Слуцкий. Кто-то должен найти топливо. С ним будет легче показать "высокий уровень выигранных единоборств". Без него придется еще какое-то время терпеть и расслабляться, не получая удовольствия.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ