Рассказ об уникальном 20-летнем нигерийце из китайского чемпионата, который планируется как замена Думбия в ЦСКА, начну издалека. Заодно затрону некоторые нюансы первой стадии селекционной работы. Так лучше станет понятно, почему Аарон Самуэль Оланаре сейчас самая обсуждаемая фигура в узком российском футбольном сообществе.
Почему Газзаев выбрал Вагнера, а не Кавенаги
Знаете, сколько времени на формирование мнения об игроке тратит тренер или опытный селекционер, чтобы вынести вердикт: может объект быть ему интересен для дальнейшего изучения или нет? В среднем не более 2-3 минут.
Иногда потенциального новичка могут зачехлить после просмотра уже третьего эпизода. Дело в том, что у любого успешного специалиста, имеющего отношения к подбору игроков, есть своя фишка, свои вкусы, своя методика для каждой игровой позиции.
Например, Валерий Газзаев, если речь идет о нападающем, изначально смотрит на два аспекта. Просит включить ему в одной из специализированных программ подборку видео: завершение атак. Если форвард в трех эпизодах подряд, находясь в штрафной, тратит на замыкание фланговой подачи больше одного касания, Валерий Георгиевич сразу морщится. Ему все понятно о технической оснащенности, о скорости принятия решений, о скорости исполнения и возможно, о ментальности игрока.
Если же изучаемый проходит первую стадию экспресс-отбора, Газзаев смотрит, как футболист действует, когда оказывается один на один с защитником в зоне перед входом в штрафную площадь. В свое время Валерий Георгиевич выбирал новичка для ЦСКА из трех форвардов: Кавенаги, Тевеса и Вагнера Лава. И Кавенаги срезался во втором туре именно на этом – был неспособен взять инициативу на себя.
Кстати, статистика потенциального новичка для Газзаева большого значения не имеет (как и примерно для трети современных специалистов). Когда Валерий Георгиевич настаивал на покупке Жо, у того с голами было очень туго, но армейский тренер уверял, что если бразильца использовать иначе, он будет забивать в каждом матче.
Для Олега Романцева было важно, как нападающий может комбинировать в условиях плотной опеки. Принял, вполоборота отдал партнеру на ход в дальнюю (именно в дальнюю!) ногу, сам в свободную зону рванул открываться, протиснув плечо перед корпусом оппонента – это уже веская заявка игрока на то, чтобы понравиться тренеру. Робсон и Ширко, а впоследствии и Павлюченко, были в этом весьма убедительны.
Валерий Карпин смотрит подборку, как и при каких обстоятельствах нападающий убегает один на один с вратарем. И эти несколько эпизодов дают картину того, как человек готовит себе зону, как ловит момент для рывка, какую скорость развивает, как работает с мячом, как действует в завершающем эпизоде. Так тренер получает представление, как использовать этого футболиста (Веллитон, Эменике и Мовсисян очень много забивали при Карпине именно после сольных забегов). Остальное уже особого значения не имеет. Остальным занимается спортивный департамент.
Руй Кошта, спортивный директор «Бенфики», в первую очередь руководствуется принципом: лучший атакующий игрок тот, кто находит кратчайший путь к воротам соперника. Нападающий, получающий мяч и убегающий с ним во фланг, шансов понравиться Руй Коште имеет немного.
В последние годы примерно треть тренеров изучение форвардов начинают с нажатия кнопки «верховые единоборства». Так «Уфа» вычислила в Харисе Ханджиче того, кто ей нужен. И сегодня это безоговорочно лучший нападающий чемпионата России по борьбе на втором этаже.
Знаю двух уважаемых человек, которые начинают с просмотра эпизодов, когда форвард принимает мяч, находясь лицом к своим воротам, а на спине у него висит защитник. Если принимает с уходом в сторону, да еще с разворотом – красавец, а если от него мяч отскакивает как от дерева, то игрок подвисает с формулировкой «топор» или «валенок».
Когда тебе каждый день дают на изучение десятки игроков, ты просеиваешь их еще до стадии просмотра. Часто игроков интуитивно отбрасывают только по одному внешнему виду. Есть категория специалистов, которые придают значение – естественно, далеко не главное, но все же большое – «лицу и заднице» футболиста. Например, Станислав Черчесов, один из лучших селекционеров среди тренеров. Психологические способности позволяют частично понять по лицу: боец или не боец, себе на уме или адекватный. Взгляд на пятую точку дает ответ на то, насколько футболист способен вести силовые единоборства, как крепко он может стоять на ногах. Большие ягодичные мышцы при видимом отсутствии лишнего веса очень даже приветствуются.
Силового неординарного центрфорварда лучше искать среди темнокожих игроков
Есть признаки еще более простые, чем выражение лица, кубики пресса или бедро вытянутой ноги. Самый простой и при этом достаточно значимый внешний признак – цвет кожи.
Скоростного центрального защитника, опорника-разрушителя и, конечно же, силового центрального нападающего при условии дефицита времени, прежде всего, стоит искать среди темнокожих ребят. В скаутинговой базе нашей компании категория «силовые центральные нападающие» на 85-90% состоит именно из игроков негроидной расы.
Они щедро одарены природой. Среди них гораздо больше тех, кто даже при высоком росте способен оставаться быстрым и выносливым. Они пластичнее, координированнее, мощнее и агрессивнее. Они лучше ведут единоборства, при этом они менее притязательные и на ранней стадии своей карьеры стоят гораздо дешевле.
И, наконец, значительная часть темнокожих нападающих не имеет футбольного образования как такового. В их сознание не вбиты общепринятые прописные истины. Они не шаблонные, не стереотипные, а значит и менее предсказуемые, порой совсем непредсказуемые. Они играют на инстинктах. Если с годами они обретают способность использовать еще и тактическое мышление, то из них получаются игроки масштаба Дрогба и Это’О (ныне для многих таким ориентиром является конголезский бельгиец Кристиан Бентеке образца полуторагодичной давности).
На уровне российской премьер-лиги (как и, скажем, в Турции) сам по себе фактор самобытности в сочетании с уникальными физическими данными особенно часто срабатывает на ура. Эменике, например, с точки зрения понимания футбола игрок крайне посредственный, но моментально вошел в число лучших форвардов РФПЛ. А Ласина Траоре? Н’Дойе? Не говоря уже о Думбия! Эти люди, если в юности и читали футбольные учебники, то вверх ногами. При этом они являлись бесспорным украшением нашего чемпионата.
Важно только соблюдать одно условие. Нельзя приглашать к нам представителей других континентов, особенно Африки, напрямую. Человек должен предварительно пройти адаптацию к европейскому футболу. Обычно это происходит в скандинавских странах, в ряде стран Восточной Европы, во французской Лиге 2, в меньшей степени – в Португалии и Швейцарии.
В Португалии Оланаре сравнивали с Халком, но он больше похож на Кайседо
А теперь, собственно, о потенциальном новичке ЦСКА Аароне Самуэле Оланаре. Это уникальный нападающий – хотя бы тем, что ему свойственны абсолютно все перечисленные признаки, на которые обращают внимание специалисты при стартовом изучении. Люди уже через минуту просмотра приходят в восторг! Первый этап отбора нигериец успешно преодолеет в двадцати девяти случаях из тридцати (возможно, он не прошел бы его только у Романцева, если бы Олегу Ивановичу, лишенному времени, да еще и пребывающему в плохом настроении, попалась подборка эпизодов, где пас на ход Оланаре дает правой, а не рабочей левой ногой).
Мяч принимает с уходом, в одно касание забивает, вверху борется, скорость высокая как стартовая, так и дистанционная, инициативу на себя берет с легкостью, все действия ненатужные. Убегает, неплохо реализует моменты, и изюминка есть, и лидерские задатки, и лицо брутальное, и ягодичные мышцы. Данные не придерешься, торс – дай бог каждому. Мяч опять-таки в равной степени успешно принимает и в ноги, и на ход. К тому же он африканец, прошедший обкатку в Норвегии. Вдобавок, рондад-фляк и сальто при росте 189 сантиметров и весе 86 килограммов прыгает как заправский акробат, что кстати, тоже является значимым штрихом при изучении. И не столько в плане пиара и маркетинга, сколько с точки зрения подчеркивания физических возможностей игрока.
Другой показательный моментик (из десятков микро-моментов и складывается общее впечатление, которое влияет на итоговое решение). В чемпионате Китая на Оланаре по окончании матча, в котором он забил победный гол, со всего разбега запрыгивают два партнера по команде, так нигериец даже не качнулся – стоял как вкопанный.
Сегодня Аарон Самуэль Оланаре вполне олицетворяет новый селекционный тренд российских клубов. Многие о нем мечтают. И почти все убеждены, что вот-вот 20-летний игрок окажется в ЦСКА – как раз там, где созданы условия для перехода на новый уровень.
Еще до ЦСКА два наших клуба, ведущих грамотную трансферную политику, пытались заполучить Оланаре. Китайцы одним выставили 5 миллионов, другим на 200 тысяч больше. Ни те, ни другие себе в сегодняшних условиях это позволить не смогли.
Зарубежные клубы, специализирующиеся на покупке талантов с целью раскрутки и последующей перепродажи – такие как «Порту» и «Удинезе» – тоже к неординарному форварду примерялись. Интерес их скаутов – дополнительный показатель того, что игрок имеет хорошие задатки стать звездой.
В «Порту», кстати, Оланаре больше воспринимают как флангового форварда, за уникальные природные данные и азиатский этап в карьере сравнивают с Халком (того в свое время выцепили из Японии).
Мое мнение: по игровой манере Аарон Самуэль на Халка не очень похож. Он в целом куда больше напоминает бывшего игрока «Локо» Кайседо (сейчас вернувшего себе репутацию грозного бомбардира). Такой же быстрый краб, сочетающий силовую манеру с приличной, нечитаемой техникой (оба, например, способны с завидным постоянством мячи, до которых и головой допрыгнуть трудно, «приклеивать» на грудь).
Для начала расскажу свою историю знакомства с Оланаре (в России игрока стали называть именно так).
Наша компания изучала Фегора Огуде из «Волеренги» (сейчас нигериец играет в «Амкаре»), и мы смотрели матч чемпионата Норвегии («Бранн» – «Волеренга» 3:1, 16 марта 2013 года). И как очень часто бывает, изучая одного игрока, открыли для себя другого – того, о котором раньше даже не слышали. Оланаре появился на поле на 62-й минуте матча и произвел мощное впечатление. Вот фрагмент того первого отчета о нигерийце:
«Физически близок к эталону, сверхсбалансирован. Жажда игры. Высокая энергетика. Стремление взять на себя. При этом много суеты и неоправданно много потерь (18 лет, африканец). Вышел на левый край. Видно, что фланговый хав не основная его позиция (хотя и там может быть острым). Суперданные для центрфорварда, там он должен принести больше пользы. Постоянно находится в поиске мяча. Дриблинг абсолютно нестандартный. Работает в основном левой, под правой сразу теряет. Школы нет, зато классные инстинкты. Вопрос в принятии игровых решений. Пока все сыро, нужно года два, чтобы оббиться. Очень мощный, хотя корпусом пока пользуется не лучшим образом. По потенциалу бомба! Взять в плотную разработку!!!».
Игроков мы разбиваем на подкатегории, каждая из которых называется именем футболиста, хорошо известного в России. Аарона Самуэля мы поместили в раздел «Типаж Кайседо».
Первым из российских клубов Оланаре заинтересовался «Краснодар»
Спустя месяц ныне покойный Сергей Вахрушев, начальник селекционного отдела «Краснодара», с которым мы дружили, сказал, что клуб хотел бы пригласить Кайседо, но «Локомотив» его не отпускает. И спросил: есть ли кто-то подобный на примете? Я продиктовал пять фамилий, включая нигерийца из «Волеренги», а на следующий день Сережа позвонил и минут десять говорил о нем восторженные слова. Но предлагать Оланаре наверх он спешить не стал, поскольку нападающий был еще совсем молод, а у клуба уже был подобный неудачный опыт. Вскоре Оланаре перешел в «Сарспборг», а «Краснодар» подписал Жерара Гоу и Ари. Казалось бы вопрос отпал, но Сергей продолжал за парнем наблюдать и при случае рассказывал о его прогрессе, не давая забыть о нигерийце.
Есть неписанное правило: нужно игроков изучать заново, как в первый раз, каждые полгода. Даже сложившиеся футболисты, как Игнашевич, Вася Березуцкий, Кержаков, Анюков за шесть месяцев нередко меняются, от чего-то избавляются, какие-то игровые элементы выводят на иной уровень. Допустим, Ахмед Муса в ЦСКА за тот не самый долгий период, когда был выдвинут на острие атаки, изменился настолько кардинально, что один немецкий селекционер искренне подумал, что это совсем другой Муса, однофамилец.
Оланаре за те полгода, что я его не видел, прибавил в уверенности, суеты стало чуть меньше (гусарство никуда не делось, но эпизодами стало уступать место солидности). В новой команде он куда чаще действовал на позиции центрфорварда, было видно, что игрок не просто получает от этого огромное удовольствие, но еще и понимает, как ему действовать. Да, он по-прежнему много распылялся, частенько передерживал мяч, нередко необоснованно его терял, но от матча к матчу становился острее и опаснее для соперников.
В Китае («Гуанчжоу» потратил на Оланаре 1,4 миллиона евро) развитие форварда продолжилось, хотя метание между двумя позициями не очень должно способствовать прогрессу. В некоторых матчах Оланаре выглядел лидером, часто выдавал настоящие шедевры. Нигериец гораздо качественнее стал играть в пас, лучше научился находить свободные зоны – благо в китайском чемпионате пространство более разреженное и там это делать легче.
Нужен ли такой новичок ЦСКА?
Брать более чем за 5 миллионов евро полузеленого 20-летнего нигерийца, еще ничего никому не доказавшего, имеющего опыт лишь специфичных чемпионатов Норвегии и Китая, – огромный риск. На него в России способны единицы. ЦСКА рисковать умеет, и делает это лучше всех. Думаю, что даже ситуация с Витиньо не подтолкнула армейцев к отказу от своих принципов трансферной политики.
Нет в мире ни одного трансфера, успех которого изначально был бы гарантирован. Вопрос в процентном соотношении. Иногда шансы на успех 90 на 10, иногда 10 на 90. В случае с Аароном Самуэлем для ЦСКА они ориентировочно 70 на 30 в пользу того, что все сложится как надо (например, игрок принесет немало пользы и года через три за многомиллионную сумму будет куплен условным «Челси»). Для подавляющего большинства других российских клубов эти шансы были бы не выше 50 процентов. Как ни крути, на третьей-четвертой стадии изучения к нигерийцу возникает достаточно вопросов, порождаемых, прежде всего, частыми потерями мяча. И он настолько яркий, что, допускаю, это не его надо будет вкраплять в командный механизм, а во многом игру команды придется перестраивать под него.
Армейцы же всегда мечтали о подобном форварде. Оланаре совместил в себе рост и пластику Жо, пробивную мощь Олича, умение цепляться за мячи Нецида, наглость и неординарность Думбия и даже в какой-то степени эффективное изящество Вагнера.
Более того, место центрфорварда после ухода Думбия, даже при вариативности Мусы, вакантно (на мой взгляд, Оланаре на данном этапе очевидно сильнее только пришедшего, пускай и более командного Страннберга – кстати, тоже самобытного парня с африканскими корнями и опытом скандинавского чемпионата).
Леонид Слуцкий умеет создавать условия для наибольшей реализации выпирающей индивидуальности игроков без вреда для коллективных построений. И умеет делать своих подопечных сильнее.
В ЦСКА есть Муса, партнер Оланаре по сборной Нигерии, что немаловажно с точки зрения адаптации.
Армейцы традиционно дают игроку время для развития, не требуя от него всего и сразу (руководство клуба, спортивный департамент и тренерский штаб едины в понимании планомерности развития). В ЦСКА отдают себе отчет, что раскрыться игрок может только тогда, когда он в профессиональном плане счастлив. И этому фактору также уделяется большое значение.
В ЦСКА не станут требовать от Оланаре лишнего. У человека физические данные такие, что он может 90 минут без устали прессинговать защитников соперника. И использовать эту способность игрока в полной мере – большой соблазн. Полагаю, сторонник жесткой игровой дисциплины Юрий Красножан, например, обязательно бы сделал из нигерийца вечно прессингующую «ломовую лошадь». В ЦСКА же основное внимание уделят именно раскрытию атакующего таланта форварда.
В общем, если трансфер все-таки состоится, мы с вами сможем в прямом эфире наблюдать, как будет развиваться чудо-форвард с потенциалом европейской звезды.