Лучшим игроком марта по оценкам "СЭ" стал 26-летний нападающий ЦСКА и сборной Кот-д Ивуара.
…Думбья продавил защитника, влетел в штрафную, но мяч после его удара разминулся со штангой на добрых полметра. И тут же на всю Живописную улицу, где в среду тренировался ЦСКА, раздался истошный рык. Кому-то, возможно, почудилось, что ранили слона. Кто-то, наверное, сравнил это с ревом оленя во время брачных игр.
Ни футболисты, ни тренеры даже не обернулись. Все уже привыкли, что только Думбья реагирует так, если вдруг загубит голевой момент.
"Он кричит. Это хорошо", – поднял палец коллега Симонов, способный чутко уловить барометр настроения в ЦСКА.
А я вспомнил слова Леонида Слуцкого: "Сейду очень эмоциональный, но от него не исходит никакой агрессии или злости. Крик для него – просто разрядка".
Да и переводчик Гевонд Хубларов, опекающий в ЦСКА легионера, рассказывал с умилением: "Я не встречал в своей жизни человека позитивнее, чем Сейду! Что бы не произошло, он не унывает. Всегда в бодром расположении духа, с улыбкой на лице…"
Качество похвальное само по себе. Но в случае с Думбья – особенно. Ведь был период, когда всякие хвори, казалось, к нему прямо липнут. Как не загрустить-то?
Началось все с позвонка, генетически подверженного воспалениям. Врачи успокоили: для спортивной карьеры это не фатально, но организму требуется пауза. Фраза "Время – лучшее лекарство" в 2012 году приобрела для бомбардира двойной смысл.
Дальше вновь процитирую Слуцкого: "Если футболист с такими крупными мышцами полгода из-за проблем со спиной ничего не делает и ходит в корсете, ясно, что потом он будет мучиться". На Думбья горохом посыпались мелкие травмы, из-за которых вплоть до нынешней весны он чаще лечился, чем играл.
Но и тогда никто в команде признаков депрессии у него не замечал. Впрочем, как уверял меня когда-то Александр Карелин, все депрессии – от праздности да нерешительности.
***
А Сейду на поле решительности не занимать. Он часто оставляет в дураках защитников, которые не в силах понять, как на высочайшей скорости можно вести мяч чуть ли не коленками, при этом сохраняя над ним контроль.
Слуцкий, рассуждая о феномене Думбья, родил неологизм "уваленновато". И объяснил мне свою мысль: "Иногда Сейду действительно выглядит так. Потому что у него нет школы в классическом футбольном понимании. Вот, например, Тошич: в него заложена базовая техника, движения отточены, при ударе правильно ставит опорную ногу. А Думбья – самоучка. Отсюда своеобразная манера и абсолютно непредсказуемый дриблинг".
К африканской праздности он так же не склонен. Вероятно, повлиял ранний отъезд за границу. Уже в 18 лет Сейду перебрался в Японию, затем два сезона вкалывал в Швейцарии.
Там, кстати, притерпелся к холодам, поэтому русской зимой его не напугаешь. В Москве Думбья обзавелся пуховиком, а вот от покупки ушанки воздержался. Он вообще не любитель головных уборов – в стужу предпочитает натянуть капюшон.
Зоран Тошич считает, что Думбья и Стивен Цубер в ЦСКА – главные модники. Оба, что характерно, говорят по-французски. "С Сейду невозможно ходить по магазинам, – насмешливо добавил Тошич. – Он когда видит одежду брендовых марок, кричит "Хочу всё!" и несется к прилавку".
Как-то летом Думбья потряс всех, явившись на базу в расписном национальном балахоне и башмаках, словно одолженных у маленького Мука. Хорошее настроение в тот день в Ватутинках было обеспечено каждому. Веселил он команду и своими чудными прическами, но что-то давно их не менял. Наверное, наскучило.
***
Думбья и прежде слыл домоседом, а уж после рождения дочери в ноябре 2012-го все свободное время старается проводить с семьей.
Если гуляет по городу, маршруты разнообразием не отличаются – Красная площадь, ГУМ, Охотный ряд. В Мавзолей не заглядывал, в метро не спускался. Однажды выбрался на баскетбольный матч Евролиги с участием ЦСКА.
Нанял шофера, но и сам нередко садится за руль. Водит аккуратно. Правда, не избежал парочки мелких ДТП, пусть и не по своей вине.
Других происшествий в Москве за четыре года не случалось. Это в Швейцарии он периодически терял ключи то от квартиры, то от машины, забывал в трамвае свежекупленный "айфон". Здесь от его рассеянности ничего не осталось. Всегда начеку.
В еде неприхотлив. Из русской кухни с особой радостью налегает на супы. Под запретом только свинина и алкоголь – Думбья правоверный мусульманин. Даже из чемпионского кубка шампанское не пригубил. Чокался в раздевалке стаканом с минералкой.
Музыку слушает африканскую. К российской равнодушен с первых дней. Знает три языка, но книжки читает на французском. В основном детективы и, как ни странно, романы о любви.
Мама Сейду и его четыре брата прилетали в Москву один раз. Погостили недолго – и назад, в Абиджан. Большую часть отпуска Думбья проводит именно там. Бывает в Бельгии, откуда родом его жена, точеная мулатка Джосси. Приезжает и в Швейцарию, где за "Серветт" на позиции опорного хавбека второй год играет его младший брат, 22-летний Усман.
Эктору Бракамонте за годы в России чего только не дарили болельщики! От матрешек с его изображением и поэм до балалаек и бутылок водки. Армейские фанаты Думбья обожают, а вот с подарками отчего-то не складывается. Лишь однажды на предсезонной встрече команды с болельщиками какая-то девушка вручила Сейду собственноручно написанный его портрет. Напоминавший, скорее, шарж. Думбья все равно был доволен.
***
За изучение русского он так и не взялся. Слуцкий к этому относится с пониманием: "Все-таки форварду в игре полегче. Вот если б он был защитником или вратарем, язык пришлось бы учить обязательно…"
В клубе у него есть переводчик, а за пределами поля роль толмача с готовностью выполняют земляки из университета Патриса Лумумбы. С ними Думбья сдружился быстро.
Его приятелю Яя Туре в донецком "Металлурге" повезло меньше. Зато русский за полтора сезона освоил так, что до сих пор шурует бойко. Хотя дальнейшая игра в "Монако", "Барселоне" и "Манчестер Сити" к этому не располагает.
Когда-нибудь в те края отправится и Сейду. Он же не Рахимич, чтоб сидеть в ЦСКА до седин. Некоторые легионеры точно знают, когда уедут из России. Возможно, наметил конкретные сроки для себя и Думбья.
Но пока не устает повторять на своей страничке в Facebook, либо через переводчика Гевонда: "Все слухи о моем уходе не соответствуют действительности. У меня контракт до 2016 года. Я полностью сконцентрирован на игре ЦСКА – впереди решающие матчи премьер-лиги и полуфинал Кубка. Ни о чем другом сейчас не думаю".
В последней фразе есть доля лукавства. Как не думать о чемпионате мира, когда до старта всего два месяца? Причем нет никакой гарантии, что Думбья туда попадет. Это в России он звезда и один из самых стабильных бомбардиров. А у сборной Кот-д’Ивуара в атаке конкуренция сумасшедшая – Дрогба, Калу, Бони, Жервинью, Ласина Траоре…
Едва ли главный тренер Сабри Лямуши повезет в Бразилию сразу пять нападающих. Я, конечно, не Лямуши, но Думбья в заявку включил бы непременно. Человек, способный наколотить в 16 матчах 14 голов, пригодится любой команде.
Лишь бы здоровье не подкачало. Сам Думбья настроен оптимистично. Твердит, как заклинание, в каждом интервью: "Я в хорошей физической форме. Играю, забиваю. Все проблемы позади. Кроме вопросов, которые задают журналисты, о травмах мне сегодня уже ничто не напоминает…"
Ну и слава богу!