Возможный уход из ЦСКА сразу двух опорников больно ударит по команде: ей попросту некем их в данный момент заменить. Эксперт Sportbox.ru оценил ущерб, который способна нанести армейцам потеря шведов Понтуса Вернблума и Расмуса Эльма.
Трудно переоценить грамотный и просчитанный до мелочей ход армейского руководства, укрепившего в свое время стратегически важную зону перед штрафной двумя опорными хавами, в прямом и переносном смысле говорящими на едином наречии. Причем говорящими бегло, что отчетливо просматривалось едва ли не в каждом матче с их участием. Оба грамотно выбирали позицию, демонстрировали устоявшиеся навыки отбора и «первого» паса, а главное — снимали львиную долю нагрузки со стопперов Игнашевича и Василия Березуцкого, которые в силу возрастных изменений стали менее разворотливыми.
Заряжены шведы и на страховку крайних защитников. При этом, гармонично дополняя друг друга, действовали в унисон, что, легко догадаться, было обусловлено не только одинаковым пониманием законов игры, но и своевременным подсказом. Именно поэтому на подступах к воротам армейцев крайне редко появлялись свободные зоны для вклинивания атакующих. Да и оперативный переход команды от обороны к атаке с переменным успехом, но с помощью скандинавов обеспечивался.
Почему «с переменным»? Случалось, и Вернблум, и Эльм затягивали с передачами в переднюю линию — неспешно катали мяч поперек и назад, адресовали его ближнему, позволяя соперникам организованно отходить к собственным воротам и выстраивать многоярусную оборону. Однако понять заточенных под разрушение опорных полузащитников, в принципе, было можно. Зачем рисковать, если рядом Дзагоев с Тошичем, гораздо лучше владеющие острым, разрезающим пасом.
Ну и еще об одном, считаю, нельзя не сказать. Слишком уж часто Вернблум нарывался на «горчичники». Восемь раз в минувшем сезоне (учитывая матчи чемпионата и Кубка) прикладывали их судьи к голове «горячего шведского парня», хотя весомые причины для проявления эмоций, прямо скажем, возникали редко. Такое впечатление, что хавбек по одному ему известным мотивам считал ниже собственного достоинства отыграть матч чисто, потому и фолил в абсолютно безобидных ситуациях — хватал оппонентов за майки, срезал подкатами в центре газона, да и поговорить с арбитрами на повышенных тонах всегда был не прочь.
Но все это — мелочи по сравнению с тем, какую неоценимую пользу приносила армейцам «сладкая парочка». Второй показатель в итоговой таблице по пропущенным мячам — 26 (меньше только у «Локомотива» — 23) во многом ее заслуга, что, естественно, порождает вопрос: кто восполнит потерю и столь же надежно будет работать на результат, если тот и другой в межсезонье соберут чемоданы? Полузащитников, абсолютно похожих на шведов по стилю игры, в нынешней армейской команде попросту нет. С Мамаевым, способным сыграть в подобном ключе, клуб расстался и, на мой взгляд, опрометчиво. Миланов, Цубер, Цауня тяготеют к игре на передовой и как разрушители слабоваты.
Вот и выходит, что чемпиону придется либо отказываться от привычной, проверенной временем и весьма эффективной в его исполнении тактики, либо, сломя голову (каникулы быстро пролетят), рыскать по свету в поисках аналогичного северянам по складу футболистов. Третьего не дано.
Юрий Иванов