Экс-защитник сборной России, а ныне тренер юношеской национальной команды Александр Шмарко в интервью корреспонденту FootballTop.ru подвел итоги выступления российского коллектива на чемпионате мира, оценил перспективы развития футбола в стране, а также призвал ужесточить лимит на легионеров.
— Какие впечатления оставила игра сборной России с алжирцами и в целом на турнире?
— По отношению и по желанию сборная проявила себя с лучшей стороны, но результата, к сожалению, нет. Конечно, турнир шикарный, и уже хорошо, что мы попали на него. Это все-таки немаловажно. Но есть объективные причины, по которым из группы выйти не смогли. Я думаю, все это понимают, все это видели. На данный момент мы еще не готовы играть в плей-офф. Даже если бы мы вышли туда, что дальше делать? Я считаю, что какого-то определенного резерва у нашей команды маловато.
— В чем главная причина, что так мало этого резерва?
— Надежности не было. Слишком много брака делали, особенно в середине поля. Те же Файзулин и Глушаков. Опорные хавы не должны совершать столько брака, тем более в простых ситуациях. Из этого складывается весь ритм игры. А если ты постоянно ошибаешься, то проводишь больше времени, отбирая мяч. Отсюда возникают проблемы у своих ворот.
— Почему подобные ошибки возникают?
— Может быть, от чрезмерного желания. Потому что было видно, что ребята заряжены очень сильно на борьбу, на победу. Тут никаких претензий к ним быть не может. Но в то же время определенного класса им не хватает. Для всех, кроме Кержакова, это первый чемпионат мира. И как бы мы ни говорили, что это уже третий матч на турнире, когда на тебе висит груз ответственности, это давит. От этого и ошибки возникают.
— Сборная России показала свой истинный уровень?
— Конечно. Взять ту же сборную Алжира — большинство ее игроков играют в чемпионатах Италии, Португалии, Испании, Англии. Это о многом говорит. Я не утверждаю, что наш чемпионат плох, но если спросить тех же ребят, которые поиграли за границей, они подтвердят, что там совершенно другое напряжение, другое отношение к футболу, другой уровень борьбы. Поэтому я думаю, что нашим игрокам следует стремиться не только в России играть, но и уезжать в Европу. Опыта там набираться. Сам Капелло об этом сказал. Потому что, по большому счету, у нас немного другой чемпионат. В Европе больше звезд. А к нам в Россию звезды в расцвете сил не поедут. Те, которые приезжают, они ведь или уже заканчивают или просто за деньгами едут.
— Капелло говорит и о недостатке игроков с российским паспортом. Нам нужно ужесточить лимит?
— Да-да, нам нужно его ужесточить. Я тоже так считаю. Должно играть больше русских футболистов. А у нас почему-то лимит всегда раздувается в сторону иностранцев. Это перебор. Откуда тогда возьмутся российские футболисты, если у них нет практики?
— Не создаем ли мы с помощью лимита тепличные условия для игроков? Когда в некоторых клубах существует группа неприкасаемых, которые будут играть всегда исключительно благодаря своему паспорту?
— Нужно ввести определенный лимит по зарплатам для молодежи. А то как мы обычно делаем?
— Как?
— Ба-бах им миллион, два. Хотя они в этой жизни еще ничего не сделали. Они получают несколько миллионов, сидят на этой зарплате и ничего не хотят делать. Им и футбол-то толком не нужен. А когда им нужно будет не получать деньги, а зарабатывать, они захотят прогрессировать.
— Потолок зарплат можно обойти.
— У нас возможно все. Но как-то проблему ведь надо решать. Думаю, рано или поздно мы к этому придем. Лимит? Опять повторюсь: играть должны наши ребята. Вы видите, кто у нас в обороне играет? Березуцкий и Игнашевич.
— И?
— А знаете почему? Потому что семь лет назад российские центральные защитники играли только в одном или двух клубах РФПЛ. В остальных – иностранцы. Так что сейчас пожинаем плоды. Мы не можем найти центральных защитников. Замены Березуцкому и Игнашевичу нет.
— Как же Гранат, Дьяков?
— Нет безболезненной замены, потому что еще не известно, как Гранат и Дьяков в центре сыграют. Ни у того, ни у другого нет опыта игры на высоком уровне. Вы же видели, что с Козловым творилось. Он привез гол на ровном месте. Вместо того чтобы выбить мяч в аут, начал мудрить. Мы с Сергеем Кирьяковым работаем в юношеской сборной и требуем в этой зоне играть просто. Не надо ничего выдумывать. Никто на чемпионате мира думать не даст — там собраны лучшие из лучших.
— Во всех трех матчах сборная России делала ставку на навесы и неохотно играла через центр. У нас проблемы с мышлением на поле?
— По большому счету — да. В центре у нас выходили Глушаков, Файзулин. По желанию к ним вопросов нет. А вот по мысли…. Если ты играешь в этой зоне, то должен вести игру, быть лидером команды, завести ее, делать обостряющие передачи. У нас же этих передач не было. Поэтому играли через фланги.
— Многие специалисты и болельщики винят в неудаче Капелло. Согласны с ними?
— Абсолютно не согласен. При чем здесь Капелло? У него есть определенный набор игроков, Фабио с ним и работает.
— Капелло избрал трусливую тактику, тянул с заменами.
— В какой-то мере я могу согласиться. Потому что должна быть хоть какая-то агрессия в атаке. А если мы боимся с корейцами играть, то как тогда мы собирались с немцами? В шесть защитников и без нападения? С другой стороны, наверное, он отталкивался от того набора игроков, который есть. И, наверное, он сознательно насыщал середину. Да, может, он где-то ошибся, все ошибаются. Может, нужно было взять Дзюбу, чтобы он вверху поборолся. В общем, неоднозначно все. Капелло виноват и в то же время не виноват.
— Вам понравилась игра сборной?
— Местами. Кстати, обратите внимание, как сейчас ведущие команды играют: везде подключаются крайние защитники. А у нас один фланг работает, другой не работает. А нужна очередность. И тогда в действиях будет непредсказуемость. Та непредсказуемость, которая появилась с выходом Дзагоева в матче с Кореей. Но опять же: мы ведь не знаем, готов ли Дзагоев играть весь матч. Или, может, Капелло хотел, чтобы игроки, выходившие в «старте», измотали соперника, а потом появлялся Дзагоев и что-то организовывал.
— Капелло должен остаться еще на четыре года?
— Думаю, нет. Поторопились с продлением контракта. Да, Фабио подтягивает молодых ребят, но четыре года — это все-таки слишком. Возможно, нужно было подождать еще два года до чемпионата Европы. И по результату на нем уже смотреть. Потому что, не дай бог, сейчас на Евро провалимся, и что тогда? Будем говорить: «Дайте Капелло поработать?»
— Из команды нынешнего созыва кто-то может уехать в Европу?
— Почему нет? Я, например, считаю, что тот же Файзулин неплохой футболист. Только он засиделся в России, потому что у нас платят такие деньги, которые за границей он не получит. Кокорин — хороший игрок, и ему, пока не поздно, нужно уезжать. Если через год уедет, то сделает правильный выбор. Получит в Европе необходимый опыт и станет достойным футболистом.
— Ошибки Акинфеева тоже оттого, что он засиделся в России и постепенно деградирует?
— Не исключаю такого. Да, в каких-то моментах он выручил, но такие мячи, как в эпизоде с забитым голом Алжира, он должен без проблем снимать. Вратарь должен быть хозяином своей штрафной. Я подобного за ним не заметил. А ведь говорили, что его чуть ли не «Манчестер Юнайтед» покупать хочет.
— И что он в топ-5 лучших вратарей мира входит.
— А кто это говорил? Почему его не взяли в Европу тогда, раз он в топ-5 входил?
— Чанов говорил.
— Вот именно. Это наше российское видение. Почему Акинфеев тогда за границу не поехал? Неужели не хотел попробовать силы в другом чемпионате?
— Говорят, из-за травмы не поехал.
— Вот поэтому сейчас его никто и не возьмет. Никому не нужен вратарь с такими болячками. После того как он получил вторую травму, о Европе можно было забыть. Я считаю, что за границей он больше никому не нужен.
— После провала сборной болельщики резко превращаются в экспертов, обвиняют во всем тренера, футболистов. Подобная критика может быть полезной?
— Не нужно сейчас всех собак спускать. Я, наоборот, считаю, что необходимо команду поддержать. А то у нас всегда: «Выиграл — хорошо, молодец. Нет — расстрелять». То ли это с 1937 года все идет, то ли менталитет у нас такой. Так что, я думаю, нужно хотя бы сказать спасибо игрокам за ту работу, которую они проделали. За то, что попали на чемпионат мира и достойно там сыграли. Никто ведь их не размазал. Просто так получилось. Мы сыграли в меру своих возможностей.
— За кого теперь будете переживать на турнире?
— Очень нравится, как играет сборная Франции. В мобильный футбол. И нашей сборной надо стремиться именно к такой игре. Правда, все зависит от набора футболистов. Дидье Дешаму в этом плане проще: у него игроков на две команды наберется.
— Кто выйдет в финал?
— Франция там будет играть. И, наверное, Аргентина. Хотя у них, конечно, в обороне проблемы есть. А так — время покажет.