Вот уже 9 лет наш земляк, заслуженный врач РД и РФ Шагабутдин Керимов (на снимке) является врачом московского футбольного клуба ЦСКА. О том, трудно ли быть врачом в спорте, и других моментах этой неординарной работы он рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту «ДП».
- Шагабутдин Саидович, расскажите немного о себе, о том, как попали в ЦСКА.
- Родился и вырос я в Махачкале. Родители из с. Нижнее Казанище. Отец работал в ДГПИ, был доцентом кафедры химии и преподавал органическую химию. Мать долгое время была завучем в СОШ № 4, учителем русского языка и литературы. Окончив школу № 39, в 1983 году я поступил в ДГМИ. После интернатуры работал спортивным врачом в ДЮСШ № 2 или, как ее еще называют, Маркаровской школе. В 1991 г.
на ее базе создали футбольный клуб «Анжи», в который пригласили и меня в качестве врача команды. Так до отъезда в Москву работал врачом в «Анжи», а с 2006 года - в ФК ЦСКА, куда меня пригласил известный в прошлом футболист Юрий Николаевич Аджем, игравший в свое время в сборной СССР и за ЦСКА.
- Обычный врач. Мы знаем, что это такое. А кто такой футбольный врач?
- Специфика работы футбольного или спортивного врача объединяет в себе базисные познания в различных специальностях медицины: по травматологии с ортопедией, по терапии и общей хирургии, диетологии, психологии и другим. Он с командой каждый день, поэтому в курсе всех травм и недомоганий у игроков. Доктор команды может выступать и в роли семейного врача у тех же футболистов, тренеров и других работников клуба.
- А врач команды может принять решение выпускать травмированного игрока на игру или нет? Или это прерогатива главного тренера?
- Это решение принимает только врач команды.
- Когда вы поняли, что состоялись как спортивный врач?
- Только после 10 лет работы мог сказать, что я футбольный врач.
- Какие травмы чаще всего получает футболист?
- Каждый год в конце сезона проводим анализ полученных травм и приходим к выводу, что чаще всего серьезные травмы различного характера игроки команды получают в период подготовки к сезону и на тренировочных занятиях.
- А любят ли футболисты лечиться?
- Сейчас они стали в этом плане более профессиональны. Следят за своим здоровьем, интересуются у врачей вопросами профилактики травматизма и тактики лечения. И если получат травму, то стремятся не только как можно быстрее войти в строй, но и полностью здоровым игроком, так как футбол - это их основная работа, в которой заложен их карьерный рост.
- Помимо вас есть еще врачи в команде?
- В медицинском штабе основного состава 2 врача, 3 массажиста и 2 физиотерапевта.
- Какой у вас график работы?
- Ненормированный, но рабочий день – каждый, в 9 утра уже надо быть на базе, затем подготовка к тренировке.
- Как проходит общение с футболистами-иностранцами?
- С англоговорящими говорю сам, а с остальными через переводчиков.
- Трудно ли было бросить все и уехать в Москву? Чем занимаются члены вашей семьи? В отпуск приезжаете домой?
- Скажем так: непросто. Сегодня вроде все сложилось, супруга, Соледад, - тоже врач, заведующая отделением одной из московских поликлиник. Сын учится в аспирантуре по специальности «травматология и ортопедия», дочь - на 3 курсе МГИМО. В отпуск в межсезонье стараюсь бывать в Махачкале.
- Сейчас у ЦСКА отпуск. Что намечается после него?
- 21 июня – сбор, затем - плановое углубленное медицинское обследование, несколько товарищеских игр. А там не за горами начало нового сезона.