УЕФА вынес в отношении ЦСКА жесткий, но не смертельный приговор: до запрета на участие в европейских клубных турнирах пока не дошло.
Тревожные ожидания сформировались не на пустом месте. Что говорить, если даже генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев, который полностью погружен в тему, не исключал смертной казни?
- Это уже третий случай по расизму и, образно говоря, десятый по пиротехнике, — Бабаеву и счеты не нужны, чтобы справляться с учетом-контролем. — Приплюсуйте сюда еще и баннер. Так что нас могут исключить из Лиги чемпионов. Будем прикладывать все усилия, чтобы этого не допустить. Фактически клуб стоит на ушах…
Бабаева как мог успокаивал Вячеслав Иванович Колосков, который прописался в коридорах футбольной власти как раз в тот год, когда Роман Юрьевич появился на свет:
- Исключить ЦСКА из турнира абсолютно невозможно: телевизионные и коммерческие контракты УЕФА продала пакетом на все матчи, и можно себе представить, какой штраф выкатятиз-заисключения команды и непроведения матчей. УЕФА понесет огромные убытки. Логично было бы сокращение или лишение квоты болельщикам ЦСКА на гостевые матчи.
***
УЕФА Колоскова услышал, но пошелвсе-такидальше, чем предполагал мэтр: пять матчей без зрителей — это, пожалуй, самое серьезное наказание для клубов, не способных решить проблему собственных фанатов.
Вся нынешняя еврокубковая кампания армейского клуба, таким образом, будет доступна российским болельщикам в телевизионном формате. С учетом неважного старта и силы соперников по группе нетрудно предположить, что в еврокубковую весну ЦСКА, пожалуй, не просочится.
Если сложить в одну кучку моральный ущерб (играть в футбол при мертвых трибунах — чистое извращение, согласитесь) и материальный (200 тысяч евро штрафа), подбросить сюда же некоторое количество миллионов все тех же евро упущенной выгоды (ЦСКА говорит о пяти-шестимиллионах, имея в виду пустые трибуны на матче с «Баварией» и на двух следующих; а мы еще и ненабранные очки сюда приплюсуем, за которые УЕФА платит реальные деньги: какие же очки без поддержки, откуда им взяться?) и придавить угрозой реального усекновениякрасно-синейглавы при следующем удобном случае, — пощечина обращается прямым в челюсть. Это как минимум.
***
В том, что удобный случай представится УЕФА в обозримой исторической перспективе, сомневаться, к несчастью, почти не приходится. Нет внятных оснований в этом сомневаться.
В том, что офис ЦСКА на Ленинградке и база в Ватутинках преисполнены сейчас чистой, искренней, незамутненной любви к наиболее страстным из числа своих болельщиков, — тоже.
Спасибо им, родным, конечно.Матчи-призраки, дефицит бюджета и криминальная репутация — именно то, о чем, видимо, мечтает всякий большой клуб.
***
Извлекать мораль из всей этой безобразной истории (даже с учетом того, что часть вины за римские события лежит, безусловно, на оставшейся без серьезного наказания «Роме», — история совершенно безобразная) — пустое, бессмысленное, иррациональное занятие. Вся мораль должна быть срочно материализована. ЦСКА, собственно, уже начал работу в этом направлении, составив список из 15 болельщиков, которые не смогут посещать домашние матчи команды.
Как показывает мировая практика (прежде всего британская), это единственный способ вернуть квадратным фанатским глазам натуральные природные формы.
Но и встречное течение обязано проявиться, вызреть, вскипеть — там, внутри всех этих «движей». Пришла пора парням между собой разобраться, вот что. Конкретно. По понятиям. Так, чтобы всякому было ясно, где берега.
Нет сомнений, что такие силы в фанатской среде есть.
Иначе тупик. Самый титулованный и успешный российский клуб XXI века от него буквально в шаге