ЦСКА – КРАСНОДАР – 0:1 (0:1)
Гол: Вандерсон, 28.
ЦСКА: Акинфеев, Фернандес, В. Березуцкий, Игнашевич, Щенников, Вернблум, Эльм (Миланов, 63), Тошич (Базелюк, 79), Дзагоев, Муса (Цубер, 68), Думбья.
"Краснодар": Синицын, Енджейчик, Сигурдссон, Гранквист, Калешин, Газинский (Мартынович, 83), Мамаев (Петров, 74), Вандерсон, Широков, Жоаузинью, Ари (Лаборде, 80).
Предупреждения: Вернблум, 42. Мамаев, 43. Ари, 76. Жоаузинью, 89. Березуцкий, 90. Синицын, 90+2. Игнашевич, 90+6.
Судья: Вилков (Нижний Новгород).
16 апреля. Химки. Стадион "Арена Химки".
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ из Химок
Тренеры обеих команд облегчили процедуру сравнения их стартовых составов с предыдущими матчами. Дело даже не в том, что изменения были минимальными. Просто ЦСКА и "Краснодар" выставили на игру самые сильные свои конфигурации. С Дзагоевым, лишенным радости игрового бытия в чемпионате, и Широковым, пропускавшим недавнюю встречу с "Зенитом" из-за порядков и установок, отдаленно напоминающих крепостное право. Составы получились – боевее не бывает.
Такой же выглядела и подоплека. Донельзя кубковый в последнее десятилетие ЦСКА рвался продолжить банкет в облюбованном турнире. "Краснодару" же банально хотелось титула. Южная команда созрела для успехов, на ее базе уже подготовлены стенды с пустующими пока стеллажами. Камней было разбросано много: пришла пора собирать. И до ближайшего – рукой подать, всего два матча: этот, в Химках, и финальный в Каспийске.
Для понимания: если "Краснодар" проигрывал, ему все равно светил потенциальный утешительный приз – еврокубки. Для этого требовалось соблюдение следующих условий: ЦСКА побеждает в финале Кубка "Ростов" или "Луч", но по итогам чемпионата попадает в Лигу Европы, а не в Лигу чемпионов (в данном случае в еврокубках окажется финалист Кубка). "Краснодар" при этом должен сохранить свое нынешнее 6-е место. Либо стать 5-м, и тогда ему все равно, чего добьется ЦСКА в чемпионате или Кубке.
Имелась глубокая уверенность, впрочем, что все эти расклады гнездились вне пределов сознания армейцев и краснодарцев. Они вышли побеждать. Потому что так надо. В Кубке – в особенности. Вот и все.
С первых минут обозначились сюжетные направления, прошедшие затем красной нитью через всю игру. ЦСКА явил мощь. Конкретную такую силу с напором и давлением. Схватил "Краснодар" за запястье, как армрестлер, и принялся гнуть к столу. Событийно это выразилось в попадании Дзагоева в штангу уже на 2-й минуте и Мусы в перекладину – на 5-й. Оба, специально это отмечаю, били скорее издали, чем со средней дистанции. Затем Тошич не попал в створ – и снова из-за пределов штрафной. Не успел развеяться пороховой дым, как Дзагов метров с шестнадцати опять пульнул в угол краснодарских ворот. Но там обнаружился голкипер Синицын.
Вот эта тактика – дальние удары после прохода, отскока или подбора, стала для хозяев в пером тайме самой ходовой. Они владели территориальным преимуществом, давили и били. Всякий раз издали. И всякий раз неудачно. Смотрелись грозно. Единственное, чего не хватало армейским мускулам, так это некоторой доли изящества.
А вот у "Краснодара" это изящество было. Получив от армейцев тумаков на первых минутах, гости прижали к себе портфель, словно школяр в подворотне и поправили очечки. Но убегать не надумали, а стали давать отпор. Вместо силы из них ключом бил романтизм. "Краснодар" комбинировал. Не скисал, натыкаясь на Эльма с Вернблумом, а обходил их сторонкой. И в конце концов дождался момента, когда армейская сила слегка хлынула, в то время как краснодарская романтика пробилась к чужой штрафной.
Гол гостей стал продолжением все той же лирики и техники. Мамаев втянул мяч в штрафную, Широков элегантно доставил его Вандерсону, который взял очень быструю и звенящую ноту. Мгновение на остановку, еще одно – на удар. И на носком, как напрашивалось, а какой-то хитрой частью стопы, то ли верхней, то ли внешней. Риск того, что мяч свалится с ноги, был велик. Но без риска он бы не влетел в угол ворот Акинфеева. А так – пожалуйста. 1:0.
Картина игры к тому моменту выглядела далеко не стартовой. "Краснодар" нащупал колею жизни в тех тисках, которые приготовил гостям ЦСКА. Армейцы продолжали напрягать мускулы и бить издали: удар Эльма со штрафного вновь парировал Синицын. В центре поля прибавилось не только строгости, но и жесткости. А южане мало того, что держались – продолжали создавать опасные моменты. В частности, один такой перед перерывом имел Ари.
При этом "Краснодар", сложилось ощущение, не стремился ускорить свой футбол. Мягкая техника позволяла его исполнителям контролировать мяч как будто стоя. Но в готовности взорваться, как только представится такая возможность. И она представилась, да не одна. Но уже во второй половине встречи, когда гости стали прибегать к контратакам, как к полноценному оружию.
Что-то понял в перерыве и ЦСКА, начавший затем разбавлять мощь романтизмом. К дальним ударам ЦСКА добавил хитрость проникновения в штрафную соперника, придерживаемую до поры в резерве. Результатом стал очередной удар Дзагоева: на этот раз близкий. Очень близкий. Но куда деть силушку – ответа на этот вопрос Алан так и не нашел. И потому влупил от души, но в штангу. Зазвеневшую, занывшую, заскулившую. Могла бы, так и согнулась. Но штанга прото выплюнула мяч обратно в поле. И предложила армейцам подождать следующего шанса.
В итоге он так и не наступил. Были моменты, были атаки, были жар и азарт. Не было лишь голов. Нестабильный, но романтичный "Краснодар" устоял и впервые в истории вышел в финал национального Кубка. Играли бы так постоянно – были бы выше и в чемпионате.