Наш обозреватель — о Слуцком и Гинере, Акинфееве и Тошиче. И о том, как ЦСКА за 10 туров сотворил чудо, второй раз кряду став чемпионом.
Передо мной — таблица чемпионата России-2013/14. Но не нынешняя, окончательная, а за 11 марта, после 20-го тура. Позади — ровно две трети чемпионата, «армейцы» только что получили во втором тайме четыре мяча от «Динамо» и опустились на пятое (!) место.
Выше — «Локомотив», «Зенит», «Спартак» (да-да, и такое было!) и «Динамо». Причём даже ближайшая из этих команд, бело-голубые — в четырёх очках. А лидер, «Локо» — и вовсе в девяти. Соотношение забитых и пропущенных мячей — «+3». У «Локомотива» — «+22», у «Зенита — «+20», у «Спартака» — «+16».
Какая там защита прошлогоднего титула — даже попадание в следующую Лигу чемпионов в тот момент, всего 2 (два) месяца назад, казалось таким же далёким, как Плутон от Меркурия. Игру в следующем, 21-м туре между ЦСКА и «Зенитом» никому и в голову не приходило позиционировать как нечто крайне важное в контексте борьбы именно за золото. Каковой она на деле оказалась.
Бывают, оказывается, в футбольной жизни, даже нашей, самые настоящие чудеса. Нынешнее чемпионство ЦСКА — как раз из таких, и о нём, об этом фантастическом 10-матчевом победном рывке, будут помнить и слагать легенды ещё очень долго. А Леонид Слуцкий, за которого я, признаюсь, особенно рад, повторил дуплеты второй половины 2000-х и начала 2010-х в исполнении Валерия Газзаева, Курбана Бердыева и Лучано Спаллетти.
Если после первого золота Василий Березуцкий сказал ему: «Вы понимаете, что теперь можете кого угодно посылать?», — то на что теперь Слуцкий имеет право?.. Между прочим, в свои 43 (для этой профессии — студенческий возраст) он с января нынешнего года, после отставки Курбана Бердыева из «Рубина», тренер с наибольшим непрерывным стажем работы в Премьер-Лиге. Работает он в ней с лета 2005 года.
Он не изменился, не загордился, не стал ходить с надменным видом после сделанного в прошлом году «требла», не стал работать с прохладцей, «на классе», да и переживает всё происходящее на поле не менее бурно, чем прежде, — тут и гадать не надо, у него на лице по ходу игр всё написано. И судьба вознаградила за всё это его тем, на что он и сам в какой-то момент, думаю, и близко не надеялся.
Мы подробно беседовали со Слуцким прошлым летом, когда его признали лучшим тренером России. Помню, в том интервью под заголовком «Не хочу становиться жёстче» главный тренер ЦСКА сказал, что ему было бы интересно съездить на стажировку к Андре Виллаш-Боашу в «Тоттенхэм».
А может, это как раз Виллаш-Боашу, обойдённому в финальном створе, следует съездить поучиться в Ватутинки, к Слуцкому?..
Тот факт, что весной у команды не было ни одной травмы, и 21 из 22 таймов (кроме второго с «Динамо») она провела на таком стабильном, классном уровне, мне видится результатом отличной работы Слуцкого во время зимнего перерыва. Тогда как Евгений Гинер сумел правильно разобраться в причинах осенних неудач. В том, что дело не в тренере, а исключительно в травмах ведущих игроков. Ну и в определённом постчемпионском похмелье всей команды — куда без этого.
***
Президента ЦСКА судьба вознаградила за терпение. Сезон нынче получился не просто щедрым на тренерские отставки, а каким-то сюрреалистическим: только три специалиста отработали в своих клубах от начала чемпионата до конца — Слуцкий, Леонид Кучук и Миодраг Божович. И символично, что первый и последний взяли оба трофея, да и второй без награды, пусть бронзовой, не остался.
После декабрьского проигрыша пльзеньской «Виктории» и вылета из Лиги чемпионов с последнего места, а вдобавок ещё и поражения в последнем перед зимним перерывом туре от «Краснодара», как всегда, нашлась куча экспертов, требовавших отставки Слуцкого и прорицавших её. Дескать, прошлогодний золотой хет-трик был последним «прости» поколения Игнашевича и Березуцких — а теперь надо всё менять, и поскольку интеллигентный Слуцкий не пойдёт на разрушение построенного, то доверить это надо другому тренеру.
Гинер в ответ и бровью не повёл. Как результат в декабре была «Виктория», а в мае — виктория.
А реальная жизнь разнесла все эти премудрые теории в щепки. Как и другие теории — о том, например, что для чемпионства команде нужна мощная «скамейка». Оказалось, что хватает и 14 основных футболистов — если все они, конечно, здоровы. При этом резервисты должны быть настолько естественной частью коллектива, чтобы уметь в нужный момент выдвинуться на главную роль — как Миланов, забивший великолепный победный гол «Зениту», или Базелюк, принесший победу над «Ростовом».
Вернёмся, однако, к тренерскому вопросу. Одна незыблемая традиция чемпионата России, как казалось ещё пару туров назад, в этом году уж наверняка закончит своё существование. Ан нет!
Ни разу за уже 22-летнюю историю российских первенств чемпионом не становилась команда, которая по ходу сезона меняла главного тренера. И Андре Виллаш-Боашу, пусть и одержавшему шесть побед в своих первых шести матчах, не удалось эту традицию сломать. Как только дело дошло до матчей с более или менее равными командами — «Локомотивом» и «Динамо» — вся игра и уверенность зенитовцев вдруг куда-то испарились.
Чемпионство ЦСКА — это гимн стабильности, взвешенности, умения президента не принимать спонтанных решений на горячую голову. Обратное мы видим, и уже не раз, к примеру, в «Спартаке». Будь Слуцкий главным тренером этой команды, и окажись он в своей декабрьской или мартовской ситуации — увольнения ему было бы не избежать.
Интересно — трудно ли было Гинеру не подписать заявление Слуцкого об уходе, поданное летом 2012 года? Сделай он это — и всё в судьбе далеко не самой богатой команды России могло бы пойти совсем по иному сценарию.
Два этих золота ЦСКА учат нас ещё и тому, что в футболе, даже в нашем, побеждают не самые богатые, а самые рачительные. Кстати, в уже упомянутом интервью Слуцкий на эту тему высказался так: «А завидовать не надо. Надо понимать, что каждый играет по своим правилам. И раз ты принял те правила, что приняты в твоём клубе, — играй и не жалуйся».
Играет. Не жалуется. Побеждает.
Что же до «Зенита», то, при всём к нему уважении, чемпионом не должна становиться команда, которая в решающем матче на финише сезона, да ещё и на своём поле, играет так, как питерцы против «Динамо». Да, это всего лишь одна игра, но если бы спустя несколько дней после неё команда Виллаш-Боаша стала чемпионом, осадок, полагаю, был бы у многих. И, чтобы вы меня правильно поняли, не из-за пресловутого Гулливера, а из-за игры.
***
Символики в происшедшем можно найти много. Как, например, мог в четверг не провести сухой матч Игорь Акинфеев, который несколькими днями ранее обогнал по их количеству за карьеру не кого-нибудь, а Льва Яшина? Когда за несколько минут до конца игры попал в штангу Н‘Дойе, это выглядело непременной драматической частью сюжета — ну не могло обойтись у «Локомотива» совсем без душераздирающего голевого момента под занавес. Но я не представляю себе, чтобы Акинфеев в такой миг пропустил.
Когда-то Слуцкий рассказывал, что после редких грубых ошибок или неудачных матчей следующие месяца полтора можно вообще не волноваться — в такие периоды у разозлившегося на себя Акинфеева концентрация становится абсолютной. В данном случае после 2:4 от «Динамо» этот алгоритм сработал от и до.
Конечно, страшно обидно за одного из лучших игроков «Локомотива» и всего чемпионата, стержня всей железнодорожной конструкции Ведрана Чорлуку. Кто угодно, казалось, мог сделать такую чудовищную поперечную передачу — но только не он.
Значит, так было суждено.
Но ведь этой ошибкой ещё надо было воспользоваться! И какой же степенью уверенности должен обладать Зоран Тошич, чтобы, прекрасно видя слева врывающегося в штрафную Думбия, лучшего снайпера первенства, нанести удар из-за штрафной. А ведь до того, перехватив мяч в центре поля, серб протащил его метров 30!
История Тошича — о том, что внутри здорового коллектива после ухода того или иного лидера всегда находится человек, который встаёт на его место. Поднимается над своим прежним уровнем, расправляет плечи, словно говоря: «Смотрите, я здесь!»
Новым Вагнером-Хондой, какого так не хватало команде Слуцкого осенью (Хонда, доигрывающий последние месяцы перед переходом в «Милан», был уже совсем не тем) стал для созидательной игры ЦСКА именно Тошич. Кстати, судьба воздала Хонде за наплевательское отношение в последние полсезона контракта с ЦСКА. Чего в этом году добился а) «Милан» и б) Хонда в «Милане»? И с какими ощущениями, интересно, японец узнал о том, что ЦСКА, из которого он уходил в грустную для команды пору, стал чемпионом?
О Хонде, сколько всего хорошего он ни сделал в своих первых сезонах в ЦСКА, уже никто не страдает. Тошич стал той самой «зажигалкой» при переходе к атаке, от которой по новой зажглась вся «армейская» игра. А Думбия, как я уже писал накануне золотого матча, я и вовсе считаю лучшим игроком сезона.
Осенью ЦСКА ждёт Лига чемпионов. И вот тут мы уже вправе требовать от красно-синих чего-то внятного. Два последних еврокубковых сезона завершились для них АИКом и «Викторией». Такую троицу бог любить не обязан.
То, что Слуцкий умеет работать в еврокубках, он уже доказывал, единственный раз в истории выведя ЦСКА в четвертьфинал Лиги чемпионов и обыграв в 1/8 финала «Севилью». В прошлом году не повезло с двумя соперниками по группе — но ведь команда до кучи уступила и третьему!
Уверен, что Слуцкий уже смотрит вперёд. Что молится на то, чтобы не ушёл и не травмировался Думбия, ждёт того, что прибавят Цубер, Миланов и даже Витиньо, окрепнет Базелюк…
Денёк-другой радоваться, а потом думать, что дальше — такова она, кайфово-мучительная тренерская доля. Доля, которая в конце концов приводит к вершине тех, кто этого заслуживает. Не боюсь признаться: в золотом матче я болел персонально за Слуцкого. Ни в коем случае не против Кучука, а именно за Слуцкого.
Четыре из пяти последних на сегодня российских трофеев — в его руках. Интересно, куда бы сейчас хотели деть газеты со своими словами те, кто в своё время умничал: зачем, мол, Слуцкий ЦСКА, если он-де не умеет выигрывать решающие матчи?..