Честно говоря, я в шоке. Но в отличие от большинства болельщиков, которые могут просто помолчать, я должен что-то сказать. Издержки профессии, чтоб её... Попробую...
С Владимиром Григорьевичем Федотовым мы познакомились в 1998-м или 1999 году, когда он возглавлял саратовский "Сокол", а я ездил туда в командировку, поглядеть на успехи саратовского клуба. Нас познакомил Женя Герасименко, друг и коллега по "Футбол-Ревю". Женьку убили несколько лет назад в Саратове...
Но успеха тогда к Федотову не пришло, он не смог вывести команду в Премьер-лигу, и был отправлен в отставку. В городе его обожали. Наверное, такие чувства он вызывал в любом месте, где появлялся.
Всегда доброжелательный, остроумный, иногда слишком резкий - он был очень интересным, и человек, который с ним общался, обязательно попадал под его обаяние. Он не боялся говорить, что думает, не боялся косых взглядов. Говорил, что так воспитал его отец - великий форвард Григорий Федотов, который в своё время смог отказать Василию Сталину, настойчиво звавшему форварда в свою команду. Но Федотов-старший всю жизнь посвятил ЦСКА. И Федотов-младший всю свою игроцкую карьеру провёл в ЦСКА.
Вообще это тяжёлое бремя - быть сыном легенды. Это когда все тебя сравнивают и оценивают, а потом про себя говорят: "А папа-то лучше играл"... Владимир Григорьевич фамильной части не уронил, став одним лучших форвардов своего времени, был чемпионом СССР, лучшим бомбардиром союзного первенства. В качестве тренера привёл ростовский СКА к победе в Кубке СССР.
Это потом его уже начало мотать по свету. Где он только не работал, кому только не помогал. И никогда не чурался роли помощника главного тренера, не стыдился зависимости и подчинённого положения. Просто футбол был смыслом его жизни и в другой ипостаси он себя не мыслил. Федотов без футбола - это что-то невероятное, такое невозможно было себе представить. В те короткие периоды бездеятельности, Владимир Григорьевич очень переживал, но внешне оставался таким же. Посещал все московские матчи, общался с друзьями, а потом, как поступало предложение, пусть даже и не очень перспективное, с головой окунался в работу. Не мог он без футбола.
Своего настоящего тренерского шанса Федотов ждал очень долго. И получил его, когда ему уже было за 60. Но разве кто-нибудь мог дать новоявленному главному тренеру "Спартака" больше 50, Владимир Григорьевич всегда выглядел бодро и на здоровье никогда не жаловался. Это назначение оказалось последним в его жизни...
Да простят меня болельщики "Спартака", но 2006 год был единственным, когда я желал чемпионства красно-белых. Я очень хотел, чтобы Владимир Григорьевич выиграл, но победу тогда одержал другой клуб. И у меня были двойственные ощущения. Я был рад и огорчён одновременно. Хотя победы Федотов никогда не ставил на первое место. Самым главным всегда для него была сама работа, и он отдавал ей себя без остатка. Он, конечно, хотел побеждать, но ощущение востребованности было важнее.
"Спартак" он привёл к серебру и вывел в Лигу чемпионов. Тогда он нас всех радовал гимном Лиги чемпионов, который стоял у него на мобильном телефоне. Это он вспомнил классика, сказав про судей лермонтовскими строчками: "Есть божий суд, наперсники разврата". Об этой фразе он потом сожалел. Федотов долго отходил от матчей, особенно неудачных. Винил в поражениях себя, считал, что где-то ошибся, недоработал...
Я не буду рассказывать дальнейшую эпопею тренера в "Спартаке", пусть клуб сам занимается копанием в своём грязном белье. Но Федотов ту отставку переживал очень болезненно.Потом Владимир Григорьевич какое-то время работал в "Москве", но последнее время снова был невостребован.
Мне трудно представить, что его больше нет. Его, в котором жизни и энергии было больше чем в каждом из нас. Мне трудно представить нелепость ситуации. Ему стало плохо на даче, его отвезли в обычную районную больницу и только потом перевезли в Боткинскую. И здесь я тоже воздержусь от резких слов, ведь человека уже не вернуть....
Врачи до последнего надеялись на то, что ещё крепкий организм 66-летнего человека выдержит. Последние 13 дней своей жизни Владимир Григорьевич провёл в коме.
Но организм не выдержал.
Сегодня все мы потеряли очень хорошего человека. Фаната своего дела. Человека, посвятившего себя футболу на сто процентов.
Прощайте, Владимир Григорьевич.Автор: Антон Третяк