Лига чемпионов добралась до Химок несмотря на пробки. Вопреки местной традиции ее даже не шманали на входе и пропустили через турникет не к 30-й минуте. Аншлага не набралось – центральные трибуны подвели. Искушенному отечественному зрителю, у которого всегда перед глазами захватывающие "Терек" и "Томь", не любопытны команды уровня "Манчестер Сити". Понурые спекулянты продавали неприкаянные билеты дешевле номинала. Полицейские грузовики выстроились в струйку по узким химкинским улицам и устрашающе парковались прямо у стен: чтобы все видели, кто здесь власть.
ЦСКА все-таки провел свой первый полноценный домашний матч в этом розыгрыше. Еще летом сама идея организации Лиги чемпионов на этом 18-тысячном стадионе звучала как страшная история, но все познается в сравнении. Уж лучше здесь, чем во вражеском Питере. "Квартира пусть съемная, но привычная, своя!" – резонно аргументировал Леонид Слуцкий. Цитату Е. Титова, начертанную на стене арены: "Такой стадион мечтал бы иметь каждый клуб премьер-лиги!" следовало переиначить. Каждый московский клуб премьер-лиги мечтал бы иметь хоть какой-нибудь стадион. Не исключаю, что когда-нибудь еврокубки придут на "Родину", или на МСА "Локомотив", или ЦСКА примет соперника в Грозном.
Гости из Великобритании – и "Манчестер Сити", и все, кто приехал вслед за ним – быстро пришли в ужас от российских реалий, начиная от привычной неразберихи в аэропорту, продолжая злым морозом, и заканчивая позорным переводом пресс-конференции и полем, которое поутру перед игрой покрасил специально обученный трактор. Местами газон спрятал плеши, а местами выглядел, как старушка, которая, пытаясь скрыть седину, делает волосы бурно-малиновыми или кислотно-фиолетовыми.
Но пусть нас клеймят и критикуют англичане. Сами же мы станем себя хвалить, поддерживать и защищать. Как говорил червячок в известном анекдоте, "мы в этом живем, потому что это наша родина, сынок" Так что Лига чемпионов в Химках – самая лучшая Лига чемпионов.
Слуцкий, должно быть, глядел на химкинское поле как в зеркало, где вся его команда отражена. "Качество газона соответствует качеству нашей игры в последнее время", – иронично молвил он на предматчевой пресс-конференции. Фраза носила глубокий подтекст. Газон на арене бесцветен и плешив, но все же, полечившись, стал кое-как пригоден для футбола. А поведение ЦСКА в поединке с "Зенитом" местами навевало сдержанный оптимизм. Вот только у Слуцкого нет ни красок, ни трактора, ни хотя бы кисточки, чтобы намалевать в центре поля Эльма, на фланге изобразить Фернандеса, а в атаке – Дзагоева и Вагнера Лав.
Однако в запасе армейцев неожиданно оказались заполнены все строчки, а среди фамилий резервистов обнаружилось сразу два вратаря. Появление там Чепчугова планировалось с выздоровлением Акинфеева, который пропускал встречу с "Зенитом" (0:2) из-за жидкости в колене. А вот видеть на лавке Мусу, в пятницу успешно защищавшего ворота питерцев от самого себя и от удара Тошича, было непривычно. Даже когда Думбья вытеснял нигерийца с острия атаки, Слуцкий ставил бегунка на правый фланг. Но терпение тренера-воспитателя небезгранично. К тому же, Думбья органично смотрелся рядом с постоянным опекуном Хави Гарсией – просто взгляните на их номера.
Гарсия – номинально хавбек, но Мануэль Пеллегрини применил его в центре экспериментальной обороны. Компани получил паузу, а Лескотт выпал из тренерского доверия и, скорее всего, покинет клуб уже зимой. В целом же у Пеллегрини народу на два состава, и незыблемы только пять человек: вратарь Харт, дуэт опорных Яя Туре и Фернандинью, свободный художник Давид Сильва, форвард Агуэро. Ротация на остальных позициях редко отражается на совокупной силе команды.
Начиналась игра. Хонда почему-то вышел в красно-синем, а не в красно-черном. Надеть футболки с коротким рукавом решились только Хесус Навас и Сабалета. Среди армейцев "моржей" не нашлось. Дети, которые выбежали на гимн Лиги чемпионов вместе с футболистами – родители, как вы могли пустить малышей в такой мороз без курточек?! – присели на колено, чтобы не заслонять приговоренный бороться с расизмом вымпел в руках игроков. Краска проверку прошла – на детской коже не осталось следов от зеленки. Зато проверку не прошел В. Березуцкий – уже на 6-й минуте Слуцкий заменил его на брата. Хотелось верить в чудо: это не очередная злосчастная травма (возможно, Василий из-за игр сборной не долечился), а хитрый тренерский ход. Только Негредо придумал рецепт, как одолеть Васю, а тут раз – и ему подсовывают Лешу. Типа Негредо в недоумении.
Как и предполагал коллега Евгений Зырянкин, днем ранее разобравший на детали механизм Инженера Пеллегрини, "Ман Сити" старался играть в одно-два касания, но холод сильно сказывался на скорости и энергичности псевдобританцев (из англичан в основе вышел только Харт). Атаки покрывались инеем, и на подступах к воротам Акинфеева успевали собраться практически все армейцы за исключением разве что Думбья. На его-то рывки ЦСКА и уповал. Ивуариец подкупал не столько толковыми поступками, сколько рвением, напором, энергетикой.
Хонде впихивали в ноги мяч, он пытался вести игру, но выглядел чересчур вялым. "Бей, бей!" – со всех углов кричали ему, как Поветкину в бою с Кличко, а японец все пасовал и пасовал, мяч натыкался и натыкался на чужую голову или ногу. Старался Тошич, для которого этот матч – своего рода дерби, ведь в ЦСКА он попал из другого Манчестера. Правда, в те времена "Сити" только перешел в управление шейхов, и "Юнайтед" смотрел на соседа свысока.
Тошич, как правило, всегда хорошо играет в международных матчах, когда здоров. Он и забил, отблагодарив оборонительную часть команды за компактность, слаженность и ловкие перехваты. Акинфеев атаку зачал, Хонда продолжил, Тошич в касание перекинул Харта. В ЦСКА, похоже, коллективно читали Зырянкина: именно мячи, пущенные вразрез между защитниками, чаще всего приводят к голам в ворота "Ман Сити" – подсказывал наш журналист перед игрой.
Насколько нервно и душещипательно дался этот гол, настолько же противно было так бездарно пропускать спустя всего минуты. Причем дважды и после примитивных комбинаций: прострел или навес с фланга, "извини, не дотянулся" от Игнашевича и Набабкина, а потом – тычки Агуэро мимо Акинфеева. Впрочем, когда за дело берутся выдающиеся мастера, в их руках (или в данном случае, ногах) все выглядит легко, просто и гениально. Даже элементарная передача вдоль ворот. Один из мячей зять Марадоны забил головой. В субботу он впервые за два с лишним года отличился со второго этажа в английской премьер-лиге. Ему, видимо, понравилось. Решил повторить.
Второй тайм ЦСКА провел старательно. Прибавил в созидании Миланов. Обострил вышедший на замену Муса. Думбья умолял о пенальти и склонял Харта на суперсейв. По-прежнему неистовствовал Тошич. В последние минут десять армейцы не вылезали с чужой половины поля, даже можно сказать, из чужой штрафной. Эх! Ох! Ах! Да что б тебя, снова мимо! А "Ман Сити" тем временем работал в режиме жесткой энергетической экономии. В наступлении особо не преуспевал, но и не старался преуспевать, прямо как в стартовые полчаса матча. Одна команда с ледяным спокойствием побеждала другую – ту, которая больше хочет, но и меньше может.
Очень хотелось, чтобы ЦСКА наказал "Сити" за плохо скрываемую лень и пренебрежение. И армейцы могли забить второй этим пофигистам! Да вот только судья аннулировал волшебный выстрел Мусы в девятку из-за нарушения, случившегося чуточку раньше. А Хонда в добавленное время загубил сумасшедший момент. У Слуцкого на скамейке случился сердечный приступ.
Российский клуб потерпел поражение и, если отталкиваться от турнирного расклада, вряд ли сможет теперь претендовать на выход в плей-офф Лиги чемпионов. Перефразируя Слуцкого, результат соответствует качеству газона в Химках. Увы, за отвагу и страсть очков в футболе не дают.
ЦСКА – МАНЧЕСТЕР СИТИ – 1:2 (1:2)
Голы: Тошич, 32 (1:0). Агуэро, 34 (1:1). Агуэро, 42 (1:2).
ЦСКА (Россия): Акинфеев, Набабкин, В.Березуцкий (А.Березуцкий), Игнашевич, Щенников, Вернблум, Цубер (Муса, 50), Тошич, Хонда, Миланов, Думбья.
"Манчестер Сити" (Англия): Харт, Сабалета, Хави Гарсия, Настасич, Коларов, Хесус Навас, Фернандинью, Яя Туре, Давид Сильва (Насри, 79), Агуэро (Клиши, 89), Негредо (Джеко, 72).
Предупреждения: Вернблум, 45+1. Негредо, 48. Игнашевич, 54. Туре, 64. Муса, 71. Сабалета, 79.
Судья: Хацеган (Румыния).