Неофициальный сайт ПФК ЦСКА Москва
Следующий матч
футбольный клуб, эмблема футбольного клуба Чемпионат России
16 тур
25 Ноября 2023
футбольный клуб, эмблема футбольного клуба
Предыдущий результат
Факел Воронеж 1
ЦСКА Москва 1
Голы забивали
Давила (10);
Божин (93);

Логин:

Пароль:

Запомнить?
Наши медиа-ресурсы в Сети. Добавляйте себе в закладки
Сайт болельщиков ЦСКА - Группа ВКонтакте! RSS Лента новостей про ПФК ЦСКА Яндекс Виджет ЦСКА

новости ПФК ЦСКА Москва и сайта

Свежие новости ЦСКА Футбол // Баскетбол // Хоккей // Новости сайта // Сборные // Экс Армейцы // Новости оф.сайта // Слухи // Разное // Видео и фото в новостях

Леонид Слуцкий: "Моя карьера в КВН завершена"

На днях в гостях у редакции "СЭ" побывал двукратный чемпион России, главный тренер футбольного ЦСКА
  • Футбол

  • 5      3959     

На днях в гостях у редакции "СЭ" побывал двукратный чемпион России, главный тренер футбольного ЦСКА

Я – ЗА ЗНАРКА

Первым делом мы поздравили Слуцкого со званием лучшего тренера России 2014 года во всех видах спорта. Для тех, кто не в курсе: Леонид Викторович одержал победу в предновогоднем опросе, в котором, по многолетней традиции, участвовали 100 журналистов "СЭ".

– Большое спасибо. Это вдвойне приятно, если учесть, что год был олимпийский и в Сочи наши спортсмены выступили блестяще, а сборная России по хоккею выиграла титул на мировом первенстве.

– Если бы вы тоже голосовали, кого назвали бы лучшим?

– Сложный вопрос. Не до конца понимаю специфику некоторых индивидуальных видов спорта. Вот кто внес наибольший вклад в успехи Виктора Ана – главный тренер по шорт-треку или его персональный тренер? Или, к примеру, Этери Тутберидзе: она – основной тренер Юли Липницкой, но ведь с девочкой работает куча других тренеров и хореографов… В футбольной команде тренеров тоже много, но решения принимает и ответственность несет один человек. В общем, мне легче понять специфику работы командного тренера. Поэтому, естественно, назову Олега Знарка.

– А кто, по-вашему, лучший в мире футбольный тренер-2014?

– Я за Анчелотти или Пеллегрини. Скорее все-таки за первого, поскольку "Реал" выиграл Лигу чемпионов. А работа Пеллегрини мне всегда была интересна и близка. В том, что "Ман Сити" стал чемпионом Англии, большая его заслуга.

– Странно, что вы выделяете клубных тренеров в год, когда Германия выиграла чемпионат мира, и в этом тоже велика роль тренера.

– А вот скажите, какие тренеры наиболее известны в мировом футболе? Мне кажется, что Моуринью, Анчелотти, Гвардьола, добивавшиеся успеха с клубными командами, но никогда не работавшие со сборными, сейчас более топовые фигуры, чем их коллеги из национальных сборных. Поэтому, несмотря на год чемпионата мира и победу Йоахима Лева, я все равно на стороне клубных тренеров.

– Раз уж зашла речь о ЧМ-2014… Как вы реагировали на то, что после неудач России в Бразилии и в отборе на Euro-2016 ваше имя стали упоминать в связи со сборной?

– Никак не реагировал. Как можно реагировать на слухи? На то, чего нет.

– Никто из первых лиц российского футбола не обращался к вам, пусть даже в шутку: "Леонид, а готов ли ты?.."

– Нет. Какой смысл лукавить: думаю, любой отечественный тренер мечтал бы возглавить сборную на домашнем чемпионате мира, прикоснуться к такому событию. Но пока у меня для этого нет никаких оснований. А мечтать я себе давно уже не позволяю.

НАУЧИЛСЯ ДЕЛАТЬ ЛЮДЕЙ СЧАСТЛИВЫМИ

– Осенью стукнуло пять лет, как вы во главе ЦСКА. Когда вас только назначили, могли представить, что при столь недружелюбном отношении к тренерам в России вам удастся надолго задержаться в одном клубе?

– Да, чемпионат России и правда недружелюбный, в среднем отставок у нас больше, чем в Европе. Зато ЦСКА – приятное исключение. Здесь в тренерском вопросе ищут основательности, и я рад, что стал частью клубных приоритетов.

– Главное, чему вы научились за пять лет в ЦСКА?

– Быть самим собой. Ловлю себя на мысли, что лишь в последние года полтора (даже после первого золота такого ощущения не было) веду себя с игроками так, как считаю нужным. Это большое достижение. Потому что поначалу, когда ты только пришел, постоянно себя накручиваешь. А что я сейчас скажу? А как меня воспримут? А можно мне ходить по базе и песни петь, что я очень люблю? А вдруг скажут: "Ну не идиот ли наш новый главный!" Но в какой-то момент я внутренне почувствовал себя абсолютно комфортно. Больше не задумываюсь, над кем и как вправе пошутить. Теперь могу и песни на базе петь, и что угодно!

Однажды Игнашевич произнес слова, которые, мне кажется, сами по себе являются одним из самых больших моих завоеваний за годы работы в ЦСКА. Сергей по натуре боец, который всегда что-то преодолевает – не только в игре, но и в тренировочной работе, и в обычной жизни. Так вот он сказал мне: "Работая с вами, я понял, что не надо стоять в боксерской стойке. Оказывается, можно выигрывать титулы, получая огромное удовольствие от тренировочного процесса. Без мыслей о том, что тебе надо отстаивать свое место под солнцем и обороняться. Без постоянного ожидания, что на тебя вот-вот нападут…" По словам Сергея, это чувство возникло у него в карьере впервые, и для него это здорово.

В общем, я очень рад, что даже футболисты высокого уровня, которые априори люди достаточно циничные и постоянно борются за место в составе клуба и национальной сборной, поняли: внутри себя можно быть абсолютно счастливыми. Счастливый человек способен на большее, чем тот, кто находится в состоянии постоянного напряжения и дискомфорта.

– Вы считаете, это универсальный секрет успеха для любого тренера?

– Нет, каждый ставит, раз уж пошла цээсковская тема, на свою лошадь. На "фишку", с помощью которой хочешь добиться результата. Всегда приятно, когда именно твоя ставка играет. Недавно бывший игрок ЦСКА Иржи Ярошик сказал в интервью: добрый тренер тоже может добиваться результата. Я чуть перефразирую эти слова. Добиться успеха может тот, кто старается найти индивидуальный подход к каждому игроку и помогает ему максимально раскрыться в творческой деятельности, которой является футбол. Понятно, что модель работает не со всеми и не всегда. Но у меня – сработало. Удалось добиться результата и завоевать титулы, будучи самим собой, пропагандируя свои принципы. Я этому очень рад.

– Пару лет назад вы здесь же, в "СЭ", сказали, что, когда только пришли в ЦСКА, ваши "фишки" из прошлых команд вообще не работали…

– Да-да! Я даже на определенном этапе засомневался в своих принципах. Думал: раз ничего не работает, так, может, надо что-то менять и строить коллектив по-другому? Метался. А потом понял: изменить себя невозможно. Даже если, как кот Леопольд, проглотишь таблетку озверина, потом все равно вернешься в свое обычное состояние.

Для меня внутренний комфорт – важнейший момент. Не могу сказать, что теперь работа вышла на принципиально новый уровень, – трудились-то футболисты всегда хорошо, они все суперпрофессионалы. Но теперь добавилось еще и чувство какой-то защищенности, причем не исключающее ни конфликтов, ни сложных ситуаций. Просто протекают они теперь на ином уровне, не выглядят для меня фатальными.

– Вам часто попадались ну вообще непробиваемые, неуправляемые игроки?

– За всю тренерскую карьеру, пожалуй, только с одним человеком мои методы не сработали, как я ни пытался. Фамилию не скажу.

ЗАЩИЩАЛ ГОНЧАРЕНКО ОТ ДИЛЕТАНТОВ

– В 2014 году вы совершили несколько неожиданных поступков. Например, резко раскритиковали руководство "Кубани" за увольнение Виктора Гончаренко. Никогда еще в России тренер так рьяно не заступался за другого. По прошествии времени не жалеете о своем заявлении, о выбранном тоне, об отдельных словах?

– Нет. И сейчас подпишусь под каждым словом. Сам факт отставки Гончаренко, как и любого тренера, – дело клубных руководителей. Они имеют право на любые решения. Но я возмущен формулировкой. Гончаренко – в футболе человек заслуженный, дважды играл в Лиге чемпионов, обыгрывал "Баварию". А г-н Муравьев (гендиректор "Кубани". – Прим. "СЭ") еще недавно руководил в Краснодарском крае строительством и попал в футбол впервые, не имея абсолютно никаких знаний в области методик, теории, да и практических знаний тоже. И вот он позволяет себе давать оценку методам руководства командой, подготовки игроков, тренировочных микроциклов. Роняет пятно на репутацию тренера с лицензией Pro, специалиста высокой квалификации, которую тот неоднократно подтверждал.

Уверен, что г-н Муравьев попал в футбольный клуб на какой-то очень короткий срок, а потом опять начнет руководить сельским хозяйством, строительством или еще чем-нибудь. Так называемый мультипрофильный специалист. Я часто встречал таких в футболе. Они считают, что, будучи супердилетантами, имеют право оценивать профессионалов высокого уровня.

И второй момент. Роман Абрамович в "Челси" увольняет тренеров, выплачивая каждому неустойку из собственных средств. Галицкий в "Краснодаре" может выгонять хоть по десять тренеров в день – платит-то тоже из своего кармана. Но "Кубань" содержится на деньги налогоплательщиков нашей страны. И мне интересно, из каких средств г-да Муравьев и Доронченко платят неустойку Гончаренко, – а она, поверьте, есть.

Если "Кубань" – личный клуб Муравьева, пусть увольняет сколько угодно тренеров и выплачивает компенсацию сам. А тут, получается, надо платить неустойку бывшему тренеру и зарплату новому, а клуб финансируется из бюджета Краснодарского края. Непрофессионалы неэффективно распоряжаются государственными средствами. Болельщики "Кубани" имеют право спросить: откуда вы возьмете деньги на все это? Если принимаете решения, то и несите за них материальную ответственность. А им в ответ звучит: "Закройте рот, мы тратим деньги, как хотим, потому что мы здесь хозяева".

– Гончаренко – ваш друг?

– Да. И это тоже наложило отпечаток. Мы, к сожалению, привыкли молчать. А молчать не надо. Поймите, солидные клубы, даже увольняя тренера по делу, стараются найти правильные слова. А в "Кубани" что ни отставка, то скандал. Почему-то там считают, что они сидят в своем регионе как цари и никто не имеет права что-то им сказать. Они же так и отреагировали: почему, мол, Слуцкий лезет в команду из другого региона? Но, простите, они разве в другой стране?

Я лез не в регион, а в футбол. Говорил о работе футбольного тренера и защищал коллегу и товарища от дилетантов. Судя по общественной реакции, информационную войну "Кубань" проиграла. Хотя я и не старался ее выиграть. Сделал одно заявление и остановился. А оттуда понеслось… Люди, принимающие публичные решения, должны быть готовы к публичной реакции.

– "Кубань" рассталась с арендованным у ЦСКА Секу…

– Это из-за меня, да. Не напрямую, конечно, но влияние было. Меня удивило, когда Доронченко заявил: Секу им ничем не запомнился. Пусть откроет статистику и посмотрит: Олисе вообще-то лучший бомбардир команды. А если тебе не запомнился лучший снайпер, то, опять же, возникают вопросы к твоим профессиональным качествам. Так что тут явно вмешался личный момент. Только вот странно это, ведь я не агент Секу. И не его отец.

– Почему вы не позвали друга Гончаренко в тренерский штаб ЦСКА?

– Во-первых, у нас сформирован штаб, который трудится эффективно. А во-вторых, Виктор Михайлович привык работать самостоятельно. Он никогда не был помощником, начиная с дубля БАТЭ. Я, кстати, тоже всегда предпочитал работать сам и нести ответственность за свои решения. Гончаренко по своей сути главный тренер. Уверен, скоро он вернется в РФПЛ.

– Обиды на Россию у него нет?

– Нет, что вы. Он очень позитивный человек. Возможно, даже слишком. Руководители "Кубани", когда его увольняли, понимали, что активной ответной реакции не будет. Я бы посмотрел, что им в такой ситуации ответил бы Петреску! Природная скромность иногда мешает Виктору Михайловичу. Как говорится, художника может обидеть каждый.

ФАНАТЫ? Я НЕ ИХ ТИПАЖ

– Другой неожиданный поступок: в минувшем году вы дали интервью фанатам ЦСКА.

– Да, была группа ребят из движения Red-Blue Warriors, они и предложили.

– Почему вы пошли на это?

– В Лиге чемпионов мы провели матчи без зрителей, что, на мой взгляд, является ключевым фактором невыхода из группы. В то же время понимаю: мы страдаем из-за отдельных людей. Сто человек могут вести себя великолепно, а двое крикнут гадости, и слышно будет крикунов. Ни в коем случае не ассоциирую тех, кто "заработал" для нас дисквалификацию, со всей армией фанатов. К сожалению, у ЦСКА не самая большая посещаемость, и я сказал об этом в интервью, но для меня очень важно, чтобы были заполнены именно фанатские сектора. В плане поддержки они дают больше, чем весь остальной стадион. На мой взгляд, сейчас в России болеют даже лучше, чем в Европе, где спокойно сидят и изредка хлопают, как в театре.

– В самом деле?

– Фанаты, если они не агрессивны – а это возможно, – очень хорошо поддерживают команду, буквально гонят ее вперед. Я искренне благодарен этим людям, потому что они реально помогают. Важны не детали, что именно они кричат и поют, а сама атмосфера.

Убежден, клубы и фанаты должны искать точки соприкосновения. Мы все находимся в одном футбольном пространстве. Хотя понимаю, что никогда не был и не стану их героем.

– Почему?

– Не их типаж. В фанатской среде отношение ко мне ровное, и то благодаря победам. Я отношусь к этому спокойно. И на интервью к фанатам пришел не как частное лицо, а как главный тренер ЦСКА. Повторю, я искренне благодарен нашему фанатскому движению. Его доля в последних успехах ЦСКА весьма значима.

– Но вы же наверняка понимаете, что фанатская субкультура довольно авторитарна. Там свои жесткие правила и нормы, и на выездах, особенно в Европе, случайных людей практически не бывает.

– Возможно. Но если кто-то в бузу "вписался", остальные пойдут его выручать просто по принципу, а не потому, что акция была спланирована. В любой, даже хорошо организованной толпе не может быть абсолютного порядка. Настаиваю, что это индивидуальные моменты, а не общие.

Кроме того, играет роль разница в менталитете. Допустим, в РФПЛ игроки более адаптированы к вещам, которые в Европе кажутся неприемлемыми. Взять уханье. Оно на наших аренах звучит часто. Это плохо. Но тот же Секу – великолепный пример адекватной реакции. Он забивал голы, радовался, обращал все в шутку. Никаких соплей, что тебе два раза ухнули. Мне сложно понять обостренную реакцию. Потому что не вижу в ситуации ничего сверхдраматичного.

– А матерные кричалки?

– Естественно, я против мата. Но нужно понимать, что у нас с фанатами на многое разные взгляды. Они меня, к примеру, спрашивали, унижаю ли я на установках соперника. А у нас такого нет. Футболисты из разных клубов – допустим, ЦСКА и "Спартака" – могут дружить. У фанатов же своя история. Им нужно выиграть свою войну. И я не верю, что "мат отпугивает детей". Мата хватает и в повседневной жизни. Не думаю, что народ не ходит на футбол из-за фанатов. Никто их не боится.

– А вы ребенка на футбол водите?

– У меня, допустим, на матчи ходит крестница. А сына не вожу, но только потому, что он индифферентен к футболу.

– Не обидно?

– Обидно, но отношусь к этому спокойно. Он очень самостоятелен, несмотря на то что ему только девять лет, и я эту самостоятельность поощряю. У него оригинальные увлечения.

– Болельщики ЦСКА постоянно оскорбляют Овчинникова. Это сильно действует ему на нервы?

– Нет. Сергей часто иронизирует на эту тему, относится к ситуации с улыбкой. А как иначе?

– Как думаете, фанаты в конце концов его примут?

– Мы в команде шутим, что больше всех приходу Овчинникова обрадовался Онопко. Теперь уже критикуют не Виктора Савельевича (смеется). Перекинулись на Сергея Ивановича.

– И у вас в свое время отношения с болельщиками были напряженные. Вас обижали, оскорбляли.

– Ну, это же болельщики, а как они должны были реагировать? Скажу больше. Один из самых активных фанатов, который требовал моей отставки и твердил, что меня никто не уважает, сегодня трудится в нашем клубе. И мы абсолютно спокойно общаемся по рабочим вопросам. Конечно, память мне не отшибло, я помню все выпады в свой адрес. Но, как говорится, кто старое помянет, тому глаз вон. А во главу угла нужно ставить интересы ЦСКА.

Да, обида была: я считал, что не заслуживал к себе такого отношения. Да и сейчас не все меня поддерживают, несмотря на трофеи. Что ж, я уже говорил: у меня такая карма. Меня критиковали всегда, даже когда работал в детском футболе.

– А там-то кому вы были не по душе?

– Коллегам-тренерам. Я, например, не участвовал в тренерских вечерних застольях. Молодой был – и более опытные наставники завидовали моим успехам. Многим не нравились мои победы даже на региональном уровне.

А еще я самый "разделяемый" тренер.

– ???

– Читаю огромное количество интервью людей, которые разделяют в них со мной мои победы. Порой происходят потрясающие вещи. Тренер по физподготовке, бразилец, с которым я работал в Самаре, позвонил нашему переводчику Максиму и спросил: "А Слуцкий мне случайно привет или слова благодарности не передавал? Это же я научил его тренировать…" На секундочку, это была первая профессиональная работа у парня, он гораздо моложе меня.

Видимо, дело в том, что я человек, готовый терпеливо выслушать чужое мнение, вместо того чтобы кое-куда послать. Вот люди порой и думают, что именно они оказали на меня решающее воздействие. Мол, Слуцкий же сделал так, как я ему велел, а в итоге, глядите, чемпион! Мне, например, сложно представить, чтобы кто-то "разделял успехи" с Валерием Георгиевичем (Газзаевым. - Прим. "СЭ"). А в моих победах, как послушаешь, не принял участия только ленивый. Ну и ради бога.

НЕ ПЫТАЕМСЯ СПИХНУТЬ ВИТИНЬЮ ЛЮБЫМИ СПОСОБАМИ

– Перейдем к вопросам о составе. Нецид вроде как не нужен ЦСКА. Зато проходила информация об интересе к нему со стороны больших клубов – Дортмунда, "Ювентуса". Как же так?

– На вкус и цвет товарища нет. Контракт Томаша рассчитан еще на полгода. Мы готовы к тому, что он, начав подготовку с нами, покинет команду по ходу сбора и перейдет в другой клуб. И если это окажется топ-команда, я буду искренне рад. Нецид много сделал для ЦСКА. Но не все зависит от нас. Он долго и тяжело восстанавливался после второй травмы, его отдавали в аренду, сейчас заканчивается контракт, который вряд ли будет переподписан. Так сложились обстоятельства. Это как с Гонсалесом. Марк ужасно обижался, когда, восстановившись, не попадал в состав, и говорил: но я же до травмы играл! Что поделать, мы не можем перемотать пленку назад, застолбить место левого полузащитника только за Марком и никого не брать, пока он полтора года лечится.

– С Эльмом контракт расторгнут. Евгений Гинер недавно сказал, что Расмус уже вряд ли когда-нибудь будет играть в футбол. Разделяете эту точку зрения?

– Мы попрощались с Эльмом после домашнего матча с "Амкаром". Подарили мяч и футболку. Прозвучали теплые слова с обеих сторон, все прослезились. Расмус настроен вернуться в футбол. В таком случае он проявит еще больший героизм, чем Гонсалес. К лету Расмус будет понимать, что делать дальше, и, возможно, приступит к тренировкам. Я даже не исключаю фантастический вариант возвращения в ЦСКА, как в случае с Вагнером. Конечно, мы рисковали, зная об особенностях здоровья Эльма. Но риски оправдались. Эльм однозначно отработал вложенные в него средства.

– Думбья на днях заявил, что возвращается в сборную и едет на Кубок Африки. Это вас расстроило?

– Понимал, что он изменит решение после первого же звонка из сборной. Я же хорошо знаю Сейду.

– Думбья признан лучшим игроком 2014 года в России. По делу?

– Все справедливо. А кто, если не Думбья? Сейду стабильно подтверждал свой высокий уровень в национальном первенстве и Лиге чемпионов, много забивал.

– А Тошича выбрали игроком года в Сербии…

– Громадный успех! Учитывая, что он опередил Видича, Коларова, Ляича…

– При этом Тошич провалил осеннюю часть чемпионата и потерял место в основе.

– Люди эмоционального плана нуждаются в руководстве. Игроки типа Тошича запрограммированы на волны. Зоран всегда будет выступать неровно. Ему нужен кураж, вдохновение. Он футболист творческий, с нестандартным мышлением. Весной у него было озарение. А вот осенью получалось далеко не все. Я бы не назвал это провалом, но все-таки… При этом "Тереку" он забил решающий гол, оформил дубль в ворота "Уфы", оставался игроком обоймы, пусть и выпадал из стартового состава. Но и в позапрошлом году у него были спады.

– Это не с личной ли жизнью связано? Тошич же развелся и нашел новую подругу.

– Нет. Тошич – взрослый человек. И потом, развелся он давно, а новая девушка появилась еще весной.

– Приглашение Витинью – ошибка?

– Не могу так сказать. Процесс адаптации продолжается. Вмешалась травма. Витинью достаточно эффективно провел летние сборы, хорошо начал сезон, забил гол "Торпедо". Систематически выходил на замену, но затем сломался в бразильской молодежке. Надеемся, все образуется. Но что касается трансферов, без промахов обойтись нереально. Всегда бить в "десятку" не способен даже самый меткий стрелок. Если Витинью так и не сможет адаптироваться, у него все равно есть качества, позволяющие быть востребованным на бразильском рынке.

– Если поступит предложение, удерживать Витинью не будете?

– Речь не идет о том, что его надо спихнуть любыми способами. По нему, как и по любому игроку, в клубе всегда разрабатывается стратегия, мы планируем его спортивный рост.

МИСТЕР ПРОГРЕСС – Вася БЕРЕЗУЦКИЙ

– Кто из игроков ЦСКА добился наибольшего прогресса в 2014 году?

– Вася Березуцкий! Часто говорят, что прогресс характерен для молодежи. Но так происходит далеко не всегда. К сожалению.

– Базелюк уже в "Торпедо"?

– Не знаю, соблюдены ли все формальности. Но думаю, что да.

– Чего не хватает Константину? В том году его признали лучшим молодым игроком, дифирамбы ему пели...

– Я не пел.

– Но все же.

– Понятно, что у Базелюка есть определенный уровень. Иначе он не сыграл бы 19 матчей за ЦСКА в золотой сезон. Но нужно развиваться. А для этого необходима практика.

Не буду говорить о Базелюке, объясню на примере Нетфуллина. В сезоне-2012/13 Равиль сыграл за нас в 8 матчах РФПЛ. И вдруг решил, что его все устраивает, а главным принципом стало "не навреди". Выйти – отобрать – отдать ближнему. Я миллион раз пытался втолковать: тебя привлекли в команду за потенциал, а не за нынешний уровень, нужно быть креативнее и смелее, а не удерживать плацдарм. Равиль, говорил я ему, отобрать и отдать ближнему лучше Рахимича все равно никто в мире не сможет. Даже когда Элверу стукнет сто лет. Мне проще Рахимича выпустить, чтобы ближнему отдавать.

Объясняй не объясняй, влезть в голову игроку все равно невозможно. Как в школе: учитель рассказывает, и один ученик решает задачу, а другой сидит, глазами хлопает. Вот и поезд, в котором Нетфуллин вроде как ехал, превратился из товарняка в сверхскоростной – и умчался далеко-далеко. Потом пара травм. И понеслось... Хотели отдать Равиля в первую лигу – не взяли. Дальше "Факел", где ставили правым защитником. Сегодня он в "Солярисе" – аутсайдере второй лиги. А ведь два года назад человек получал золотую медаль…

– Прогрессом Ефремова довольны?

– Да, но я все равно осторожен. По уровню мастерства, понятное дело, пока нельзя сравнить Дмитрия с тем же Тошичем. Зато козырь Ефремова – молодость. Пусть растет.

– Гинер нахваливает Караваева.

– Он сильно прогрессирует в Чехии. Там на него уже выходят ведущие клубы, ведь "Дукла" – середняк. До конца сезона Вячеслав останется в ней, дальше посмотрим. Пока в ЦСКА есть Мариу Фернандес, конкурировать за место в составе сложно. Но Караваев – редкий случай, когда мы связываем серьезные надежды с игроком, ушедшим в аренду. То же самое могу сказать про Васина в "Мордовии". Когда мне по поводу него позвонил Юрий Палыч Семин, я сразу сказал: не сомневайтесь, очень качественный игрок.

– Кто из ваших ребят, с кем были связаны огромные надежды, стал самым большим разочарованием?

– Известная история. В "Олимпии" был у нас Андрей Рябых. Выступал за юношескую сборную 1982 года – вместе с Кержаковым, Измайловым, Березуцкими, Адамовым, Колодиным, Анюковым... А тренер той команды Александр Пискарев говорил: "У меня есть Рябых и все остальные". Представляете? Это действительно был игрок принципиально иного уровня. В 15 лет ему присылал контракт "Интер", но руководители "Олимпии" перепугались – тогда это было в диковинку. А в итоге карьера не сложилась...

– Что с Рябых сейчас?

– Я со всеми "олимпийцами" общаюсь. С футболом Андрей никак не связан. Какие-то деньги заработать успел, у него замечательная семья. Но определенное разочарование останется у него на всю жизнь. И у меня тоже.

ЕСЛИ И БУДЕТ НОВИЧОК, ТО НАПАДАЮЩИЙ

– Новички зимой у ЦСКА будут?

– Ничего конкретного пока нет. Если и будет, то только один. Нападающий. Хотя не удивлюсь, если обойдемся без приобретений. Меня куда больше беспокоит, чтобы никто не ушел.

– Когда смотрите на то, что творится с Широковым в "Спартаке", не возникает мысли, слава богу, что с ЦСКА у Романа не срослось?

– А смысл? Будь он нашим игроком, я бы каждый день задумывался, что с ним происходит и как строить отношения. Сейчас мне хватает своих подопечных, есть куда направить свои мысли и идеи. А о Широкове пусть беспокоятся другие специалисты.

– Прошлую трансферную кампанию ЦСКА провел блестяще, ничего не потратив на Еременко и Натхо, и они сразу стали лидерами. С учетом расставания с Эльмом не было желания подписать еще одного свободного агента – Нобоа?

– Про Эльма мы все понимали еще летом, просто не спешили публиковать информацию. Натхо и Еременко брали как раз на его место.

– С Вернблумом соглашение не продлено.

– У Понтуса еще полтора года контракта.

– Принято считать, что Натхо и Еременко – мегаукрепление для ЦСКА. Но есть и другое мнение: они серьезно ослабили игру команды в обороне. По статистике, вступают в борьбу примерно 20 раз за матч, что для центральных хавбеков маловато: к примеру, средний показатель на ЧМ-2014 был порядка 40. Более того, Натхо и Еременко выигрывают только около половины этих единоборств. То есть, по сути, люди играют на чистых мячах, и более-менее квалифицированный соперник легко проходит эту зону, вываливаясь на Игнашевича, Березуцкого и Вернблума, который в одиночку все бреши закрыть не может. А если еще и Вернблума нет…

– Знаю статистику игроков РФПЛ, которые, действуя в опорной зоне, вступают в единоборства трижды за матч. Так что 20 – вполне приличный показатель. Или вот такие приведу цифры: Вася Березуцкий и Игнашевич выигрывают порядка 9-10 единоборств за матч. В сборной у них этот показатель в районе 15. Понятно почему: в ЦСКА Вернблум выигрывает минимум 20 стыков, снимает нагрузку. В сборной такого человека нет, и дополнительная десятка распределяется на защитников. Так что они приучены играть и в более сложных условиях.

К Еременко по количеству единоборств нет никаких претензий. Назовите мне атакующего центрального полузащитника, который отбирает много мячей. Мы же не оцениваем эффективность нападающих по числу отборов. Тогда у нас Муса вообще чемпион мира: он не то что защитника запрессингует, а зайца в поле может загнать. При этом объем работы у Романа сумасшедший. Он и Дзагоев – два человека, которые гарантированно пробегают более 12 км за матч. Им важнее не отобрать мяч, а направить атаку соперника в нужную сторону, где уже расставлены наши капканы.

У Натхо статистика по отборам и единоборствам примерно как у Эльма. Вот если нет Вернблума, ваш вопрос действительно актуален. Когда в Лиге чемпионов действовала пара Натхо – Миланов, цифры по числу отборов в опорной зоне были не катастрофическими, но очень низкими. Так что Понтус для баланса очень важен.

– Получается, у ЦСКА "вернблумозависимость"? У Газзаева были Рахимич, Шемберас, Алдонин, и, когда один из них выпадал, проблем не возникало. А у вас только Вернблум, который к тому же часто выпадает из-за дисквалификаций.

– Не сказать, что часто. К тому же Понтуса может успешно заменить Цауня, который умеет здорово обороняться. Никто уже не помнит, но в сезоне, когда мы взяли первое золото, основной одно время была пара Цауня – Эльм, и Саша провел около 20 матчей в старте. Сейчас он наконец-то поправился, это наша боевая единица.

ЛИМИТ "10+15" ОПТИМАЛЕН ДЛЯ ЦСКА

– Что думаете о новой формуле лимита: 10 легионеров + 15 россиян в заявке на сезон? И каким вообще должен быть лимит?

– В идеале – чтобы его вообще не было и мне не приходилось ломать голову над селекционными приоритетами и стартовым составом. Но раз он есть, то для ЦСКА вариант "10+15" оптимален. У нас в команде ровно 10 иностранцев. А если возникнет вариант с иностранными новичками, то мы внутри списка сможем что-то придумать. Принципиально новая формула лимита по нам не ударит.

– Можете себе представить, что выпускаете на поле одновременно 10 легионеров?

– Нет. К сожалению, у нас так не может получиться, потому что есть всего один защитник-иностранец и все вратари русские. В стартовом составе непременно выйдут четверо россиян.

– Речь про этический момент. Все-таки мы в чемпионате России играем. Помните, как критиковали Арсена Венгера за то, что он выпустил 11 неангличан в "Арсенале"? Или 11 легионеров в составе "Динамо"…

– Между прочим, против "Динамо" в этом матче играл ФК "Москва" (улыбается). Мы победили 1:0.

– Так 11 легионеров в РФПЛ – это нормально или нет?

– Нужно определиться. Очевиден конфликт интересов между клубами и сборными. Во всем мире. ЦСКА много раз пытался – скажу грубо – "отжать" у сборных игроков или время. Но ни метра, ни пяди, ни сантиметра, ни полдня нам никто не дал. Бывало, что и нас просили (мы не берем сборную России – там все решения принимаются на уровне исполкома РФС). Соответственно, мы тоже шли на принцип и ни на секунду раньше никого не отпускали. И конфликт здесь заложен изначально – разные интересы на использование одних и тех же людей.

Так же и с лимитом. Давайте уже решим. Или мы, как вся Европа, развиваем клубный футбол, оглядываясь не на национальную команду, а на академии и юношеские сборные (кстати, на мой взгляд, именно это поможет нашей сборной, а не лимит). Или все бросаем и делаем, как в Северной Корее. Все силы на воспитание сборной, "сажаем" ее на полугодичные сборы, закрываем и переносим чемпионаты.

Есть путь, выбранный Европой, а мы пытаемся изобрести велосипед. Если, как обычно, пойдем своим особым путем, пусть тогда футбольные руководители уже примут какое-то решение, в конце концов…

– Вы, наверное, от души посмеялись, когда услышали предложение генсека РФС Анатолия Воробьева создать в РФПЛ команду "Россия-2018".

– Считаю, руководитель такого уровня не имеет права говорить подобные вещи. Их можно сказать на кухне или даже зайти с этой бредовой идеей к своему руководителю. Но выносить на публику…

Представьте, что у нас просят отдать Акинфеева, Дзагоева, Щенникова на сезон. А взамен предлагают деньги – неизвестно какие, кстати. Дзагоев на сайте transfermarkt оценивается в 20 миллионов евро – сильно сомневаюсь, что РФС предоставит такую сумму. Дальше мы должны себе за эти деньги купить игроков на сезон. Что делать с новичками потом – непонятно. С деньгами – тоже. Когда Акинфеев и Дзагоев вернутся, нам в РФС деньги за них вернуть или тех игроков, которых мы покупали? В общем, у меня нет слов.

МЕТОДИСТЫ ИЗ ЕВРОПЫ – ЭТО ЧУМАК И КАШПИРОВСКИЙ

– Перед Новым годом в гостях у "СЭ" побывал Юрий Семин. Он сказал: на фоне отсутствия детских тренеров лимит вообще чепуха.

– Ну, я по существу сказал то же самое. Я ведь сам выходец из детских тренеров. Хотя, уверен, в России хватает и энтузиазма, и талантов, и новаторов.

Назову еще одну проблему нашего футбола. В последние годы все клубы ударились в привлечение методистов для школ. Работают испанцы, голландцы, аргентинцы, французы. Руководители клубов считают: если мы, условно, возьмем голландца, он даст суперметодику, перекует всех русских тренеров, и пойдет поток, как у "Аякса". А по факту эти "специалисты" – школьные завучи. И, на мой взгляд, занимаются абсолютным очковтирательством. Потому что заменить фигуру детского тренера на методику или на методиста невозможно! Ты должен каждый день контактировать с ребенком и его родителями. Ты можешь одним словом убить всю методику или сделать ее гениальной. Все зависит от тона, выражения лица и взгляда. Поэтому мне смысл всех этих методичек непонятен.

Эти "специалисты" работают у нас годами. Что-то я не вижу россыпи жемчужин и самоцветов, подготовленных благодаря "современным методикам". Верить в них – все равно что верить в магию Чумака или Кашпировского.

Есть еще одна распространенная проблема с детскими тренерами. Кто обычно идет тренировать детей? Либо люди – прирожденные педагоги по своей сути. Либо бывшие футболисты, которые, откровенно сказать, не нашли себе работы и пошли в детский футбол. Получается парадокс: один всю жизнь работает с детьми, прошел долгий путь и дошел до элитной академии – венец карьеры. А другой, напротив, снизошел до этой работы, потому что не смог нигде трудоустроиться, а на работу ходить надо. И вот этот другой – бывший футболист – все равно, независимо от должности, будет считать, что делает одолжение. И работать вполногтя. А без усердия и старания ты даже стены не покрасишь. Хотя, конечно, бывшие футболисты тоже бывают разные. Говорю о ситуации в целом.

– Кстати, академию ЦСКА вместо аргентинца возглавил ваш добрый знакомый по "Крыльям" Сергей Никитин.

– Да. Но не потому, что мой знакомый, а потому, что делом заслужил эту должность. Раньше он возглавлял академию в Тольятти – долгое время ведущую в стране. Потом руководил академией "Анжи", лучшей на юге страны. Его задача – координировать. А партии первых скрипок – у детских тренеров.

УРОКИ ФЕРГЮСОНА

– Какая у вас сейчас настольная книга?

– В машине лежит автобиография Алекса Фергюсона. Я ее уже один раз прочел, а сейчас выборочно перечитываю и восторгаюсь. Провожу параллели, сравниваю, думаю.

Фергюсон, например, описывает, почему Бербатов и другие топовые футболисты не заиграли в "МЮ", а, допустим, далеко не выдающийся Флетчер много лет является ключевым футболистом команды. Просто обыватели иногда судят так: как можно не вписать в команду очень хорошего игрока? А на самом деле есть уйма факторов, которые между собой соприкасаются, их чувствует и видит только главный тренер. Еще мне нравится, что Фергюсон пишет простым языком, не напуская тумана на очевидные и простые вещи. А то есть авторы – "туманисты", как любит говорить Сергей Иванович Овчинников.

– Как провели Новый год?

– Хорошо. В этом плане хотел бы, чтобы сработало правило: как встретишь Новый год, так его и проведешь. С семьей в большой компании катались на лыжах. Это уже традиция.

– Ваше главное ожидание от 2015 года?

– Оно все равно связано с профессиональной деятельностью. Постараться вернуться в чемпионате на те позиции, на которых мы были последние два года. Если все сложится, появится третий шанс проявить себя в Лиге чемпионов. Потому что у нас в команде все-таки осталось послевкусие: могли, но чуть-чуть не сложилось. Работая в ЦСКА, ты всегда ставишь максимальные

Следующие новости
Предыдущие новости
подпишись
Временно не доступно. Идет обновление.
Cтраница: 1 [2]
Написал: Саша Конник (13 Января 2015 16:34:18)
неготовностся - готовятся!))
Написал: Саша Конник (13 Января 2015 16:31:58)
(сержант) ну ты начал шилом водить! когда ты игру смотрел, Керимов все свои программы уже свернул!!! ему ужо ничего не надо было! а написать ты хотел не об этом.. ну между нами,А? а о том что в клуб привели очередного Лёниного знакомого))! дело твоё. по мне так таланты пачками не рождаются и неготовностся, как ни крути и не организуй воспитательный процесс.
Написал: (сержант) (13 Января 2015 16:23:04)
А так интервью ни о чем. Все кругло-квадратно как то. Возьмут нецида в ювентус?! Ну сами посудите, кто мы а кто ювентус. Мы собирались , по словам гинера, до 1/2 дойти. МыСсы обыграли и совсем была наша победа, но сгоняли фрицы с бритами договорняк, а мы в знак протеста ганцам 0-3 нагадили. А ювентус, так говно на палочке и туда нециду дорога.:-) . Базель тоже 19 матчей сыграл( интересно б разблюдовку по времени посмотреть). Нетфуллин только ближнему отдавал?! А кому он должен отдавать. Если уж так разговор вести, то рахимбай был спец по мелкому фолк( тут ему равных не было), а по пасам ближнему имхо лучше женьки алдонина хер кто отдаст:-) . А не обузданный лвсом мустанг-не пашка мамаев часом?!:-) .
Написал: (сержант) (13 Января 2015 16:11:31)
Конник. Привет. Ну вообщем то я также и вижу, как они пополняют и пополняют. Это О, один из лучших представителей этой школы:-) . А если чесно в прошлом году показывали матч на кубок из махачкалы. Обратил внимание на газон, что за год на новом стадионе сумели его убить. Я думаю, что на стадионах галицкого такой херни не будет, и школа то у него так себе, потому что кореш там не рулил:-) .
Написал: (сержант) (13 Января 2015 15:54:34)
Dobchik. По твоему 4 пункту не много не соглашусь. В прошлом году пиво вары вообщем то были нам по зубам, а в итоге по зубам от них мы и получили. Так что тот вылет более обиден, чем этот. В этом году, все ж обьективности ради, соперники были сильнее.
Написал: Саша Конник (13 Января 2015 15:51:17)
(сержант) писал(а):
Интересно, а сколько жемчужин российского футбола подготовила супер школа юга россии Анжи( где то читал, что анжи переводится как жемчужина). И сколько игроков экстра класса подготовил наш будучи детским тренером
привет,(сержант) ! если ты руководителя школы пытался стебануть, считай получилось! ведь у нас в стране каждый год десятка два дарований первую сборную пополняют! как минимум пятеро из школы Анжи! теперь такая же хрень у нас будет!)))
Написал: (сержант) (13 Января 2015 15:43:21)
Интересно, а сколько жемчужин российского футбола подготовила супер школа юга россии Анжи( где то читал, что анжи переводится как жемчужина). И сколько игроков экстра класса подготовил наш будучи детским тренером
Написал: владимир (конь -огонь ) (13 Января 2015 14:54:03)
Ни хрена мне не понравилось!!!
Написал: (сержант) (13 Января 2015 12:42:53)
Dobchik. Твой второй пункт. Согласен полностью. Теперь понятно почему ц.защитники в каждом матче в лажу минелли играют. И при этом выпуск васина на поле, даже пусть для того, что б поставить саксаулов на место, всегда стремился к минус бесконечности:-) .
Написал: dobchik (13 Января 2015 11:46:11)
Честно говоря, не хотел комментить этот очередной литературный шедевр. Но от нескольких ответов реально покоробило. Ни слова, ни какой конкретики по молодежи, про важность организовать качественную смену поколений россиян...
Иногда откровенная ложь и лицемерие. Такое ощущение, что Слуцкий дает вью для жителей другой планеты, которые ничего о команде не знают и в глаза не видели её игру.
1. "...в среднем отставок у нас больше, чем в Европе. Зато ЦСКА – приятное исключение. Здесь в тренерском вопросе ищут основательности..." - ну видимо исключение это идет не от потрясающих, феноменальных качеств тренера и его штаба, а от эконом-варианта Гинера.
2. "...Работая с вами, я понял, что не надо стоять в боксерской стойке. Оказывается, можно выигрывать титулы, получая огромное удовольствие от тренировочного процесса. Без мыслей о том, что тебе надо отстаивать свое место под солнцем и обороняться..." - ну а это вообще полный пипец. Если конечно Игнаш так говорил. А место под солнцем действительно не надо отстаивать. Леня давно уже приучил часть игроков к тому, что они не заменяемые, как бы не играли, а других, с их позиций, сплавят в аренду...
3. "...Но у меня – сработало. Удалось добиться результата и завоевать титулы, будучи самим собой, пропагандируя свои принципы. Я этому очень рад..." - очередной порожняк. Судя по умозаключениям Леонида, Газзаев не должен бы вообще что-то выиграть. А титулы, дружочек, клуб заработал не от того, что ты добренький, а от того, что тебе достался очень профессиональный коллектив, подготовленный не добреньким Газзаевым.
4. "...В Лиге чемпионов мы провели матчи без зрителей, что, на мой взгляд, является ключевым фактором невыхода из группы..." - опять откровенная ложь. В прошлой Лиге мы так же "благополучно" обосрались в группе. Играя при зрителях. Хотя, играя с этими же соперниками, Лене и его штабу можно было сделать кое какие практические выводы.
5. "...Да, обида была: я считал, что не заслуживал к себе такого отношения. Да и сейчас не все меня поддерживают, несмотря на трофеи. Что ж, я уже говорил: у меня такая карма. Меня критиковали всегда, даже когда работал в детском футболе..." - во как. Оказывается и на Солнце есть пятна. Душок еще с детского футбола тянется. А как же Колодин?
6. "...Нецид много сделал для ЦСКА. Но не все зависит от нас..." - Лёня, ёпта, а от кого? Когда Муса должен играть не по позиции, когда Думбия не вылазает из травм, когда Базеля к кастрюлям слили?
7. "...Это как с Гонсалесом. Марк ужасно обижался, когда, восстановившись, не попадал в состав, и говорил: но я же до травмы играл...застолбить место левого полузащитника только за Марком и никого не брать, пока он полтора года лечится..." - вот зачем откровенно лгать? Мы что не видели, кем и как играет команда? Не видели, как Марка пихали на место левого цз? Как парень феерил за молодежку, рвался на поле, а его мариновали на банке?
8. "...Иначе он не сыграл бы 19 матчей за ЦСКА в золотой сезон. Но нужно развиваться. А для этого необходима практика..." какие 19? Памороки что-ли бьют? Или считаешь, что 30 секунд на поле, когда команда с 62-ой минуты ведет 3:0 - это нормально? И давал ли ты ему практику?
9. Столько поноса по Нетфуллину. Может мы с Леней разные игры с его участием смотрели? Описал тут полный ужас, а на поле, порой, Нетфуллин смотрелся уж не хуже доброй половины команды. С Ефремовым и Караваевым всё стало ясно - одного ждет пердив, другому проще поменять гражданство...
10. "...Про Эльма мы все понимали еще летом, просто не спешили публиковать информацию. Натхо и Еременко брали как раз на его место..." - ппц. Двоих на место одного? Какая щедрость!!! Вообще то функции на поле у Эльма и этих двух отличаются. Видимо Лёня игры с Рубином или не смотрел или на кромке на 90 минут отворачивался от поля...
11. "...К тому же Понтуса может успешно заменить Цауня..." - а вот пистеть не надо. Мы все видели Сашу в опорной над защитниками. Итоги были печальными... Типичный пример - игра с Анжи, когда и красную заработал и "через него" банки привезли...
12. "...Хотя, конечно, бывшие футболисты тоже бывают разные..." - Лёнчик, о себе, любимом, толсто вспомнил?

Другие способы общения:
в гостевой книге
Ваше имя:

Ваш E-Mail:

Комментарий:

Галочка обязательна!
Я здесь посторонний
В сердце моем только ЦСКА!
Я здесь лишний
Нажимая кнопку добавления комментария, вы соглашаетесь и принимаете правила сайта
Турнирная Таблица (Полная)
N Название Игры Очки
Локомотив Москва 10 15
Зенит 10 25
ЦСКА Москва 10 16
спартак М 10 18
Краснодар 10 19
Ахмат 10 10
Уфа 10 9
Урал 10 11
Арсенал Тула 10 10
10  Ростов 10 18
11  Енисей 10 5
12  Рубин 10 17
13  Оренбург 10 14
14  Анжи 10 10
15  Динамо Москва 10 10
16  Крылья Советов 10 10
Снайперы ЦСКА
Имя ЧР КР ЛЕ В
Чалов 1 0 0 1
Последний комментарий
Случайная кричалка | Все
Taymas
Снова и снова он впереди,
Вся премьер - лига опять позади,
Наш ЦСКА рискни – догони!
Случайные Обои | Все
(c) Fresh

реклама
ВКонтакте
right
© copyright 2006-2023 by cskamoskva.ru | ЦСКА / САЙТ ФК ЦСКА / ПФК ЦСКА
Создание веб сайтов - Vamsite и "Мансветов Сергей", информация
При полном или частичном использовании материалов, активная ссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА