От сегодняшнего матча зависит, как армейцы будут вспоминать прошедший год
Евгений ЗЫРЯНКИН
2013 год четко разделился для ЦСКА на две половины. В первой солдаты Слуцкого заняли все ключевые высоты, за что были представлены к высшим футбольным наградам. Во второй несли тяжелые потери личного состава и отступили с занятых позиций. На доске почета теперь другие герои.
Счастливую весну увенчал завоеванный летом Суперкубок. Нелегкую, неоднозначную осень подытожит зимний матч. "Утешительный финал" за место в плей-офф Лиги Европы напишет последнюю фразу года и поставит что-нибудь в конце. Точку, восклицательный знак, многоточие или кляксу.
В этой гамме символов заключен широчайший разброс оценок ЦСКА за первую часть послечемпионского сезона. Четверть сотни проведенных игр распределилась примерно поровну на прекрасные, ужасные, средние, нормальные, беспросветные и неоспоримые. В диапазоне от 5:1 с "Краснодаром" до 2:5 с "Манчестер Сити".
Был отрезок, когда армейцы лидировали в премьер-лиге и посматривали на всех свысока. Был и другой – когда от табличной глухомани их отделяла одна неудача, а медали из пункта "задачи и цели" перешли в раздел "приятные воспоминания". Против одних и тех же соперников в Лиге чемпионов ЦСКА в разные периоды был и мертвым, и, наоборот, живее всех живых.
Глиссандо по струнам успеха сопровождает и концовку армейского года. Едва ЦСКА догнал группу лидеров, как снова от нее отстал. Теперь и третья, прежде несомненная позиция в еврокубковой группе кажется шаткой и скользкой. Чешскую "Викторию", вряд ли уступающую в мастерстве "Ростову" с "Краснодаром", приходится опасаться.
Рано характеризовать нынешнее положение чемпионов аварийными терминами. Это еще не провал и не крушение. Месячник неудач разумно объясняется кадровыми проблемами. Недавние осечки на юге – хорошим уровнем и высокой моралью противников. Отрыв от первого места в чемпионате – дистанция, но не пропасть. Перед "Викторией" же есть гандикап в очках и опыте.
Игра в Пльзене уточнит и конкретизирует оценку за осень. Хороший результат станет аккуратной точкой и сохранит баланс нынешних заслуг ЦСКА в небольшом плюсе. Непопадание в плей-офф – точка жирная, неряшливая, как чернильное пятно. Из-за нее все труды пойдут насмарку, все приятные впечатления смажутся.
Да и последняя фраза в любом случае запомнится лучше прочих. В феврале, когда участники Лиги Европы встанут на изготовку друг против друга, мы не вспомним, как армейцам забивала "Бавария". Но решающая встреча с чехами обязательно возникнет в памяти. Засияет солнечным лучом, поддерживая армейцев в новом турнирном походе, или всплывет чем-нибудь гадким, если в одной из пар плей-офф обнаружится название "Виктория".
Все так. Но для полноты картины нужно обозначить еще один важный смысл встречи в Пльзене – практический.
Февраль – не футбольный месяц для России. Со всех сторон. Мороз, сугробы, играть негде и не для кого. А еврокубковым бойцам приходится еще и в сезон входить на месяц раньше остальных, рискуя выбиться из сил уже в апреле и проиграть по всем фронтам.
Наверное, у ЦСКА, нет-нет да и возникает дилемма. Пробиться в плей-офф с незначительными шансами на выигрыш трофея и жить всю весну в нескончаемом игровом режиме через два дня на третий, заранее простившись с мечтой о титулах и следующей Лиге чемпионов? Или красиво выйти из игры, а все ресурсы бросить на золотую гонку?
Мы доподлинно не знаем, что об этом думают футболисты, тренеры и руководители ЦСКА. Но все-таки есть надежда, что характер и амбиции чемпионов России перевесят стратегическую расчетливость. Само собой, мы вовсе не желаем армейцам надорвать пупки. Наоборот, ждем, что команда зимой укрепится. И у нее больше не будет прободения турнирных язв от кадрового голода, а здоровья и людей хватит на все – без ограничений и самоликвидаций.
Хороший результат в Пльзене важен команде в первую очередь для уверенности. Слишком много болезненных ударов получила она в последнее время. Победа в решающем матче – не лучшее, а единственное лекарство от таких ран. Кроме того, надо показать Европе, что российский клубный футбол вообще и ЦСКА лично не прокис и не растоптан, что мы по-прежнему в порядке. Иначе нас просто перестанут воспринимать всерьез.