Бывший футбольный агент, а ныне руководитель селекционного отдела ЦСКА Олег Яровинский в интервью ИТАР-ТАСС рассказал о своем приходе в армейский клуб, трансферной политике красно-синих и поделился секретом, как заполучить хорошего игрока, опередив конкурентов
— Когда вам поступило предложение от ЦСКА? Долго ли раздумывали над ним?
— Все произошло стремительно. В середине января генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев позвонил мне и предложил занять должность руководителя селекционного отдела клуба. Раздумывал я недолго. Вот только нужно было завершить некоторые дела на предыдущей работе. Решение же о переходе в ЦСКА принял быстро.
— Насколько сложно было влиться в коллектив?
— В ЦСКА у меня было несколько хороших знакомых. А вообще, коллектив в армейском клубе просто замечательный. И это не дежурный комплимент. В самых разных отделах и департаментах работают отличные люди и настоящие профессионалы. Приняли меня здесь очень тепло.
— К новой работе привыкли быстро?
— Раньше я работал спортивным директором в "Крыльях Советов" и "Москве", поэтому прекрасно представлял себе, о чем идет речь. Это очень интересная деятельность. К тому же в масштабах такого большого клуба, как ЦСКА, она несколько отличается от того, чем я занимался раньше.
— Насколько хорошо, на ваш взгляд, вы справляетесь со своими нынешними обязанностями?
— Говорить о том, хорошо или плохо, можно будет только в конце сезона. Я пришел в клуб за 20 дней до закрытия трансферного окна, и пока похвастаться нечем. К тому же нужно понимать, что в селекционном отделе нет слова "я". Всегда нужно говорить "мы". В ЦСКА выстроена прекрасная система, и все работают очень слаженно. А говорить "я привез игрока" может только один человек — президент клуба.
— Сильно ли изменился ваш привычный образ жизни после смены работы? Наверняка у футбольного агента график менее напряженный.
— Несильно. Объем встреч и переговоров вырос, но распорядок дня практически не изменился. Многие, наверное, думают, что агентская деятельность — это когда сидишь в офисе с сигарой в зубах, тебе все звонят, а ты решаешь, куда поедет играть твой клиент. Это, конечно же, не так. И в агентской работе, и в работе руководителя селекционного отдела есть одно общее правило: волка ноги кормят. Ключевой пункт и в одной, и в другой сфере деятельности — общение с людьми, а главная валюта — информация. С такими программами, как Wyscout и InStat Football, работать стало гораздо проще, и зачастую успешнее оказывается тот, кто сработает быстрее и хитрее.
— Каковы критерии отбора футболистов в ЦСКА?
— Критерии, думаю, общие для всех больших клубов. Чтобы усилить команду, футболист должен быть очень высокого уровня, поэтому любой потенциальный кандидат ведется в жесткой конкуренции с российскими и европейскими клубами. К любой покупке мы подходим взвешенно. В ЦСКА собраны грамотные специалисты, четко понимающие, что, как и когда нужно сделать. Ежедневно мы общаемся с генеральным директором и главным тренером, чтобы минимизировать ошибки. Гораздо проще работать, когда существуют четкие критерии отбора, а Леонид Слуцкий всегда дает исчерпывающие оценки каждому игроку. Вообще, среди россиян часто встречается снисходительное отношение к национальному чемпионату, что, я считаю, неправильно. Если закрыть глаза на проблемы со стадионами, станет очевидно, что соревновательный уровень в РФПЛ очень высокий. А это накладывает определенные обязательства на селекционные отделы наших клубов.
— Скептики полагают, что заманить сильного иностранного футболиста в Россию можно лишь деньгами. Дело, действительно, обстоит так?
— Ничего подобного. Финансовый аспект, конечно же, присутствует, ведь футбол — это работа, которой люди зарабатывают себе на жизнь. Но мы, повторюсь, сами недооцениваем наш чемпионат. Зачастую зарубежные игроки и специалисты гораздо лучшего мнения о российском футболе, чем наши. Есть такая поговорка: хорошую команду без денег собрать невозможно, но невозможно и собрать хорошую команду только деньгами.
— В то время, когда вы работали футбольным агентом, кто из ваших клиентов последним переехал в Россию, чтобы расти?
— Последним был Марек Сухи, перешедший из пражской "Славии" в "Спартак". Выбрав Россию, он отказался от продолжения карьеры в Англии и Испании.
— Помогает ли в нынешней работе опыт агентской деятельности?
— Разумеется, знание изнанки трансферного рынка помогает. Это позволяет лучше понимать вещи, которые говорят мне агенты футболистов, глубже вникать в какие-то нюансы. Вообще, опыт работы в любой сфере футбола в конечном итоге будет полезен в другой его сфере. Так, к примеру, поработай я в своей жизни детским тренером или пресс-атташе клуба, понимал бы футбол еще лучше. Мелочей тут не бывает. Но, пожалуй, опыт работы спортивным директором в "Крыльях Советов" и "Москве" сейчас для меня более полезен, нежели опыт агентской деятельности. Дело тут в умении работать в коллективе. Все-таки агенты крайне редко работают в больших офисах. А должность руководителя селекционного отдела — это постоянный контакт с множеством людей.
— В зимнее трансферное окно ЦСКА никем не усилился. Существует мнение, что зимой клубы в основном освобождают место, расставаясь с игроками, чтобы летом совершить громкие трансферы. Такова была задача на минувшую зиму?
— Вообще, зимой редко кто из топ-футболистов меняет клуб. Говоря о расчистке места какими-то клубами, мы подразумеваем избавление от неликвидного товара, но неликвидный товар ЦСКА никогда не интересовал. Селекционный отдел работает непрерывно и, как и всегда в армейском клубе, точечно.
— На протяжении двух-трех последних трансферных окон много говорится о проблемах ЦСКА с нападающими. Верно ли, что первоочередной задачей для селекционного отдела клуба является поиск форварда, что исключит проблемы в случае травмы Сейду Думбии?
— Во-первых, будем надеяться, что с Думбией все будет в порядке. А во-вторых, селекция, как я уже сказал, не останавливается никогда. Мы рассматриваем кандидатов на все позиции, потому что при нынешнем уровне ЦСКА искать абы кого нельзя. Уровень требований настолько высок, что тут нужна, как говорится, ручная настройка. За каждого футболиста, отвечающего этим требованиям, приходится бороться.
— За Витиньо тоже боролись, и он отвечал всем высоким требованиям, но в итоге не заиграл.
— В Бразилии он был суперталантом, и приобретение этого игрока — большая удача для ЦСКА. К сожалению, у Витиньо затянулся адаптационный период, к тому же в селекционной работе всегда есть определенный процент того, что игрок раскроется не сразу. Человеческий фактор является здесь ключевым, поэтому никогда нельзя предугадать, как футболист будет чувствовать себя в новом клубе, в новой стране. Витиньо еще молод, и, если бы ЦСКА не приобрел его летом, в дальнейшем шансов заполучить этого игрока не было бы ни у одного российского клуба. Решение было, безусловно, верным, просто пока у него не все получается. Но ЦСКА верит в бразильца и хочет, чтобы он приносил пользу. У него будут шансы проявить себя, которыми Витиньо, надеюсь, воспользуется.
— Совсем скоро все европейские клубы будут жить по правилами финансового fair play. Изменится ли в связи с этим работа селекционного отдела ЦСКА?
— Разумеется, это внесет некоторые коррективы в трансферную политику. Но так как ЦСКА зарабатывает достаточно много денег, проблем возникнуть не должно. Мы обязательно будем следовать правилам финансового fair play, и, уверен, все будет в порядке.
Беседовал Артем Калинин