Менеджмент в футболе - тема глубокая и вечная. Вид спорта номер один самим своим статусом обречен на тесную связь с экономикой. Более того, футбол обязан иметь свою собственную, футбольную экономику - как и всякая уважающая себя крупная отрасль.
Футбол - удивительно простой в организационном смысле вид спорта. Даже для моего любимого баскетбола требуются как минимум изготовленные заводским способом кольца. Тут же - два камня или пара рубашек, брошенные на сколько-нибудь ровную поверхность - уже ворота. Невинная забава, но именно эта простота вербует для футбола массу сторонников по всей земле. Поверьте, знаю, что говорю: сын Саша, у которого неплохо получалось в баскетболе, на моих глазах потерял голову от футбола, крепко им заболел.
В России ценность футбольного бренда после успехов сборной на Euro выросла очень сильно. Тут была бы кстати своеобразная инвентаризация, учет каждой копейки, потраченной на футбол. Ведь банка пива, выпитая в новосибирском спортбаре, или шарфик, купленный у стадиона где-нибудь в Назрани, - тоже приметы индустрии, частички того, из чего во всем мире складывается спортивный маркетинг. Их нельзя упускать из виду, они требуют самой серьезной оценки.
Обратите внимание: даже в наши трудные времена РФС заключает со спонсорами контракты на докризисных условиях. Все верно, надо ковать железо, пока Россия котируется высоко. Придут, не дай бог, трудные времена, а мы останемся с нынешними долгосрочными контрактами. Это еще одно свидетельство "крутости" футбольного бренда, хоккей на траве так не раскрутишь, при всем к нему уважении. Даже в киношных Суперменов с Покемонами нужно вложить огромные деньги для последующей прибыли, а тут она чуть ли не сама в руки идет. Система уже сложилась так, что способна приносить хороший доход.
В день подписания контракта Зидана с "Реалом" на футболки с фамилией француза по всему миру было потрачено более 4,5 миллиона евро. В последующую неделю - еще 10 миллионов. Все это стеклось в клубную кассу. Почему в России такие механизмы работают слабо? Что мешает предоставить людям возможность потратить деньги на майки с фамилией "Аршавин"? У нас в стране около 20 миллионов потенциальных покупателей звездных футболок. На игру с Азербайджаном пришло 80 тысяч человек! Но этот ресурс пока не работает на футбол.
Да, сейчас возникла определенная конкуренция со стороны менее популярного хоккея. КХЛ работает слаженно, в цель бьет точно. Однако прямые сопоставления некорректны. Футбол не требует таких усилий по формированию собственного имиджа. На открытых стадионах тяжело сделать идеальный звук, хороший свет, яркое лазерное или театрализованное шоу. Непросто установить kiss- или kid-камеры, чтобы украдкой снимать детей или целующихся для сюжетов на большом экране. Это нравится публике, но это требует пауз, которые в футболе не предусмотрены. Так что главный резерв в другом: дать зрителю максимум удовольствия от посещения игры.
Еда, туалеты, вежливость - вот что важно. На наших аренах нет ни рекламы пива, ни самого пива, хотя пивовары во всем мире привносят в спорт огромные деньги. При этом в кинотеатрах пиво есть: откуда взялись двойные стандарты? В ледово-баскетбольном дворце в "Торонто" для зрителей открыто работает настоящий пивоваренный заводик, производящий отменный напиток, что позволяет иметь с одной игры 2,5 миллиона долларов прибыли. На выставочном матче с ЦСКА прошлой осенью канадцы заработали целых полтора миллиона! Чем мы хуже? У нас проблемы с последствиями употребления пива? Так не лучше ли поучиться за рубежом методам борьбы, чем безоглядно запрещать?
Клубы обязаны бороться с матом и вандализмом, если хотят иметь доход. Организовывать сектора по интересам, прививать фанатам клубную культуру. Но… Посмотрите, кто наполняет бюджеты наших клубов. Чаще всего - государство. Потому и менеджмент отличается в корне. Чтобы заработать и чтобы получить, требуются совершенно разные усилия.
В свое время губернатор Пермского края Юрий Трутнев обещал, что поможет "Урал-Грейту" бюджетно, если клуб сам заработает 60 - 70 процентов требуемых денег. И мы зарабатывали, замкнув на себе чуть ли не всех потенциальных пермских спонсоров. Неплохо бы помнить о самостоятельном наполнении клубных бюджетов и в наши дни.
Сергей Кущенко - советник министра юстиции РФ