Как-то незаметно Алан Дзагоев превратился в самого отпетого рецидивиста российского футбола. Пытаясь понять причины и следствия, обозреватель Sportbox.ru вспоминает, сравнивает и предлагает взглянуть на мир глазами Фабио Капелло.
До прошлого сезона прямых красных карточек в карьере Дзагоева не было. Однажды ещё в самом первом чемпионате-2008 его попросили с поля за две жёлтые. И всё. Горчичники, конечно, потом случались, но, в общем-то, рабочего свойства. А в последние пару лет что-то вдруг резко переменилось: два удаления в предыдущем сезоне, два в нынешнем. Причём все прямые, без каких бы то ни было смягчающих обстоятельств.
Всякий раз, когда наблюдаешь такую метаморфозу, появляется желание отыскать точку перелома, уловить причину.
Летом 2012-го в жизни Алана произошло два знаменательных явления. Во-первых, он забил три гола на Евро и вернулся в Россию уже не звёздочкой, каким уезжал в Польшу, а практически звездой. Во-вторых, он женился. События эти не так далеки друг от друга, как может показаться на первый взгляд. Более того, в каком-то смысле они вообще бьют в одну точку. То и другое нешуточно стимулирует в молодом организме рост и укрепление мужского начала. В человеке безотчётно вызревает стремление утвердиться в звании не мальчика, но мужа. И он утверждается – доступными ему средствами. Иногда это происходит даже очень стремительно. Вот простое сопоставление дат. Главой семьи Алан стал 7 июля 2012 года. А 28 июля, ровно через три недели, необъяснимо срубил в пермском матче Константина Васильева и впервые в жизни получил от рефери прямую красную карточку.
Конечно, всё это вольные рассуждения на тему Фрейда, не более того. Хотя вообще-то пример Дзагоева будто специально придуман для поддержки старины Зигмунда, убеждённого, что тёмное и бессознательное в человеке преобладает над ясным и сознательным. «Секундная неконтролируемая реакция» – так срывы Алана диагностирует Леонид Слуцкий.
Все эти удаления были бы частным делом отдельного футболиста, если бы не отпущенная свыше мера таланта. Фигуры калибра Дзагоева не принадлежат сами себе или своему клубу: они становятся достоянием общества. Накануне чемпионата мира это ощущается особенно остро.
Игнорировать красную серию Дзагоева не смог бы даже тренер гораздо менее въедливый, чем Фабио Капелло. С лета 2012 года, когда за российским футболом в силу профессиональной необходимости итальянец стал наблюдать с особым пристрастием, Игорь Денисов, Денис Глушаков, Виктор Файзулин, Олег Шатов красных карточек в своих клубах не получали совсем. Роман Широков был удалён однажды: в компенсированное время ничего не значащего матча за жест в сторону трибун. Дмитрия Тарасова судьи просили на выход два раза: в обоих случаях по причине парных предупреждений, полученных за характерные для его игровой стилистики фолы. Дважды удалялся и Александр Рязанцев: один раз после игрового стыка лицом к лицу с соперником, другой – за фол последней надежды. Итого: пять красных карточек на семь центральных полузащитников, которые играли в сборной при Капелло. Это на одной чаще. А на другой – четыре удаления их коллеги Дзагоева.
Причём стоит принять к сведению характер правонарушений. Все карточки с первой чаши, за исключением разве что широковской, имели свою игровую логику. В красном покере Алана игровой логики ровно ноль.
Не стоит сомневаться, что весь этот пасьянс Дон Фабио давным-давно разложил. И теперь возьмём на себя нехитрый труд додумать: нужен ему игрок, который в любой момент может удалиться с поля просто так, без всякой необходимости? Нужен тренеру, для которого надёжность есть альфа и омега, основа мироздания и путеводная звезда, такой вызывающий источник ненадёжности? Да ещё на чемпионате мира. Да, к слову: из четырёх матчей, в которых Дзагоев получал те самые красные карточки, три его команда проиграла. Можно не сомневаться: штаб сборной это тоже зафиксировал.
Сегодня остаётся надеяться на мудрость Капелло, на то, что с высоты своих лет он найдёт какое-то разрешение непростой коллизии. Всё-таки поездка Дзагоева в Бразилию – это вклад не только в сегодняшний, но и в завтрашний чемпионат мира, 2018 года. Хотя никакой тренер, конечно, не сделает того, что должен сделать сам футболист.
Очевидно, что Алану пора находить какой-то иной способ самоутверждения. Пора не только по званию, но и по сути становиться не мальчиком, но мужем.