«РБК-Спорт» представляет вашему вниманию вторую часть эксклюзивного интервью с генеральном директором ЦСКА Романом Бабаевым. Ознакомившись с первой частью, вы могли узнать о бизнес-модели, которую выстраивают в ЦСКА уже много лет. Из заключительной части интервью вы узнаете о совсем скоро стартующей Лиге чемпионов, проблемах Расмуса Эльма и перегревом на бразильском рынке футболистов.
— Из-за нестабильной ситуации на Украине ЦСКА пробовал выйти на этот рынок и переманить к себе футболистов «Шахтёра», киевского «Динамо» или «Металлиста»?
— Это человеческая трагедия и можно только ужасаться, как можно было довести страну до такого состояния. Теперь два брата являются кровными врагами и должно пройти не одно десятилетие, чтобы эта обида стерлась из народной памяти. Ведь все сейчас воспринимается сквозь ту пропаганду, которая идет как с той, так и с другой стороны. И в такой ситуации пользоваться бедой, которая свалилась на украинские клубы, было бы некорректно. К тому же со всеми игроками руководителям команд удалось договориться. Трансферное окно скоро закрывается, а, кроме Марко Девича, из Украины никто из ведущих футболистов в Россию не уехал. Напротив, мы со своей стороны общались и с руководством «Шахтёра», и «Металлиста». Предлагали свою помощь. В случае, если бы ситуация была безвыходной, готовы были взять в аренду конфликтующих игроков и вернуть их по первому же требованию украинской стороны.
— Как и в прошлом сезоне ЦСКА преследует эпидемия травм. И при всем при этом, накануне скорого старта в Лиге чемпионов клуб продал Цубера. Почему?
— Здесь сразу несколько причин, почему мы пошли на такой шаг. Во-первых, Стивен сам обратился к нам с просьбой отпустить его в Бундеслигу. Его не устраивало игровое время в ЦСКА. Объективно он проигрывал конкуренцию футболистам основы, хотя в плане самоотдачи и отношения к делу он является эталоном профессионального спортсмена. Но мы ожидали от него чуть большего прогресса, хотя в наши планы не входила его продажа. Во-вторых, финансовое предложение «Хоффенхайма» нам понравилось. Мы продали его дороже — не очень намного, но все же — чем приобретали у «Грассхопперса».
— Вы сказали, что будет приобретен еще один футболист. Какую зону собираетесь усиливать?
— Переговорный процесс уже идет. Это будет полузащитник атакующего плана, который может сыграть как в центре, так и ближе к нападению. Думаю, через несколько дней станет ясно — состоится переход или нет. Но, приобретя Бибраса Натхо, мы уже серьезно усилились классным футболистом. Переговоры с ним дались непросто, но удалось найти компромисс. Кадровая ситуация сейчас такова, что новичку пришлось входить в матч со «Спартаком», практически не имея игровой практики. Но он выглядел достойно и совсем не потерялся на поле.
— Леонид Слуцкий уже который раз использует довольно странную формулировку в отношении Расмуса Эльма. Он не травмирован, а именно болен. Что происходит со шведским полузащитником, который, по слухам, может вообще завершить карьеру?
— Да, у Расмуса непростое заболевание, связанное с желудочно-кишечным трактом. Оно требует достаточно длительного лечения. Но речи об окончании карьеры точно не идет. Мы с Эльмом договорились о том, что сначала победим его болезнь, а уже затем вернемся к разговору о его будущем в ЦСКА. Расмус уже пошел на поправку и будет отсутствовать еще максимум три недели.
— Как по-вашему, был ли пенальти в ворота Игоря Акинфеева в дерби со «Спартаком», и собирается ли ЦСКА подавать протест на решение судьи?
— Начну с того, что воскресный матч выдающимся никак не назовешь. Были дерби и посодержательнее с точки зрения и игры, и нерва. Встреча получилась равной, но по моментам и ударам мы «Спартак» немного, но превзошли. Что касается пенальти, то я даже не буду ничего комментировать: официально глава судейского комитета высказался о том, что имела место симуляция со стороны Паршивлюка. Да, это футбол, но обидно, когда подобные казусы случаются в дерби. И ребята, и Леонид Слуцкий досадуют не из-за поражения по делу, а потому что проиграли из-за ошибки судьи. Но это только заставит команду разозлиться на самих себя и продолжать побеждать. Вся борьба еще впереди. Подавать протест также смысла нет, потому что результат все равно не изменить.
— В одном из своих интервью Леонид Слуцкий признавался, что не прочь поработать в Европе. Насколько реально российскому специалисту пробиться в пятерку лучших чемпионатов Старого Света и были ли предложения Слуцкому от лучших команд Европы?
— Предложений таких не было, но если они поступят, то готовы обсуждать этот вопрос и отпускать Слуцкого. Хотя нам очень не хотелось бы расставаться с Леонидом Викторовичем. Что касается работы российского тренера в ведущих клубах Европы, то это довольно сложно представить. Но если кто и способен этого добиться, так это Леонид Слуцкий. Глубоко убежден, что он по своему складу европейский тренер, использующий все современные методики. Более коммуникабельного и демократичного специалиста в России не найти. Однако вопрос языкового барьера в случае переезда в Европу встанет очень остро. Особенно учитывая, что Леонид Викторович использует общение в качестве основного инструмента в разрешении конфликтных и тяжелых ситуаций. Одно дело, когда в команде несколько легионеров, а другое — когда все они общаются на иностранном языке.
— ЦСКА скоро стартовать в Лиге чемпионов. Какие задачи стоят перед командой на еврокубковую кампанию?
— Они поэтапные. Первостепенная — это, конечно, выход из группы. Как показывает практика последних лет, задача эта не из простых. Сколько бы ни говорили о повышающемся уровне российской премьер-лиги о звездных футболистах и тренерах в нашем чемпионате, надо смотреть правде в глаза — мы существенно отстаем от лучших европейских команд. Не хватает опыта, а порой и концентрации. В каких-то матчах футболисты могут позволить себе расслабиться. А в Европе бьются в каждой игре и практически любой клуб способен потрепать нервы фавориту. Мы потихоньку движемся в этом направлении: порадовала концовка прошлого сезона, когда клубы, стоящие на вылет, давали бой лидерам. Я считаю, что недостаток концентрации вообще главная причина неудач российских клубов в Европе. Порой, попадаются соперники, которые априори слабее ЦСКА, «Зенита» или «Спартака». А в итоге случаются поражения, вроде того, что мы потерпели от шведского клуба АИК. Но, надеюсь, мы выступим в Лиге чемпионов успешнее, чем в прошлом сезоне. Хотя первые три матча из-за дисквалификации пропустят Дзагоев и Вернблум, без которых будет тяжело.
— Что лучше для клуба: получать группу подобную той, что была три года назад (ЦСКА вышел в 1/8 финала в борьбе с «Интером», «Трабзонспором» и «Лиллем») или играть с соперниками уровня «Баварии» и «Манчестер Сити»?
— Надеюсь, что у нас будут соперники попроще, чем год назад. Не буду лукавить, лучше получать в группе не самых именитых противников, выходить в плей-офф, а уже там сражаться с «Реалом», «Баварией» и «Манчестер Сити». Попадание в весеннюю стадию Лиги чемпионов дорогого стоит, как в прямом, так и в переносном смысле. Могу сказать, что бюджет нашего клуба с участием в Лиге чемпионов и без него — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Выход в плей-офф Лиги чемпионов дает существенную финансовую подпитку.
— Раз мы заговорили о еврокубках, стоит отметить успехи клуба в юношеской Лиге чемпионов. Но при всем солидном результате на уровне лучших молодежных команд Европы, в составе ЦСКА появляется не так много своих воспитанников. Есть в дубле звездочки?
— Вопрос совсем непростой. Да, с одной стороны есть определенные успехи в Европе. Мы хорошо выступаем на российском уровне, на молодежную программу выделяются серьезные средства. Но по достижении 18-20 лет прогресс футболистов останавливается. Переход из юношеского футбола во взрослый дается единицам. Леонид Слуцкий считает, что проблема в том, что дети почти перестали играть во дворе. И всех с раннего возраста в спортшколах загоняют под определенные рамки и каноны и они теряют индивидуальность. И когда наступает момент проявить себя и пуститься в самостоятельное плавание, а не ждать жестких установок от тренера, они теряются. Я считаю, что система молодежных соревнований в России далека от совершенства. Футболист заканчивает детско-юношескую школу и ему дорога либо в дубль, либо во второй дивизион или вообще турнир любителей. Пока в ЦСКА количество ребят, которые потенциально могли бы усилить первую команду, крайне мало. Да, у нас высокие требования, почти все футболисты клуба выступают за сборные своих стран и тому же Косте Базелюку тяжело конкурировать с Сейду Думбия. Наша цель — раз в 1-2 сезона один воспитанник клуба должен подниматься в первую команду. Пока мы с этой задачей более-менее справляемся. Базелюка я уже упомянул, в прошлом сезоне неплохо себя проявил Караваев. Сейчас мы провели эксперимент и отправили его в аренду в «Дуклу». Для молодежи европейские клубы подходят лучше: там нет тотального контроля над ними и они быстрее становятся самостоятельными и понимают, как правильно расставлять приоритеты. Есть несколько талантов из молодежного состава, но в целом мы не удовлетворены отдачей.