Начальник медицинской службы ПФК ЦСКА Шагабутдин Керимов всегда находится вместе с командой. Он готов прийти на помощь круглые сутки, оперативно решая серьезные вопросы, которые напрямую касаются здоровья игроков. Медицинский штаб внес немалый вклад в очередной триумф армейцев в чемпионате России. В интервью нашему порталу Шагабутдин Керимов рассказал о том, каким получился нынешний сезон, а также о многом другом.
- Эту весну армейцы прошли практически без травм. Все ведущие футболисты были постоянно в строю, и команда, в отличие от осеннего отрезка, не давала сбоев, выдав впечатляющую победную серию. Знаю, что в клубе тщательно спланировали работу на зимних сборах, в частности, была разработана специальная программа подготовки для Сейду Думбия. Можно ли рассказать об этом подробнее?
- Мы действительно серьезно работали, постарались учесть все нюансы. В нашем деле, сами понимаете, мелочей не бывает. Что касается Думбия, то по окончании первого круга перед нами была поставлена четкая задача: сделать так, чтобы Сейду максимально ровно провел вторую часть чемпионата. Игрок прошел тщательное обследование, после чего мы составили соответствующую программу.
- В чем она заключалась?
- Думбия начал подготовительную работу еще в начале декабря и продолжал выполнять ее еще на двух сборах в Кампоаморе и Израиле. Только после проведенных контрольных тестов в начале третьего сбора в Марбелье мы совместно с тренером по физподготовке приняли решение о возвращении футболиста в общую группу.
- Не было опасений, что Думбия не успеет набрать форму к началу марта, когда возобновился сезон?
- В таких случаях спешить нельзя. Как вы помните, Сейду постепенно подводили через контрольные матчи. Он начинал играть по 15-20 минут, затем все больше и больше и, наконец, через некоторое время вышел на свой уровень.
- Когда команда выигрывает чемпионат, вы тоже вполне можете быть удовлетворены своей работой.
- Похожих сезонов не бывает не только у футболистов и тренеров, но и у врачей. Жаль, что так и не успели вывести на поле Цауню. Восстановившись после одной сложной травмы, на последнем сборе, к сожалению, Александр получил новое повреждение, которое вывело его из строя до конца сезона. К счастью, все его проблемы уже позади, и к новому сезону, надеюсь, Цауня будет полностью готов.
- Кого бы вы назвали самым сложным пациентом в своей практике?
- Во взаимоотношениях с футболистами проблем у меня до сих пор не возникало. И, надеюсь, их никогда не будет.
- Насколько легко или сложно приходилось с Хондой и его физиотерапевтом?
- С Хондой работалось и просто, и непросто одновременно. Единственное, с сожалением вспоминаю эпизод, когда его не удалось подготовить к игре с мадридским «Реалом».
- Второй сезон в команде отработал еще один известный спортивный врач, Александр Ярдошвили. Как вы разделяете обязанности?
- Александр Эдуардович – мой коллега и главный помощник. Мы находимся на связи 24 часа в сутки. Как специалист, он уже давно себя зарекомендовал, более 30 лет работая в спортивной медицине. В работе я всегда прислушиваюсь к его мнению по той или иной ситуации. Хочу также отметить труд других работников медицинского штаба ПФК ЦСКА. Это массажисты Михаил Насибов, Василий Демченко и Александр Чистяков, физиотерапевты Хуан Хименес и Антонио Тапия, повар команды Николай Косарев и его коллеги на базе в Ватутинках, а также врач молодежной команды Давид Цхакая и массажист Леонид Кузнецов. Все они – настоящие профессионалы своего дела.
- Как бы вы в целом охарактеризовали функции медицинского штаба? В каких случаях вы привлекаете сторонних специалистов?
- Работу врача футбольного клуба можно назвать весьма разносторонней. Это контроль за функциональным состоянием футболистов, профилактика травм и заболеваний, своевременная и максимально верная диагностика травм и их квалифицированное лечение, а также контроль питания. Медицинский штаб основной команды ЦСКА включает в себя семь человек – двух врачей, двух физиотерапевтов и трех массажистов. Медицинский штаб молодежки – один врач и один массажист. Своих коллег я представил чуть выше.
Футболисты основного состава у нас, как правило, оперируются за рубежом , в частности в клиниках Германии, однако, случается, в некоторых ситуациях мы прибегаем к услугам и наших врачей. Жалоб и нареканий до сих пор не возникало. Отметим, что раньше наши футболисты после перенесенной операции проходили первичную и дальнейшую всю реабилитационную программу за рубежом , теперь начиная с прошлого года, мы стараемся всю программу реабилитации проводить у себя на базе.
– Как в вашем штабе появились испанские специалисты?
– У нас есть дефицит отечественных физиотерапевтов, именно футбольных, это действительно ощущается. В ПФК ЦСКА на этом крайне важном направлении работают два дипломированных испанских физиотерапевта. Оба прежде работали в известных клубах на родине – в «Малаге» и «Бетисе».
– Как вообще врач попадает на работу в футбольный клуб?
– Раньше команды брали докторов самых разных специальностей. Но время идет, меняется футбол, меняются и требования к врачам. В последнее время на базе медицинских вузов создаются и успешно работают кафедры спортивной медицины, где и обучаются будущие спортивные врачи.
– В составе армейцев много футболистов национальных команд. Как взаимодействуете с врачами сборной России?
– Эта работа налажена, идет прямая связь с медицинским штабом сборной. Никаких проблем нет.
– При подписании контракта с футболистом оговаривается, как и в какой именно клинике он должен лечиться в случае травмы?
– Я с этим не сталкивался. Футболист подписывает с клубом контракт, после чего он полностью выполняет требования медицинского штаба клуба. То же самое касается и места, где он будет лечиться. Он полностью должен нам доверять.
- Выше я уже спрашивал про Хонду. Как вообще следует относиться к тому, что зарубежные футболисты могут приехать к нам со своими врачами или физиотерапевтами?
- Личных врачей у нас я не видел, а физиотерапевты, действительно, есть. На мой взгляд, эта практика давно присутствует в футболе.
- А если конкретнее?
- Если футболист может себе позволить содержать личного физиотерапевта, повара или парикмахера, и при этом показывает высокий уровень игры, то какие проблемы? Это его личное дело. Единственное, это необходимо заранее проговорить с руководством и персоналом клуба.
– Как формируется бюджет вашего медицинского штаба?
– За полтора-два месяца до утверждения бюджетов, мы подаем смету. Стараемся учитывать все: количество проведенных обследований, медицинских услуг, закупку медикаментов и так далее.
– Специалисты говорят, что роль врача в командах часто недооценивают. Скажите, насколько важен голос врача при принятии решения об участии того или иного игрока в матче?
- Решение о замене по ходу матча, если игрок травмировался, принимает врач. Сам футболист не всегда может правильно оценить свое состояние. Решение об участии или неучастии футболиста в матче, если это связано со здоровьем игрока, наш главный тренер в первую очередь принимает совместно с врачом команды.
Максим Квятковский