У каждого из клубов Премьер-лиги в это летнее трансферное окно будут вполне конкретные цели и задачи по укреплению состава. Вот, например, узнал, что ЦСКА хочет качественно усилить линию нападения. Видимо речь идет о каком-то одном конкретном игроке. Что ж, если тренерский штаб считает, что это действительно надо сделать, значит, армейцы будут работать на этом направлении вполне конкретно. В этом мы убеждались не раз.
С другой стороны, посмотрите на турнирную таблицу. ЦСКА забил больше всех мячей, а в лучших бомбардирах ходят два полузащитника – Еременко и Натхо, которые на двоих забили 25 мячей! Отличались в атаке и Тошич, и Дзагоев, который долгое время был травмирован. То есть, с атакующими функциями команда хорошо справлялась. Почему? Потому что не чувствовалось того разрыва между средней линией и атакующей, который мы нередко видим в других клубах. Да, Муса тоже свой десяток голов забил, много бегал впереди, иногда выходил на поле молодой Страндберг, который тоже успел отметиться забитыми мячами в новом клубе. Однако именно роль креативной и агрессивной полузащиты в ЦСКА сейчас очень велика. Это и понятно. Слуцкий активно и правильно использует упомянутых мною футболистов в атакующей игре, поскольку впереди армейцы испытывают некоторые проблемы с чистыми нападающими. Но на атакующей агрессии ЦСКА это никак не сказывалось. Армейцы никогда не ставили целью победить за счет отхода в оборону.
Если же ЦСКА сейчас решится покупать какого-то легионера за большие деньги, то надо приобретать нападающего высокого класса. Звезду. Задача не из простых, конечно, но, если клуб готов ее решить – это правильно. Хотя, тут важно попасть в точку. Все-таки с Витиньо, который сейчас играет в аренде в Бразилии, армейцы немного промахнулись. Я бы даже сказал так: он игрок не для ЦСКА. Новичок Страндберг может и хорошее приобретение на будущее, однако, пока он еще сырой материал.
Противоположный пример построения атакующих действий – «Спартак». Здесь вся надежда только на Промеса. Он в команде и полузащитник, и нападающий. Спартаковцам надо за него держаться всеми силами. Читал, что вроде бы Промес может уехать за границу. Если это произойдет, то у «Спартака» образуется огромная дыра в составе. А у него и сейчас кадровых проблем очень много. Кротов, Давыдов – это все может быть и интересные ребята, но тоже сырой материал. Посмотрите на Ананидзе. Он гораздо раньше этих молодых футболистов влился в состав, до сих пор не может толком закрепиться в команде. В отличие от упомянутых мною армейских полузащитников, Ананидзе не готов вести атакующую игру, не готов постоянно забивать. Гораздо более склонен к атакующей игре Озбилис. У него приличный удар. Но как он поведет себя после травмы, никто не знает.
Кротов забил три мяча в последних четырех матчах чемпионата, а Давыдов – вообще ни одного за весь сезон. Такая нестабильность молодых игроков мне понятна. В «Спартаке» еще сильнее, нежели в ЦСКА, чувствуется отсутствие высококлассного форварда. Не такого, как Мовсисян, который начал вроде бы за здравие и все закричали: ох, какой бомбардир, а дальше всё у него пошло по нисходящей. Нужен действительно мастер. И скорее не пробивной форвард, а более подвижный, который мог бы обыграться с молодыми футболистами, раз уж на них сейчас делается ставка на будущее. Что, в принципе, правильно. Может быть, в становлении атакующих действий поможет новобранец болгарин Попов. Это интересный футболист. Правда, характер у него, видимо, не сахар. Были с ним какие-то разногласия у тренеров «Кубани». Да и силен он, прежде всего, в комбинационной игре, может раздавать интересные передачи партнерам. Умный, техничный.
Я вот упомянул о том, что молодым нападающим «Спартака» нужен такой готовый, забивной форвард, который мог бы с ними обыграться и вспомнил себя. Я в «Спартаке» не провел ни одного матча в чемпионате страны, но вот в турне по Южной Америке, по Европе, куда меня пригласили руководители клуба, успел съездить. Провел за «Спартак» немало матчей, хотя, повторюсь, все они были неофициальными. Несколько встреч, например, мы провели, во Франции, где я играл не на привычном для себя месте – впереди, на острие, а в оттяжке. И у меня по четыре, по пять мячей тогда забивал Валерий Рейнгольд, который моложе меня лет на пять. Как увидит меня сейчас, сразу вспоминает: Виктор Владимирович, когда я с вами в связке играл, сколько мячей забивал! А я тогда действительно ловил момент, стараясь использовать скорость Рейнгольда, и делал ему острую передачу. Вот и в «Спартаке» нужен сейчас такой игрок, который мог бы с умом использовать скорость молодых ребят в атаке. Они уже в этом сезоне показали, что не боятся идти вперед, вести силовую борьбу. Им надо расти, это будущее команды. Но и то, что я отдавал передачи, а не забивал сам, как привык, не било по моему авторитету или самолюбию. Всё надо делать с умом и в интересах команды. Ну, а то, что я потом не присоединился к «Спартаку», помешала не моя спортивная форма или отсутствие забитых мячей, а приступы астмы, которые так и не позволили мне играть в полную мощь