Когда главный тренер ПФК ЦСКА Леонид Слуцкий появился в офисе RBWORLD на Пятницкой, чтобы дать для активной части армейских болельщиков эксклюзивное интервью, мы подарили ему футболку "Фанаты ЦСКА". Леонид Викторович пошутил: «А что там будет написано? “Леня, уходи!”? У меня такая футболка уже есть!» Об уходе Слуцкого из клуба много говорилось весной и осенью 2012 года. Но затем тренер дважды выиграл с ЦСКА золотые медали чемпионата России, и отношение к нему поменялось, разумеется, в лучшую сторону. 7 декабря Леонид Слуцкий пришел для того, чтобы пообщаться с болельщиками ЦСКА и откровенно рассказать, как он и его команда относятся к различным составляющим фанатской жизни.
«ТРИ ТЫСЯЧИ ФАНАТОВ БОЛЕЮТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЦЕЛЫЙ СТАДИОН»
– Нас всех очень интересует, какое отношение в команде к фанатам: что говорят, что обсуждают футболисты? Каково Ваше личное мнение?
– Я считаю, что сейчас футбол в России, по существу, невозможен без фанатов и говорю это не потому, что хочу польстить или заработать дешевый авторитет. Например, всегда, когда мы с Онопко выходим на поле перед игрой, мы уже можем определить, насколько будут заполнены трибуны. Если даже мы видим, что зрителей будет не очень много, то это нестрашно, ибо мы понимаем, что есть фанатские сектора, которые в любом случае обеспечат достойную поддержку. Порой условные 3 тысячи фанатов болеют ярче, чем иной заполненный стадион.
Другой пример. Когда мы играли в гостях с «Манчестер Сити», на трибунах практически не было свободных мест, но зрители там придерживаются своего рода «аристократического» стиля боления, к чему мы не привыкли в России. Так что фанаты – движущая сила. Другое дело, что мне не очень приятно слышать персонализированные заряды, касающиеся некоторых представителей моего тренерского штаба. И еще – эта дисквалификация, наложенная УЕФА, которая явно не помогла нам сыграть лучше домашние матчи Лиги чемпионов. Но в целом фанаты играют главную роль в эмоциональном развитии игры.
– Что вы знаете о поддержке? Может быть, тексты песен, баннеры?
– Я знаю основные заряды, знаю, что в начале каждого из таймов звучит фанатский гимн, знаю, какие кричалки будут доносится, когда мы выйдем на разминку… Так же и с флагами и баннерами всегда замечаю их, знаю о «RED-BLUE WARRIORS», знаю что вы любите поддерживать в черном. Всё это, наверное, минимум – сказать, что я углублен в фанатское движение, я, конечно, не могу.
– Вопрос от одного из пользователей сайта: обсуждают ли фанатские песни футболисты?
– Когда мы выигрываем чемпионат России или какой-либо другой турнир, футболисты эти песни с удовольствием распевают! Постоянно орут в самолете, причем даже не самого лучшего содержания. Например, у нас есть бывший доктор «Локомотива» [Александр Ярдошвили], – так вот ему часто посвящается один из зарядов, придуманный вами для этого соперника. Не могу сказать, что всё это используется повседневно, но в дни крупных побед, успехов, фанатское творчество оказывается очень кстати.
– Еще один вопрос от пользователей сайта. Осенью 2012 года ЦСКА играл в Нижнем Новгороде и после первого тайма проигрывал «Волге» со счетом 0:2. В итоге армейцы победили 3:2. Известно, что в перерыве матча Вы произнесли, как говорят, чуть ли не самую проникновенную речь за всё время работы в ЦСКА. Интересно, сказалась ли, помимо этого, яркая поддержка болельщиков?
– Никто не может точно определить, что повлияло или не повлияло на результат. Потому что каждый, кто хоть как-то относится к команде – начиная от болельщиков и заканчивая администраторами и видеооператорами, – считает, что способен повлиять на игру. Если администратор положил носки не под тем углом, как обычно, – это, мол, может сказаться. Если оператор взял не тот план, то всё – выиграть команде уже не удастся! И каждый отчасти прав. В Нижнем Новгороде у нас всё сложилось воедино: и красочная поддержка, и достаточно эмоционально проведенный перерыв, и поведение Сапогова, и быстрый гол Дзагоева… «Мелочей в футболе нет», – банальная фраза, но она правдива. На результат может повлиять любое обстоятельство – как внутри команды, так и на трибунах.
– Есть ли у Вас какие-то приметы?
– Да, безусловно, но рассказывать о них смысла нет… Все мы люди довольно суеверные – тренеры, футболисты, болельщики. Удача в нашем деле играет не последнюю роль, и мы различными способами стараемся ее привечать. Не думаю, что это так уж эффективно, но все, тем не менее, это делают.
«АРМЕЙСКАЯ ПОДДЕРЖКА НИКОГДА НЕ УТИХАЕТ»
– Вы в ЦСКА уже 5 лет и наверняка знаете, что перед всеми основными матчами на трибунах готовится перфоманс. Какой перфоманс запомнился больше всего?
– Вне конкуренции – матчи с народной командой в «Лужниках». На этом стадионе был необходимый масштаб, который позволял развернуть перфоманс по-максимуму, и смотрелось это здорово! Когда мы выходили на поле, то сразу наслаждались этим зрелищем! Это впечатляло. Из последнего мне больше всего нравится идея с «огоньками» мобильных телефонов.
– Вопрос от пользователей сайта. Могли бы Вы сами принять участие в подготовке перфоманса к одному из матчей?
– Рисовать или шить я не умею… (улыбается) А вот в плане идеи или моральной поддержки – пожалуйста!
– Может, какие-то идеи у Вас или у всей команды уже есть? Например, какая-то подколка в адрес оппонента?
– Разница в том, что я не мыслю такими категориями! Я наоборот думал сейчас о поддержке – отдельных наших игроков, представителей клуба. Это действительно может придать сил. Когда, например, вы кричите: «Чепчугов Сергей! Чепчугов Сергей!», он как будто вырастает сантиметров на двадцать! Так что подколки – это скорее ваша специфика.
– Начинаем-то мы всегда именно с поддержки родной команды, а уж потом разбираемся с соперником! Раз уж Вы упомянули Чепчугова, то хотелось бы узнать, обращают ли внимание футболисты на растяжки, которые мы для них готовим. Мы призывали забивать Панченко, мы приветствовали приход в команду Цубера, Миланова и других…
– Обращают, и в повседневной жизни футболисты часто подбадривают друг друга на языке фанатов, если можно так выразиться: «Чепчугов Сергей! Чепчугов Сергей!» Или: «Костя–Костя Базелюк!»
– Еще один вопрос от пользователей сайта. До ЦСКА Вы работали в двух других клубах Премьер-лиги. Насколько отличались от армейцев их болельщики?
– Они все абсолютно разные! Когда я работал в ФК «Москва», все активно шутили, что мы, сотрудники клуба, счастливые люди, потому что знаем каждого болельщика команды в лицо. Их действительно было очень мало, мы ими дорожили, устраивались бесконечные акции, типа: «Приведи маму на футбол». И к 2007 году стадион имени Стрельцова собирал по 9–10 тысяч болельщиков! У «Москвы» был свой фан-клуб, который возглавлял Вася Петраков (сейчас он возглавляет фан-клуб «торпедо»), но входили туда человек 20–30. Атмосфера была поистине семейной! Официальные матчи были похожи на серьезные контрольные поединки, когда на трибунах собирались в основном родители с детьми. Что-то подобное есть сейчас, на мой взгляд, у «Краснодара».
В Самаре основу болельщиков составляли Кузьмичи, как их называете вы, или простые люди – рабочие заводов и фабрик, как их называю я. Поддержка была не системной, а стихийной – с чутким реагированием на текущую эмоцию в игре. Например, если ты играешь неважно, то особой поддержки не дождешься. Если же у тебя получаются многочисленные атаки, стадион начинает бурлить. И зависимость количества болельщиков от показываемого результата была прямо пропорциональной. Когда «Крылья Советов» шли в тройке лидеров, на нас ходили тысяч тридцать. Как только мы терпели пару поражений – эта цифра снижалась до пятнадцати тысяч.
ЦСКА же характеризует в первую очередь фанатская поддержка, потому что лучше всего слышно именно вас. Это – поддержка, которая никогда не утихает, вне зависимости от того, удачно мы играем или нет, проигрываем в определенный момент или выигрываем, идет ли позиционная борьба… Таким образом, все болельщики органично соответствуют своему клубу. Это исторически закономерно.
«ЕСЛИ СТАНЕМ ЧЕМПИОНАМИ – ЗАЖГУ ФАЙЕР ВМЕСТЕ С ФАНАТАМИ!»
– По городу расклеиваются стикеры с эмблемой нашего клуба, во славу ЦСКА. Также ведутся так называемые «граффити войны». Видели ли Вы нечто подобное?
– Да, какие-то граффити я, кажется, видел, но не более того. Помню еще троллейбусы с армейской символикой, но это, как я понял, идет официально от клуба.
– Как Вы относитесь к пиротехническим шоу на трибунах?
– Как представитель клуба я не могу поддерживать то, за что штрафуют. Мне такая расточительность не по нутру. Но чисто внешне пиротехническое шоу, не буду лукавить, выглядит эффектно. Может быть, стоит найти какие-то другие формы подобного самовыражения? Например, жечь файеры где-то за стадионом, чтобы было видно… Но я понимаю, что идея эта сырая. Главное, чтобы петарда не полетела в футболиста или кого-то еще.
– Если станем в этом сезоне чемпионами, готовы ли будете зажечь файер вместе с фанатами?
– Если станем чемпионами – готов буду на всё, что угодно!
– Если вопрос с Виктором Онопко сошел на нет, то вокруг фигуры Сергея Овчинникова страсти по-прежнему не утихают.
– Я даже не знаю сути конфликта! Когда я завел разговор с Сергеем на эту тему, он ответил мне, что ничего такого там нет.
– На нашем сайте неоднократно приводились выдержки из разных интервью с Овчинниковым, которые он давал, будучи игроком «Локомотива». О ЦСКА он отзывался крайне негативно.
– Когда Овчинников играл в «Локомотиве», ЦСКА являлся его главным конкурентом. ЦСКА и «Локомотив» боролись тогда за чемпионство, а в борьбе этой хороши если не все средства, то многие. Вывести из себя противника пытаются часто. Я читаю сейчас книгу Фергюсона, где он пишет, что намеренно провоцировал в интервью. Это допустимо, если не выходит за рамки правил и приличия. В этом проявляется сама спортивная суть, и если бы соперником «Локомотива» был не ЦСКА, а кто-то другой, поведение Овчинникова было бы таким же. Сейчас же Сергей – тренер ЦСКА, и он приносит команде максимально возможную пользу. На реакцию фанатов он, кстати, реагирует спокойно и философски. И мне кажется, что заряды в адрес Овчинникова, которые мы от вас слышим, это не лучший способ обращения к представителю тренерского штаба.
– Вас на месте Овчинникова в годы его выступления за «Локомотив» представить сложно – чтобы Вы сознательно пошли на такого рода провокации.
– Есть разные типажи людей. Некоторые от этих провокаций получают необходимую подпитку. Общеизвестно, что тот же Валерий Георгиевич Газзаев любил показывать своим футболистам какие-то статьи, интервью с некорректными высказываниями игроков команды соперника. У всех разный подход, разный стиль. Овчинников скорее сам себя заводил таким образом, чем пытался кого-то унизить. У нас тоже есть футболисты, которые любят выплескивать негатив на других игроков, помогая им поддерживать определенный уровень, и мы об этом прекрасно знаем. Это, наверное, не лучшая форма выражать свои эмоции, но, как писал Булгаков в «Собачьем сердце»: «Это не потому, что они нам не доверяют, а потому, что они очень заняты!» То есть это не потому, что кто-то плохой, а потому, что ему нужно. Если он не выпустит пар, то потом нормально не сыграет. Овчинников из таких.
«СМЕНИТЬ ГУСМАНА В КВН БУДЕТ СЛОЖНО»
– Выездные матчи считаются самыми сложными, так как команде тяжело адаптироваться. Для болельщиков каждый выезд тоже складывается непросто. Кто-то добирается прямыми путями – на самолете, на поезде, кто-то – на перекладных, кто-то – на личном транспорте. Назовите 3 выездных поединка, которые больше всего запомнились поддержкой фанатов.
– Берем ведь немосковские матчи? Первый, который приходит на ум, это Пермь в прошлом сезоне. Мы выиграли 3:1, хотя игра была очень тяжелой, и болельщики оказали сильное влияние на ее ход. Во-вторых, матч в Нижнем Новгороде, о котором мы уже говорили, – и в плане массовости, и в плане качества. Ну и третий матч, который, правда, не стал для нас успешным, – это игра в Ростове-на-Дону в последнем туре сезона 2012/13. Фанаты скандировали: «К вам приехал чемпион страны!» Это был потрясающий выезд, пусть мы проиграли 0:3.
– Кстати, после того матча пользователи нашего сайта были недовольны тем, что команда не подошла к трибуне. Все хотели еще раз отпраздновать чемпионство в едином порыве, но наши ожидания оказались тщетными.
– Я не всегда успеваю отследить такие вещи, так как у меня сразу после игры флэш-интервью и другие текущие моменты… Может быть, причина в том, что в том матче не принимал участие Игорь Акинфеев, который часто – на правах лидера и капитана – призывает партнеров отдать должное болельщикам.
[В этот момент на помощь Леониду Викторовичу пришел Уланов Иван, который объяснил, что единению футболистов и болельщиков ЦСКА после того матча помешала служба безопасности ростовского стадиона, опасавшаяся прорывов фанатов на поле, срезания на счастье сетки ворот и т.д. Поэтому футболистам ЦСКА строго запретили выходить за пределы поля.]
– В Интернете часто появляются ролики с Вашим участием в КВН. Если закончите с футболом, пойдете выступать за какую-то команду? Или, может быть, замените в жюри Гусмана?
– Я действительно очень люблю КВН, и в моей жизни была целая история, с ним связанная. Когда я работал с детьми в «Олимпии», у нас был спецкласс при элитном лицее №8. (Он даже признавался лицеем года в России!) А футболисты были настоящими придурками, чего там говорить! Меня постоянно таскали на педсоветы, чихвостили с утра до ночи – это был кошмар! И была в лицее такая традиция: каждый год учителя и ученики играли в КВН. Мои подопечные играли там дважды – в сезоне 1998 и 1999 годов. И вот однажды я вышел на педсовете с идеей создать третью команду КВН, состоящую из футболистов. Тех самых придурков. Я говорил о том, что ребята проявят себя и докажут, что на самом деле они не «дебилы недоразвитые», как их называли. Мне стали орать, что мы всё испортим! И так придурки, а теперь еще до КВН – до главной святыни школы добраться хотите! Но в итоге мы всё-таки сыграли и – более того – победили! С тех пор дверь на педсовете я открывал чуть ли не ногой: наша победа позволила мне чувствовать себя гораздо спокойнее и увереннее. Футболисты-придурки доказали, что они ничем не хуже элитных учеников – в плане юмора, шуток и выступления на сцене, что, на мой взгляд, является показателем интеллекта. Мне это было близко, очень интересно, я сам ставил все эти номера, хотя понимаю, что это был любительский уровень. Когда же я оказался в Москве, я узнал, что Масляков-младший – болельщик ЦСКА. У нас с ним бартер: я ему билеты на ЦСКА – он мне билеты на КВН.
А насчет своих выступлений в будущем – не уверен. КВН – это всё-таки для молодых ребят. Команды, играющие 4–5 лет, как правило, заканчивают с этим делом. Выступать я могу только разово, как было со сборной Физтеха. А в судейство попасть – еще сложнее. Надо заслужить. В жюри там сидят чересчур заслуженные люди.
– Вася Березуцкий – до сих пор главный юморист в ЦСКА? Никто его еще не превзошел?
– Вася вовсе не главный, тем более что у них у всех разный стиль юмора. Лучшим юмористом команды я назвал бы Набабкина, как ни парадоксально это прозвучит. Практически все в команде признают, что именно у Кирилла самый тонкий, точный и немногословный юмор.