– Президент РФС Николай Толстых публично упрекнул вас в том, что финансовый комитет так ни разу и не собрался. Это действительно так?
– Да. Но Николай Александрович то ли не знает причины такого положения вещей, то ли просто о ней умалчивает. А дело все в том, что, к моему величайшему сожалению, мы уже два с половиной месяца не можем получить у финансовых органов РФС необходимые для работы документы. От нас требуют подписать некие договоры конфиденциальности – видимо, для того, чтобы, не дай бог, не была опубликована информация о том, какие кредиты и под какие проценты Толстых берет у своего собственного банка.
Если он лично не видел наши запросы по предоставлению документов, то могу их продемонстрировать – вместе с ответами его людей, которые готовы выдать только ту часть бумаг, показывать которую им выгодно. Но обсуждать что-то, не владея полной информацией, – это бесцельно убивать время, которого у людей, вошедших в комитет по моей просьбе, и без того не хватает. Собираться для того, чтобы посидеть, выпить и поболтать на отвлеченные темы, никто из них не будет.
Мне с этой точки зрения не очень понятными бывают также ситуации, когда зовут на некие совещания по улучшению финансового положения РФС и не могут сказать, кто будет там присутствовать и насколько данное совещание вообще дееспособно с точки зрения результата, а не проставления очередной "галочки" в графе проведенных мероприятий.
Между тем, финансовое положение РФС близко к катастрофическому, и есть ощущение, что Николай Александрович, чтобы отвлечь от этого внимание, нападает на клубы, выбирая при этом тех, кто послабее. Мне, например, было бы стыдно, проиграв дело в Арбитражном суде, сосредоточить все свои усилия на дальнейших поисках хоть каких-то зацепок. А президент РФС два дня подряд собирает пресс-конференции, посвященные "Ростову", как будто никаких других проблем у организации нет.
Лучше бы он вместе с главным тренером нашей сборной подготовил отчет по ее выступлению на чемпионате мира и тому, как она будет жить дальше. Но, похоже, это больше волнует представителей клубов, которые пошли навстречу национальной команде во всех ее просьбах, но результатов так и не увидели. Так, на наш с Керимовым запрос по поводу проведения соответствующего исполкома мы даже ответа не получили.
Вместо того чтобы развивать российский футбол, что в первую очередь предполагает его должность, Толстых заигрался "в войнушку". Он пытается кого-то уничтожить, но подобная практика очень часто оборачивается как раз против того, кто к ней прибегает. И мы прекрасно помним, кто обычно громче всех кричит: "Держи вора!"
– Но при всем при этом корректно ли с вашей стороны желать РФС "побыстрее загнуться от безденежья"?
– (Удивленно.) А разве я этого где-то желал? Наоборот, мне очень обидно, что организация не может использовать все те рычаги, которые есть в ее распоряжении.
– Эту фразу Толстых процитировал на встрече с журналистами.
– Видимо, Николаю Александровичу на почве его громадных "успехов" начали уже сниться кошмары, в которых приходит страшный Гинер и говорит всякие гадости. И, знаете, это было бы безобидно, если бы мы жили в безвоздушном пространстве. Но потенциальные спонсоры и партнеры тоже ведь все видят. И глядя на происходящее в РФС и посылы, идущие от его руководства, они триста раз подумают, прежде чем идти на сотрудничество. Что, собственно, уже и происходит. Вот при таком подходе мы действительно "загнемся".
– По-вашему, ситуация с "Ростовом" не стоит той активности, которую проявляет президент РФС?
– А в чем там ситуация? Разве Арбитражный суд не поставил в ней точку? Если уж меня цитируют, то выскажу очевидную вещь: искать черную кошку в темной комнате при отсутствии ее там – самое бессмысленное занятие. Бессмысленное, но очень любимое Николаем Александровичем.
В некорректной, мягко говоря, ситуации с кредитами РФС, о которой я говорил выше, перевод стрелок сейчас вполне естественен, но если Толстых думает, что наши клубы абсолютно разрознены, то глубоко заблуждается. РФПЛ – это единое целое, и мы все вместе будем отстаивать общие интересы. А президенту РФС я бы, исходя исключительно из добрых побуждений, посоветовал все-таки переключить внимание на развитие футбола в стране.
Вот о чем я действительно жестко отзывался, так это о "Программе развития футбола до 2020 года", рожденной руководством РФС. Но, видимо, с точки зрения президента организации, заявления о том, что, например, количество женских клубов уменьшилось и его надо увеличивать – это самое продуманное и проработанное руководство к действию. С теми "кладезями мудрости", что заложены в документе, мы далеко уйдем, но это разве Николая Александровича заботит? Ему бы с "Ростовом" повоевать, чтобы укрепить имидж организации во внешнем мире...
Мне еще в детстве внушили, что прежде, чем искать соринку в чужом глазу, надо вытащить бревно из своего. Не буду никого учить жить, но абсолютно уверен, что добровольно, да еще и с удовольствием вывалявшись в грязи, мы никого к себе не расположим. И те, кто действительно может улучшить финансовое положение дел в РФС, просто брезгливо пройдут мимо. Увы, но именно этого Николай Александрович сейчас и добивается.