Корреспондент «Чемпионата» провел весь матч в паре метров от происходящего и даже выступил в роли арбитра, назначившего пенальти.
Живой талисман ЦСКА выглядел грустным ещё до начала матча
«Где мяч, а?!»
За час до начала игры очередной приступ случается у неба. Оно вообще неприлично капризно и «немножко нервно» — то одарит лёгкой, почти идеальной прохладой, то неприятным, мелким (а иногда и крупным) дождём. И пока игроки слушают мудрых наставников (или культовых музыкантов с помощью новейших смартфонов), корреспондент «Чемпионата» представляет себя по очереди на месте Слуцкого и Якина — в прямом смысле. Релаксируя на креслах, которые с 13.30 будут временным жилищем главных тренеров команд.
Ясное дело, что они исключительно комфортные, мягкие и стильные — короче, такие, какими и должны быть сидения для миллионеров. Одна беда — козырёк тренерской скамейки «плачет» вместе с небесами. Невозможно совершить двухметровый путь от кресла к бровке, не попав под стекающие капли. Погода недвусмысленно намекает Слуцкому и Якину: посидите спокойно, чёрт возьми. Без вас тут есть кому нервничать и проявлять активность.
На часах 12:45, команд на поле ещё нет, но носилки уже падают. Оставленные без присмотра валятся на землю. Обычно они как раз помогают тем, кого постигает подобная незавидная судьба. В этот раз — сами в роли жертвы. Перед дерби нервничают все.
Кроме Мурата Якина. Хотя, возможно, наставник «Спартака» переживает больше других. Потому и «прячется» в подтрибунном помещении. Если Слуцкий в привычной компании Онопко с привычно напряжённым выражением смотрит на привычную разминку своей команды, то квадраты и беготню спартаковцев Якин пропускает. И появляется на поле лишь в самый последний момент. Но об этом позже.
И без своего главнокомандующего «Спартак» разминается сверхактивно. Вплотную к фотокорреспондентам — ничего не скрывая. Тогда как «армейцы» базируются на дальнем участке поля.
— Уорис, Уорис, иди на мяч! — именно этот «приказ» становится главным саундтреком разминки.
А в одном из упражнений спартаковцы будто бы «танцуют», активно семеня ногами и меняя направление движения. Может, репетируют «новое празднование гола», как недавно и просил Якин?
По окончании разминки у «Спартака» ритуал. Неизвестно, священный ли, но эффектный: игроки «отбивают пять» друг другу. Притом каждый футболист обязательно встречается ладонями со всеми партнёрами. Без исключений. Спартаковцы явно верят, что это не последний на сегодня акт коллективного единения.
А вот в Витиньо одно время верить перестали. Не только болельщики, но и, собственно, главный тренер ЦСКА. Признававшийся, что пока форвард надежд не оправдывает.
Но присутствия духа не теряет. Мягко говоря. Во время перепасовки с молодыми «армейцами» бразилец постоянно в нетерпении прихлопывает, видя приближение мяча. Получив его, Витиньо запрограммирован на выкрутасы: он будто не умеет «просто» отдавать пас.
Обязательно нужно повозиться с мячом, сочинить какой-нибудь финт. Любимая фишка Витиньо: «случайно» не попасть по мячу, а пока на него бежит условный (а иногда и реальный) Базелюк — дотронуться рукой (да-да, всё верно) до шипов бутсы и только потом сыграть ногами. Кое-кто из «армейцев» такой выпендрёж не оценивает и на бразильца откровенно злится. Но тому совершенно всё равно. Он на своей волне.
Как пока и голландец Промес. На пути обратно в подтрибунное помещение спартаковцы жестоко освистаны «армейскими» болельщиками. Но Квинси, видимо, ещё не до конца осознавая, кто есть кто, с удовольствием аплодирует фанатам ЦСКА. Искренне, а не язвительно.
— Почему мяча нет, где мяч, где, а?!?!?! — за 10 минут до стартового свистка главное дерби страны под угрозой срыва. Причина более чем серьёзная — футболистам нечем играть. То есть ноги-то и другие части тела у них, к счастью, на месте. Но мяч на «стойке РФПЛ», откуда его берёт главный судья при выходе команд на поле, отсутствует. К счастью, ровно в 13:21, за 9 минут до запланированного старта, пропажу отыскивают. И возвращают на законное место.
Ребров, который успевает всё
Наконец на поле выходят команды. Вернее, для начала запасные усаживаются в кресла — первым из номинальных гостей это делает Кирилл Комбаров. А его брат Дмитрий опять-таки первым выходил на разминку. Комбаровы в «Спартаке» — зачинщики во всём.
Якин, выбравшийся-таки из недр «Арены Химки», долго ищет глазами Слуцкого. В итоге швейцарца под специальным конвоем провожают до российского специалиста. Тренер «Спартака» этому чрезвычайно рад и активно что-то у наставника ЦСКА выясняет. Диалогом остаются довольны оба. Они «на позитиве». Пока.
Футболисты же по-своему входят в игру. Вернблум — традиционной жёлтой карточкой, а Ребров, завидя фол шведа, тут же начинает разминаться, пока ничто не угрожает его воротам. Будто отмечая таким образом предупреждение «армейца».
Артём командует своими защитниками очень чётко. Из его подсказок и жестов вполне можно составить «список Реброва»: 1) Не садиться глубоко, встречать как можно раньше соперника. 2) Быстро и чётко возвращаться назад после углового. Ребров контролирует этот момент с точностью товарища, вышедшего из машины и помогающего тебе припарковаться. Притом исключительно успешно. 3) Благодарить друг друга. Так, в одном из эпизодов Ребров извиняется за, внимание, точный пас на Паршивлюка. Но не совсем удобный. Однако Сергей с ним справляется, и Артём оценивает технику одноклубника поднятым вверх большим пальцем. 4) Не нервничать. Яковлев отдаёт неточную передачу Комбарову и точную — в аут. Дмитрий злится, но Ребров тут же стабилизирует обстановку: ритмично опуская ладони вниз, призывая партнёров успокоиться. Помогает. 5) Следить за любыми мелочами. Во время розыгрыша штрафного «армейцев» Ребров истошно вопит Яковлеву срочно подбежать к Миланову, караулящему отскок. Павел моментально требование голкипера выполняет, пусть мяч до болгарина и не доходит.
Послушен и Хуан Инсаурральде — он защитник явно «ведомый», потому в отсутствие его «личного советника» Боккетти надёжность аргентинца вызывает сомнения. Однако ему спешат на помощь все — от Чельстрёма до Таски, регулярно объясняя партнёру те или иные ошибки. Или просто высказывая пожелания.
Правда, другие защитники «Спартака» тоже небезгрешны — так, выход один на один Набабкина вовремя отменяет только Ребров, и Кирилл в ярости лупит щит. Фанаты хозяев в ответ лупят по барабанам и напоминают стране, что «ЦСКА всегда будет первым».
В перерыве Яковлев с Дзагоевым участвуют в двойном интервью. Закончив отвечать на вопросы, россияне мчатся в раздевалку слушать указания тренеров даже быстрее, чем рассекает по полю Муса. И такое бывает.
Хосе Мануэль Хурадо кладёт свою футболку на кресло и раздаёт автографы. Как-то совершенно безжизненно передвигаясь по Химкам. Не одно ли это из последних появлений на российской земле испанца, которого активно сватают в «Атлетико»?
Базелюку пока в Европу рано — в перерыве матча он тренирует удары по мячу… в пакете. Константин разбрасывает подарочные снаряды по трибунам «в оригинальной упаковке». А один из них, который работник ЦСКА адресует Базелюку, почти попадает в голову Натхо. Бибрас ловко уворачивается и продолжает разминку с не слишком довольной физиономией. Впрочем, для израильтянина такая гримаса — норма, которая вовсе не означает негативный настрой.
Падение Паршивлюка — это пенальти! Казалось в динамике...
Игорь Акинфеев во втором тайме чует неладное сразу. Мощнейший выстрел Чельстрёма в перекладину — грациозный бросок голкипера — его же моментальный забег к Миланову. И «жёсткий, мужской разговор с болгарином». Не накрывшим шведа.
— Hey, ref! — минут за пять до «настоящего» пенальти Уорис пытается придумать собственный. Бросаясь на газон от малейшего касания. Акинфеев лишь снисходительно смотрит на ганца. Мол, ничего, повзрослеешь, перестанешь заниматься такими глупостями.
Однако его более опытный партнёр Паршивлюк на 60-й минуте всё же симулирует. Или падает — формулировку выбирайте сами. Скажу лишь об одном — в этот момент моя фамилия меняется на «Арсланбеков». А имя на «Тимур». Потому что то ли к счастью, то ли к сожалению, стою я буквально в полуметре позади дополнительного судьи-помощника. Который, судя по всему, и сигналит Безбородову об 11-метровом.
Так вот, поверьте, с позиции Арсланбекова, с его ракурса, в динамике пенальти чистый. Кажется, что Паршивлюк, пусть и действительно осознанно идёт на фол, его, собственно, находит. И Акинфеев формально нарушает правила.
Я не призываю считать пенальти справедливым, просто суть в том, что для арбитра в движении эпизод был архисложный. И с позиции Арсланбекова падение Паршивлюка уж очень напоминало пенальти. Другое дело, что Безбородов мог бы и полагаться только на собственное видение, а не на подсказки…
Так или иначе, после гола «Спартака» трибуна ЦСКА немного унывает. Даже Супермен на время замолкает. Вернее, болельщик в майке американского супергероя. Но у «армейцев» на поле ивуарийского супергероя Думбия нет, потому и матч всё же заканчивается победой красно-белых.
Хотя фанаты ЦСКА быстро приходят в себя и даже на 90-й минуте упорно скандируют: «По-беж-дать!». Пусть просьба уже находится в области фантастики. Зато во время стычки Набабкина и Паршивлюка болельщики находят логичный комментарий: «Red-Blue Warriors»!
В этот момент футболисты обеих команд и правда трансформируются в воинов. По большому счёту, ими они были все 90 минут.
Битва остаётся за «Спартаком» — счастливый Яковлев снова даёт всем пять (не зря тестировал данный элемент до матча), Ребров улыбается и машет в ответ на просьбу «Тёма, футболку дай, Тёма!», «армейцы» ожидаемо грустят, а Бибрас Натхо идёт в раздевалку с точно таким же лицом, с каким разминался 45 минут назад. Только вот на этот раз он действительно огорчён.