Сам не был, но люди из клуба рассказывали, что год назад в эти же самые майские светлые дни некоторые из игроков ЦСКА не смогли сдержать слез в чемпионской раздевалке. Через год армейцы снова празднуют завоевание золотых медалей.
Слишком много утекло воды с осени 2006-го, после которой ни ЦСКА, ни Москве в целом не удавалось повесить себе на шею золотые медали. Был «Рубин» с его шокирующей многих игрой и почти безграничными по российским меркам трансферными возможностями. Был «Зенит», чей селекционный размах – что в 2007-м, что шесть лет спустя сделал казанские аппетиты диетическими. Набирал силу «Анжи», во что сейчас уже так сложно поверить. И как-то казалось, столице ничего в ближайшее время не светит. «Спартак» разорван харизмой Карпина и философией Федуна. «Динамо» в состоянии бесконечной перезагрузки. «Локомотив» никак не найдет подходящего тренера – солидного и в то же время вписывающегося в модель клубного бытия. А ЦСКА… ЦСКА выживает, как успешный малый бизнес рядом с мощными сетевиками. Существуя с известными сложностями, но понятным набором преимуществ. Бюджет – примерно шестой в Премьер-лиге, приоритеты на рынке – молодые и малоизвестные игроки из-за рубежа. Выживание при сверхзадачах в условиях работы на перспективу.
В начале XIX века худощавый шотландский врач по имени Джон Рэй создал концепцию межвременного выбора на карте экономической науки. В круг его интересов входили геология, сельское хозяйство, катание на коньках и (что наиболее важно в контексте статьи) богатство народов. Рэй развил идеи, провозглашенные его гениальным соотечественником-экономистом Адамом Смитом. Особенно его занимал вопрос, почему одни народы богатеют, в то время как другие так и прозябают в нищете.
Рэй доказал, что богатые страны в том числе богатеют от того, что их жители отличаются большей сдержанностью и умеют видеть перспективы. Они способны откладывать удовольствия на потом. Шотландец не стал легендой при жизни, как Смит, но посмертно величие не обошло его стороной. В разделе экономики, занимающимся межвременным выбором, ссылки на его труды считаются не хорошим тоном, а базисным подходом. И другой его великий вывод звучит так: государства могут экономить только при условии, что их жители способны себя в чем-то ограничивать.
Опять-таки, по имеющейся информации, в том году у Слуцкого был разговор или разговоры с группой лидеров, не удовлетворенных тем, что ЦСКА не ведет себя на рынке под стать конкурентам. Действительно, если мы посмотрим на сводную таблицу российских трансферов за несколько последних лет, то обнаружим один очень любопытный момент. Армейцы не выиграли борьбу ни за одного игрока с российским паспортом. Все они – от Шатова до Широкова -- уходили из своих команд куда угодно, только не в красно-синий клуб. Естественно, старожилов, помнящих другие времена, это не могло не волновать. И насколько известно, в разговоре с тренером звучал вопрос, если не требование: ситуация неприятная, надо влиять на президента. Просить, убеждать, обсуждать.
В такой ситуации тренер может ответить игрокам, какими бы ни были их заслуги, только одно. Вы знаете правила игры, вы знаете модель развития клуба, если вы не готовы это принять, значит, вопрос следует переводить в иную плоскость. Разумные люди, какими бы ни были их эмоции, способны потушить пожар и принять решение взвешенно. То, что в ЦСКА собраны одни из самых разумных людей в нашем спорте, сомнений не вызывает.
Когда правила игры приняты и, более того, (что не менее важно) – они понятны, результат обычно не заставляет себя долго ждать. И пусть то золото было со слезами на глазах – поскольку вера в возможность команды претендовать на чемпионство рядом с толстосумами потихоньку таяла – а это нет, я бы рискнул поспорить со Слуцким, сказавшим не о прошлогодней, а нынешней победе: «Сказка».
Возможно, мы говорим сейчас о разных определениях. Для Леонида Викторовича сказка, вероятно, подразумевает чудесную развязку чемпионата, когда ЦСКА, отставая от ушедших вперед лидеров на восемь-десять очков, опередил их великолепным финишным спуртом. Я же пытаюсь сказать о сказке, как о трансформации сознания определяющих игру команды футболистов – в пользу новых условий.
ЦСКА стал прежним, поняв, что теперь точно придется жить в изменившейся ситуации. Когда деньги уходят на стадион, а не на дорогостоящих новичков. И поразительно, что армейцы не попали в цель как раз с самым дорогим за последние сезоны трансфером. Примечательно, что чемпионат команда выиграла без Витинью, когда Слуцкий перестал ставить бразильца в стартовый состав в надежде, что произойдет чудо и его гений вырвется наружу в каком-нибудь из матчей, осуществив классический по советским временам переход из количества в качество.
Конечно, срослось многое. Как всегда бывает при большой победе.
Профессионализм игроков. Когда самый возрастной футболист из стартового состава играет который год без травм, готовясь не только к матчам, но и к каждой тренировке. Игнашевич – пример того, как с каждым новым сезоном можно играть лучше и лучше. Вопреки теории, гласящей: современный футбол стал настолько энергозатратным и выматывающим, что иссушает игроков быстрее, чем в старые добрые времена. Акфинфеев, Березуцкий – примеры из этого же ряда. Не припомню, чтобы человек, прошедший через две тяжелейшие травмы на одном и том же колене, восстановился и вышел на лучший уровень игры в своей жизни. Первый номер страны сделал это на удивление быстро.
Уверенность тренера. В себе в первую очередь. О Слуцком перестали говорить «наш Моуринью», перестали замечать, раскачивается ли он на лавке во время матчей или нет. Известно, что он перед прошлым сезоном был готов уйти из ЦСКА, пытался несколько дней подать заявление, но самый мудрый президент Премьер-лиги не захотел рассматривать этот вопрос, найдя доводы и слова, чтобы Слуцкий остался. Известно, насколько болезненным было для Слуцкого расставание с Шустиковым, многие годы бывшим его собеседником и помощником, но, как оказалось, – кем угодно, только не другом. Из такого клуба, как ЦСКА, по своей воле тренеры не уходят, с надежными помощниками не расстаются. Слуцкий смог отпустить обе непростые ситуации от себя, не испугавшись проиграть. И в итоге выиграл.
Тот его разговор с лидерами, когда были расставлены позиции и сняты болезненные из-за невысказанности по полной вопросы, – тоже можно добавить к решающим факторам.
Ну и, безусловно, стабильность. В клубе, в селекции, в людях, в задачах. То, чего не хватает всем остальным. Чем раньше кроме ЦСКА славился «Рубин», а сейчас, похоже, вместо казанцев в эту категорию команд можно добавить «Краснодар».
Все так просто и понятно, без каких-либо чудес. Но только на бумаге.
А в жизни – надо быть Гинером и Слуцким, чтобы реализовать все это на деле. Чтобы ЦСКА оставался ЦСКА. Самый стабильным и победоносным клубом страны последних лет.