Неофициальный сайт ПФК ЦСКА Москва
Следующий матч
футбольный клуб, эмблема футбольного клуба Чемпионат России
16 тур
25 Ноября 2023
футбольный клуб, эмблема футбольного клуба
Предыдущий результат
Факел Воронеж 1
ЦСКА Москва 1
Голы забивали
Давила (10);
Божин (93);

Логин:

Пароль:

Запомнить?
Наши медиа-ресурсы в Сети. Добавляйте себе в закладки
Сайт болельщиков ЦСКА - Группа ВКонтакте! RSS Лента новостей про ПФК ЦСКА Яндекс Виджет ЦСКА

новости ПФК ЦСКА Москва и сайта

Свежие новости ЦСКА Футбол // Баскетбол // Хоккей // Новости сайта // Сборные // Экс Армейцы // Новости оф.сайта // Слухи // Разное // Видео и фото в новостях

ГРИШИН: «Мечтаю возглавить основную команду ЦСКА»

Встреча с настоящим армейцем, главным тренером молодежной команды ЦСКА Александром ГРИШИНЫМ стала поистине долгожданной.
  • Футбол

  • 5      3514     

Встреча с настоящим армейцем, главным тренером молодежной команды ЦСКА Александром ГРИШИНЫМ стала поистине долгожданной. Почти двухчасовое общение на базе в Ватутинках получилось весьма интересным и откровенным: с Александром Сергеевичем мы побеседовали о перспективах наших молодых игроков, новом лимите на легионеров и о проблемах российского футбола в целом. А самым ярким признанием стало желание Александра Гришина возглавить в будущем основную команду ЦСКА.

«ТОТ, КТО БОИТСЯ ОШИБИТЬСЯ, В ФУТБОЛ УЖЕ НЕ ЗАИГРАЕТ»

– Текучка кадров в молодежной команде весьма серьезная: каждый год кто-то уходит в основу, кого-то продают или отдают в аренду… Расскажите о ребятах, с которыми вы будете работать в этом сезоне.

– 95-й год рождения из команды ушел… Мне жаль, что команду покинул Георгиевский – это была «звездочка», на которой держалась наша игра. Из игроков 96-го рождения остались Макаров, Чернов и Титов. Остальные – 97-го года. Мы понимаем, что команда слабая, поэтому занялись селекцией. Отдел Яровинского нам помогал, и мы нашли неплохих футболистов 97–98 годов рождения – будет здорово, если удастся их подписать. Если нет – придется играть теми, кто заканчивал прошлый сезон. Но тогда будем работать вхолостую, ибо для первой команды там точно никого нет… Кроме Макарова, к основе не стоит подпускать никого и близко.

Раньше мы давали от одного до трех футболистов для тренировок с основной командой. Теперь же уровень снизился, и я с этим ничего не могу поделать. К тренировкам с основой привлекают только качественных футболистов – иначе тренировка ломается.

Нам же дают определенную группу, скажем, из 15 игроков, и мы обязаны с ней работать. Не важно, слабые они или нет. Нам нужно постараться довести их до определенного уровня. Вообще и клуб, и мы сами придерживались позиции, что в молодежной команде должны играть собственные воспитанники. Но сейчас получилось так, что лучшие ушли, а достойной смены из армейской школы нет. Раньше, будучи на два–три года младше, мы были конкурентоспособны, потому что играли талантливые ребята. А нынешнее поколение слабее. Им будет обидно, но пусть они об этом прочитают: пришли слабые футболисты!

Плюс в целом омолодилась молодежная лига. Мы уже точно не дублирующий, а именно молодежный состав – идем, по сути, как последний год школы. В этом плане на нас неинтересно смотреть болельщику, ибо играют дети. А в дубле должны играть те, кто не попадает в основной состав, и лучшие ребята из школы, которые на самом деле талантливы.

Без сильных футболистов не бывает сильного футбола, поэтому со второго места мы опустились на одиннадцатое… Если бы мы знали, что достойной смены нет, мы могли бы придержать тех, кто старше. С другой стороны, тогда бы мы не дали сильным ребятам развиваться. Продержи мы того же Георгиевского еще год, он дал бы нам здесь результат, но сделал бы это во вред себе. А мы всё-таки работаем для ребят…

Я согласен с тем, что роль тренера… если не десять процентов, то пятнадцать! Без сильных футболистов ни у одного тренера ничего не получится. Можно, конечно, применить какую-нибудь тактическую схему – встать всей командой перед воротами, играть на ничью, но тогда от команды отвернется зритель. 5 лет на дубль приходило довольно много народу – мы «раскачали» болельщика! А за последние 3 месяца трибуны снова опустели, потому что люди не получали того, что хотели. Это как с кино – на хороший фильм я пойду с удовольствием, а на плохой… не стану тратить время.

Святослав Георгиевский в это межсезонье перешел в "Кубань"

– До какого возраста в молодого футболиста еще можно что-то «вложить»? С какого момента они перестают прогрессировать?

– У каждого игрока есть свой «потолок». Мальчик может быть лидером в 14 лет, а через год остановиться в развитии. Или блистать в дубле и, сдавая психологически, теряться в основном составе при 20 тысячах болельщиках на трибунах. Мы можем помочь развить футболисту какие-то качества – за счет тренировок, упражнений, но генетику не обманешь. Возьмите легкую атлетику: Бен Джонсон – бежит, а другой… никогда не достигнет того же, хоть ты его обтренируй, хоть обколи. То же самое и в футболе: одаренные, перспективные игроки всегда видны.

– Вы наверняка смотрели многие матчи чемпионата Европы до 19 лет. Какие выводы сделали?

– Эти матчи лишний раз показали, что у отечественных футболистов есть проблемы с индивидуальным мастерством. Даже в сборной Австрии были футболисты, которые здорово обыгрывают один в один. Мы же любим ставить наших молодых в жесткие рамки – эта проблема идет из ДЮСШ. Молодежь должна получать от футбола удовольствие. Мы же, приходя смотреть матчи школы, часто слышим, как тренер постоянно кричит: «Туда не давай, сюда не беги!» В результате ребенок не развивается. Он играет полностью под диктовку тренера, не включает мозги, и в итоге его сильные качества пропадают. А вот тренировки у немцев, англичан построены на игре один в один, на индивидуальных качествах, импровизации… Тренер там никогда не кричит! Ребята играют на своих сильных сторонах, и у них есть право на ошибку. Тот, кто боится ошибиться, в футбол уже не заиграет. Мы же не развиваем сильные качества футболистов, и они у нас формируются средние. Неудивительно, что Слуцкому некого сейчас взять себе из молодежной команды…

– То есть это системная проблема российского футбола?

– Да, этих проблем много: что нас вгоняют в систему, что ушел дворовый футбол, в котором оттачивали мастерство. Сейчас ребят на улицу не выгонишь. После тренировки все сразу садятся к своим компьютерам.

Я уже 9 лет работаю в детском и молодежном футболе и вижу, что у нас нет той системы соревнований, которая была в Советском Союзе. «спартак-2», «зенит-2» – это единичные случаи, которые ни на что не влияют. Система есть в Испании, Италии, Германии. Есть команды U-19, U-21, U-23, и не надо ничего выдумывать. Профессиональный контракт должен подписываться в 21 год. У нас же происходит так: в 14 лет парень подписал контракт, в 15 ему сорвало голову – и всё!

– Не проигрывают ли наши молодые армейцы в атлетизме? Не уступаем ли мы иностранцам?

– Нет, для этого возраста у наших ребят с физическими данными всё нормально. И мы же играли в Лиге чемпионов – например, игрокам «Баварии» ни в чем не уступали. Выделяются в этом плане в основном только африканцы – они от природы физически крепкие.

«ЧЕРНОВ СМОТРЕЛСЯ НЕ ХУЖЕ ГЛУШАКОВА И КОМБАРОВА»

Никита Чернов, центральный защитник ЦСКА

– Перейдем к конкретным игрокам «молодежки». Проясните ситуацию с Алиевым. К какому составу он ближе – к основному или молодежному?

– Алиев тренируется в основе, а играет за нас. Такова договоренность с основной командой. Если нам говорят, что кто-то из основы должен сыграть, мы не имеем права отказать.

– Слуцкий рассказывал нам, что радовался успехам Мусы на чемпионате мира, потому что осознавал, что много сделал для прогресса этого футболиста. Надо полагать, вы были весьма довольны Головиным, который в дебютном матче за сборную России забил роскошный гол.

– Конечно! Я слежу за всеми футболистами, с которыми я работал, и радуюсь их прогрессу. Когда наши ребята находят себе место в ФНЛ, а тем более в Премьер-лиге, мы понимаем, что работаем не зря. Но опять же – на 85% они должны быть благодарны генетике. Мы им лишь помогали развиться за счет правильного тренировочного процесса. В целом это заслуга самих ребят. Я сам играл и понимаю, что если бы у меня не было таланта, я ничего не добился бы.

– Головин после гола за сборную сказал в интервью, что «ни о каком “звездняке” речи быть не может». Насколько можно доверять этим словам? К примеру, Базелюк после гола в ворота «Ростова» «звездняк», кажется, всё же поймал…

– Что будет с Головиным, мы поймем через определенное время. Пока он лишь несколько раз удачно вышел на замену, и это не показательно. Я и в свои 45 лет спокойно выйду на 15 минут – и не испорчу ни одну команду! Так что о мастерстве игрока можно судить по 30 матчам, которые он провел от и до на приличном уровне. Будет ли Головин прогрессировать? Здесь еще многое зависит от доверия тренера.

– За сборную дебютировал и Чернов, который в ЦСКА проигрывает конкуренцию Игнашевичу и братьям Березуцким. Теперь к ним добавился еще и Васин… Не считаете это неким парадоксом – в клубе защитник не играет, а в сборную уже вызван?

– Не могу обсуждать решения Капелло. Раз он вызвал Чернова, значит, посчитал, что других вариантов на тот момент не было. К тому же Капелло не мог предвидеть болезнь Игнашевича и травму Василия Березуцкого. Тренер хотел посмотреть игрока на перспективу…

Но Чернову пришлось играть. И наперекор критикам я скажу, что мальчишке надо отдать должное. Не проведя ни минуты в Премьер-лиге, Чернов смотрелся не хуже Глушакова, Комбарова… Кроме одного момента, когда Никита поскользнулся, он сыграл на максимуме. Чернову надо сказать спасибо за то, что он не растерялся при переполненных трибунах в ответственном официальном матче! У нас некоторые теряются на уровне тверской «Волги»! (Интервью состоялось сразу после окончания товарищеского матча – проигранного со счетом 1:3 – с этой командой Второй лиги.) Вот и смотрите, где Чернов, у которого есть харизма, лидерские качества, талант, и где наши дублеры, которые растерялись на фоне 10-го места Второй лиги! Конечно, против них играли взрослые мужики, но если думать о какой-то перспективе, то уступать всё равно нельзя.

– Снова о Базелюке. То, как Костя провел вторую часть сезона в аренде в «торпедо», можно назвать катастрофой. Получается, худшие опасения Слуцкого сбылись: Базелюк снизил к себе требования, остановился в развитии… Аренда в «Кубань» с последующим правом выкупа означает, что ЦСКА готов с ним расстаться.

– Я знаю только то, что и вы: да, говорят, Базелюк снизил к себе требования… Скажу одно: даже если у футболиста конфликт с тренером, но при этом футболист делает тренеру результат, тренер наступит на горло собственной песни и будет ставить этого футболиста в состав. Тренер зависит от футболистов, потому что если не будет результата, то снимут именно тренера.

– Гаэль Белла Ондуа еще в команде?

– Он ездил на просмотры в Астрахань и в «анжи». Скорее всего, он будет продан, ибо для основного состава не подошел.

– Следите ли за своими «выпускниками» – теми, кто уже покинул ЦСКА – Нетфуллиным, Адамсом и другими?

– Конечно, общаюсь и с ними, и с теми, кто закончил с футболом из-за травм. У нас нормальные человеческие отношения. Прощались недавно с Георгиевским и искренно желали ему успехов. Пацан заслуживает того, чтобы играть, зарабатывать себе на жизнь.

– Чего, на ваш взгляд, не хватило Нетфуллину, чтобы закрепиться в основе?

– Психологии. Бывают лидеры по натуре, а бывают те, кто готовы только подыгрывать. В первой команде ЦСКА все одиннадцать игроков на поле должны быть по натуре лидерами. Если не пойдет игра у одного – «вытянет» второй. Не пойдет игра у второго – «вытянет» третий и так далее. Только так достигаются высокие результаты, занимаются первые места и выигрываются кубки… А подыгрывать можно в условных «Амкаре» и «Крыльях Советов», где только 3–4 лидера, а все остальные работают на них. 

– Слуцкий озвучил такой свой принцип: если футболист прогрессирует в ЦСКА, даже не выходя в официальных матчах, его не следует никуда отдавать. Но прогрессирует ли Ефремов? С основной командой Дмитрий уже давно, но на поле выходит по большим праздникам.

– У меня другая позиция: если человек не играет, его надо отдавать в аренду и брать на его место другого. Каждый должен создавать конкуренцию. С другой стороны, это еще вопрос к спортсмену: хороший футболист не будет сидеть в запасе – ни в ЦСКА, ни в «Барселоне». Он должен играть, чтобы его запомнили болельщики. А так о нем просто напишут: Ефремов – выиграл Суперкубок и так далее, сыграв при этом… 30 минут. Кроме того, это развращает: когда футболисты сидят на лавке и получают деньги ни за что. Я за систему бонусов, когда каждый получает столько, сколько сыграл.

Дмитрий Ефремов против мюнхенской "Баварии"

«МНЕ ИНТЕРЕСНЕЕ СМОТРЕТЬ НА СВОИХ, А НЕ НА ЛЕГИОНЕРОВ»

– Как Вы относитесь к лимиту на легионеров по схеме «6+5»?

– Я считаю, что как такового лимита быть не должно. Но только в том случае, если есть конкурентноспособная среда. Чтобы эту среду создать, надо сначала подготовить наших ребят. Но всем легче взять 25-летнего легионера. На его фоне наш 18-летний футболист еще слишком слаб, и он оказывается не нужен. Почему же тогда не берут 18-летних легионеров? Потому что они еще слишком слабы! Покупая 25-летних легионеров, чтобы закрыть «дырку» на 1–2 сезона, мы искусственно не даем развиваться нашим игрокам.

Если мы хотим посмотреть, как развивается футбол, нужно убрать из него бюджетные деньги. Тогда частный предприниматель – президент клуба – не будет давать миллионы (которых у него просто нет) на легионеров, а будет спрашивать с тренеров, чтобы они воспитывали молодых футболистов.

– Но ведь за схему «6+5» ратовал, например, Миллер из «Газпрома».

– Наверное, он устал платить! (Смеется.) Или, может, кто-то сверху сказал ему: «Хватит выделять большие деньги!»

– В основном составе ЦСКА русских футболистов не так много. По крайней мере, держать сразу пятерых на поле в каждом матче будет непросто. Как же ЦСКА будет играть?

– Поэтому я и говорю, что надо больше внимания уделять школе. Нам нужен фундамент, который был в Советском Союзе. Легионеров не было, а СССР всегда входил в пятерку ведущих футбольных стран мира. Игроки выходили из массового, детского спорта.

И сколько можно покупать легионеров?! Когда-нибудь эти деньги кончатся, и в результате у нас не будет ни легионеров, ни своих ребят. По большому счету футбол разваливается… И – становится неинтересным. Нужно, чтобы у всех 16 клубов Премьер-лиги было, условно говоря, по рублю, и с этого они начинали. Конкуренция будет совсем другой. А на деле – у одного клуба 300 рублей, а у другого – 20 копеек…

– Но ведь такой уравниловки никогда не будет! Ее не было даже в Советском Союзе.

– Ну вот играют, например, ЦСКА и «Урал». На 5-й минуте счет становится 1:0 в пользу ЦСКА – и можно уходить. Дальше уже не интересно. Дальше – всё ясно.

В идеале нам нужно равняться на североамериканский спорт, где, благодаря системе драфта, лучшие игроки распределяются совсем иначе – лучшие уходят в команды-аутсайдеры прошлого сезона. И зрителю потом интересно – он не знает, какая из команд выиграет сегодня.

«Я уважаю Вернблума – редкий пример иностранца-бойца, который должен здесь играть»

– То есть вы поддерживаете схему «6+5»?

–  Я просто хочу посмотреть, что будет. Как и любому российскому тренеру, мне интереснее смотреть на наших футболистов. А легионеры должны быть не слабее Думбия или Вагнера Лав, Тошича или Вернблума. Приоритет должен отдаваться собственным воспитанникам: если легионер и россиянин примерно одного уровня, то играть должен наш. Сейчас же наоборот: даже при прочих равных играть будет легионер, так как за него заплачены деньги.

Да, молодые будут ошибаться, но их надо «подтягивать». Сначала неплохо сыграл 15 минут, потом – 20. Потом провалился – отправляйся-ка назад в дубль… Нам с Минько тоже когда-то было по 17 лет, и нам в ЦСКА давали шанс! А могли бы купить на наши места кого-то из Африки – и до свиданья!

Тренеры молодежной команды ЦСКА: Александр Гришин и Валерий Минько

– Вас не пугает, что и без того избалованные большими деньгами российские футболисты будут теперь стоить еще дороже?

– Нужно ввести потолок зарплат, как, например, в Германии. Об этом прекрасно рассказывал игравший в Германии Кирьяков. И опять же – контракт надо заключать в 21 год, а не в 14, как у нас. Не надо платить футболистам до 21 года! И никуда они из футбола не уйдут! Раньше так и делали. Мы, молодые, говорили: «Хотим получать условные 5 рублей». А нам отвечали: «Можем заплатить только 3…» И когда мы повторяли, что хотим 5, нам предлагали заработать эти же деньги где-то в другом месте… Условно говоря – пойти трудиться грузчиком. И мы оставались за 3 рубля, потому что хотели играть в футбол… Так что проблема только в том, что у нас «перегрет» рынок.

– За последние десять с лишним лет в основной состав ЦСКА пробились, по сути, только два его воспитанника – Акинфеев и Щенников. Два воспитанника за десять с лишним лет! Что думаете об этих цифрах? Они – нормальные?

– Еще раз скажу, что, на мой взгляд, были и другие футболисты, которые могли пробиться… Но нужно, чтобы было желание, чтобы они пробились. В свое время Газзаев поверил в Березуцких, которые постоянно «привозили». А мог бы поставить на них крест и попросить руководство, чтобы на их место кого-то купили. Дали заиграть Акинфееву, Дзагоеву, Щенникову…

Так что ребятам нужно давать шанс. Хотя я понимаю, что от Слуцкого требуют результата, а, к примеру, Чернов или Головин, если их ввести в состав, могут допустить ошибку. И, конечно, молодой должен сначала доказать тренеру, что он достоин играть. Так что в каком-то смысле получается замкнутый круг.

«НА БАЗЕЛЮКА МЫ НИКОГДА НЕ СТАВИЛИ»

– В декабре исполнится 5 лет с тех пор, как вы возглавили дубль ЦСКА. Как вы сами оцените свою работу? Что назовете своим главным достижением на этом поприще?

– Евгений Леннорович и Роман Юрьевич не раз говорили нам, что наша задача – работать с воспитанниками. И за 5 лет мы подготовили много хороших молодых ребят для разных лиг. Из 58 игроков, которые прошли через наш дубль, 52 устроились в футболе. На каком уровне – это зависело в основном уже от них.

– Кого бы вы назвали самым талантливым вашим подопечным за эти почти 5 лет?

– Именно по таланту самый яркий – Георгиевский. С точки зрения целеустремленности самым-самым был Караваев. Отмечу также Лешу Никитина – капитана сборной 1992 года – и Петю Тена. А на Базелюка, кстати, мы никогда особо не ставили. Когда мы сидели и думали, что неплохо было бы довести его до уровня ФНЛ, Костя неожиданно «выстрелил». И когда все стали кричать: «Базелюк! Базелюк!», мы обомлели: «Ничего себе! Мы воспитали Базелюка!» Нападающего Султонова, который сейчас играет в «Шиннике», мы, честно говоря, считали сильнее, но у него, в отличие от Базелюка, не пошло.

Константин Базелюк после гола в ворота ФК "Ростов"

– Как часто в работе с парнями вы апеллируете к своему игроцкому опыту? Сколько раз рассказывали подопечным про то, как обыгрывали «Барселону»?

– Некоторые говорят: «Чтобы стать тренером, надо “убить” в себе футболиста». Я с этим категорически не согласен, ведь я передаю парням свой опыт!

Помимо тех матчей с «Барселоной», в моей игроцкой карьере было еще много чего, в том числе плохого. Собственные ошибки тоже важны – на них нужно учиться. И не рассказывать только о том, какие мы, мол, великие – обыграли «Барселону»! Мы этим никогда не кичимся, и, когда у ребят случается неудачный отрезок, мы им говорим: «Ничего! Мы тоже, бывало, играли плохо…» Мы с Минько даем понять игрокам, что, конечно, в первую очередь, мы тренеры, но в каком-то смысле – еще и их коллеги, друзья, и они могут смело обращаться за советом. Мы работали с детьми, потом юношами, поэтому для молодежи ЦСКА мы скорее помощники – помощники в их развитии.

– Но вы вообще часто вспоминаете те матчи с «Барселоной»?

– Чаще вспоминают болельщики… Так получилось, что я забил. А мог забить кто-то другой, тот же Карсаков, притом что «Барселона» была тогда лучшей командой мира. Но победили – как команда – мы: не Гришин, Карсаков или Бушманов, а ЦСКА… Конечно, этот мой гол из жизни не вычеркнешь. Это очень приятно.

– Что лично вам и команде в целом дало участие в юношеской Лиге чемпионов УЕФА? Что можете сказать о плюсах и минусах этого турнира?

– Ребятам очень полезно играть со сверстниками из ведущих стран Европы. Мы всегда попадали в очень тяжелые группы, и с точки зрения психологии было важно осознавать, что на юношеском уровне мы ни в чем не уступаем «Челси», «Баварии», «Манчестер Сити»… В двух первых розыгрышах этого турнира мы вышли из группы с первого места, и только в последнем розыгрыше стали в группе последними – 1997 год, повторюсь, не слишком «урожайный»… Словом, мы не варимся в собственном соку, наблюдаем другие стили игры, и это здорово. И вообще для ребят это праздник – когда, к примеру, на матч с «Арсеналом» в Лондоне приходит 20 тысяч зрителей. Это – любовь к футболу, ажиотаж… Это очень приятно.

И я опять возвращаюсь к вопросу лимита: почему наши футболисты обыгрывают в юношеской Лиге чемпионов топ-клубы Европы, а потом пропадают?

– В одном из интервью вы сказали, что тренер без серьезного игроцкого прошлого – исключение. Вы наверняка много общаетесь со Слуцким. В чем, на ваш взгляд, феномен этого специалиста?

– Леонид Викторович умеет выстроить коллектив, создать в команде нужную атмосферу. Он, как и Моуриньо, исключение из правил: Гвардиола – играл, Луис Энрике – играл, в Германии – то же самое… Важно, чтобы тренер говорил с игроками на одном языке. Например, когда мы даем ребятам нагрузки, мы сами понимаем, что они чувствуют, какие мышцы болят и так далее. Всё остальное, что теоретически высчитывают научные сотрудники, от реальности далеко.

– Дмитрий Хохлов, выиграв с «Динамо» два молодежных чемпионата подряд, пошел на повышение и возглавил «Кубань». Не хотите ли и вы в перспективе поработать со взрослыми футболистами? У нас ведь постоянно говорят о том, что тренироваться надо сначала «на кошках», а не лезть сразу в тренеры команды Премьер-лиги… С этой точки зрения вы уже набрались достаточно опыта.

– Каждый тренер хочет развиваться и – работать с хорошей командой Премьер-лиги. Но конкретных предложений нет, поэтому я буду работать в молодежной команде ЦСКА. Мы с Валерой [Минько] отдали ЦСКА практически всю жизнь. А если какой-то вариант и появится, то первое, что мы сделаем, это пойдем к Гинеру и посоветуемся – стоит уходить или нет. Евгений Леннорович пригласил нас в клуб и дал нам возможность работать тренерами. Кроме того, мы с Минько уже решили, что в ФНЛ и Вторую лигу не пойдем. Я москвич и слабо представляю себе, что я буду жить в другом городе. А главное, в ЦСКА нас всё устраивает. Президент клуба, генеральный директор, селекционная служба – все относятся к нам очень уважительно. Уйти из ЦСКА – всё равно что уйти из дома. Поэтому лучше я буду работать в системе ЦСКА и приносить пользу здесь.

– Аленичев много говорил о том, что мечтает возглавить народную команду, и своего добился. Можно ли сказать, что вы мечтаете возглавить основную команду ЦСКА?

– Это был бы идеальный вариант. Если Гинер предложит – почему бы не попробовать?!

– Вы же, кстати, скоро получаете тренерскую лицензию PRO.

– Да, в декабре защищаю диплом.

– Недавно вы сказали: «Хороший тренировочный процесс и подбор футболистов – всё, что нужно в футболе». Так вот, по вашему мнению, всё просто. Проанализируйте тогда понятие «хороший тренировочный процесс».

– Хороший тренировочный процесс – это давать адекватные нагрузки, соизмерять возможности футболистов с тренерскими задачами и прививать игрокам определенную философию футбола. И не надо проводить тренировки ради тренировок, как это любят делать некоторые тренеры!

– Можете ли вы назвать себя «жестким тренером»? Так уж повелось, что именно эта жесткость является у нас чуть ли не краеугольным камнем в обсуждении работы с русскими футболистами различных тренеров – от Хиддинка до Слуцкого.

– Всё зависит от ситуации. Я считаю, что в определенные моменты нужно быть жестким, а иногда – закрывать на какие-то вещи глаза, если чувствуешь, что коллективу это пойдет на пользу. В команде 20 человек, и у каждого свой характер, который нужно учитывать. Разумеется, футболист должен уважать тренера и понимать, что панибратства не может быть и в помине. В клубе есть определенная иерархия, которую нужно соблюдать.

Я работал с великими тренерами – Павлом Федоровичем Садыриным, Константином Ивановичем Бесковым, Олегом Васильевичем Долматовым. Я видел, как работал в сборной Валерий Васильевич Лобановский… Одного сурового взгляда Садырина – когда мы знали, что сделали, что-то не так, – было достаточно.

Тренер должен быть педагогом. Но нельзя позволять футболисту садиться тренеру на шею. Такого футболиста лучше выгнать. Один человек может испортить весь коллектив. Но раньше-то было проще – раньше не было контрактов. Написал заявление – и до свидания! А как сейчас тренеру выгонять футболиста с миллионным контрактом?! Вот здесь, кстати, можно вернуться к Слуцкому: он молодец, что умеет справляться с такими ситуациями, умеет терпеть… Это очень сложно – подстроиться под человека, с которым тебе неудобно общаться.

«Одного сурового взгляда Павла Федоровича Садырина – когда мы знали, что сделали, что-то не так, – было достаточно»

– Как вам удается поддерживать дисциплину в команде? Многие молодые футболисты очень любят «тусоваться».

– На сей счет у нас в команде есть определенные законы. И парни знают, когда можно на дискотеку, а когда нельзя – ложатся спать, и всё. Каждый футболист должен отдавать себе отчет в том, что режим для него первым делом, а всё остальное – потом. А тот, кто этого не понимает, играть у меня не будет.

«ЛЮБЛЮ ПИРОТЕХНИКУ НА ТРИБУНАХ»

– Руководимая вами команда 1992 года выигрывала чемпионат России, и когда вы пришли на фанатскую трибуну, вы увидели баннер, который гласил: ждем теперь победы в Лиге чемпионов! Какие были эмоции?

– Из тех футболистов на приличном уровне сейчас играют Никитин, Тен, Султонов, Кобзарь, Попов… А что касается эмоций, то, конечно, мне было очень приятно. Жена у меня даже заплакала! Здорово, что болельщики не забывают. Когда я был игроком, я дружил с тем старшим поколением Red-Blue Warriors. И мы до сих пор общаемся.

Мы, футболисты, никогда не позволяли себе выйти после игры через другой вход. Как бы ни закончилась игра, мы всегда выходили поговорить с болельщиками. Если было нужно – стояли час или два. Всё выслушивали, если только люди не наглели.

– Мы знаем вас как воспитанника ЦСКА и настоящего армейца. Прививаете ли вы своим подопечным любовь к этим четырем буквам – ЦСКА? Ведь это главное требование болельщика – чтобы игроки бились за красно-синий клуб.

– Обязательно! С этого мы всегда и начинаем. Минько – 16 лет в клубе, а я, если считать с детских лет, – 35. И мы сразу говорим парням: «Вас здесь воспитали, накормили, поэтому в первую очередь вы должны играть за ЦСКА и только потом за свой контракт». Они должны знать, что есть не только деньги, но и достоинство и честь. Поэтому даже те футболисты, которые уже ушли из команды, до сих пор переживают за ЦСКА. По сути, они болельщики ЦСКА.

– Что скажете о поддержке болельщиков на матчах молодежной команды?

– В мои времена на дубль стабильно приходили 5–6 тысяч. Но тогда в дубле всегда играли, как правило, несколько игроков основы. И тогда соревновались школы, а сейчас всё «размылось», и болельщика не обманешь.

Зритель – это лакмусовая бумажка футбола. Когда мы еще недавно играли хорошо, болельщиков было много, а потом – разбежались. Да и о чем мы говорим, если в прошлом сезоне трибуны были пустыми на многих матчах Премьер-лиги! Я смотрел какой-то матч «Уфы» в Перми… пришли 150 человек.

– Но вы еще помните матчи вашей команды, когда собиралось много болельщиков?

– В удачные сезоны – когда в силе были 1992, 1995 годы рождения – зрителей всегда было много.

– Как вы считаете, полезно ли будет игрокам «молодежки» посетить фанатский сектор, чтобы проникнуться армейским духом?

– Да их сейчас просто на стадион – посмотреть футбол – не загонишь! Клуб выделяет бесплатные билеты, а ребята не приходят, и это очень плохо! Единственное оправдание – плохо устроенный календарь: раньше дубль играл по средам или четвергам. Сейчас же по субботам и воскресеньям – в дни матчей Премьер-лиги – школы играют на первенство Москвы. Так что многие ребята не смотрят футбол даже по телевизору!

Наше поколение было совсем другим: мы постоянно ходили на футбол, хоккей… Я знал всех футболистов ЦСКА, все армейские хоккейные пятерки – с 1970 года!

– Посещение фанатского сектора способствует сближению с болельщиками. Когда приходил Василий Березуцкий, было здорово – общался он очень раскованно. А Нецид и вовсе в мегафон «заряжал».

– В любом случае это должно быть от души. С женой и дочкой я хожу на каждый матч ЦСКА. Но, конечно, не «фанатку», а на центральную трибуну. За ворота раньше ходил мой сын…

– Влияет ли поддержка болельщиков на игру? После памятного матча с «Волгой», по ходу которого ЦСКА уступал 0:2, а в итоге добился победы, мы встречались со Слуцким. Мы сказали ему, что, по нашему мнению, ЦСКА переломил ход встречи благодаря яростной поддержке фанатов. По его же версии, решающую роль сыграли коррективы, которые он внес в перерыве.

– Конечно, влияет. Это глупость, когда говорят, что игроки не слышат, что кричат фанаты. Когда я оказался в «Шиннике», я понял разницу между армейской поддержкой и тем, как болеют в Ярославле. Когда я видел переполненные красно-синие трибуны, я чувствовал, что не могу подвести всех этих людей.

– Полезна ли футболистам армия?

– Мы служили, и я думаю, что ничего плохого в этом нет. Армия развивает самодисциплину, какие-то уставные отношения… Мы с Валерой Минько служили всего 3 месяца, но через всё успели пройти – и на тумбочке стояли, и кроссы в 6 утра бегали… Теперь мы офицеры и ни о чем не жалеем. Оторваться от футбола на 3 месяца не страшно. Бывает, после травмы приходится восстанавливаться полгода. А тут – такая жизненная школа!

– Вы сказали, что до сих пор общаетесь со старшим поколением Red-Blue Warriors. Нынешние болельщики от них чем-то отличаются?

– Нет, всех болельщиков объединяет любовь к клубу. Мне только не нравится, когда хулиганят. И я считаю, что мы должны болеть за ЦСКА, а не против народной команды или другого соперника. Негатив из футбола нужно убрать.

– Футболисты доказывают на поле свою силу. Болельщики тоже хотят кое-что доказать.

– Ну моя позиция такова. Негатива у нас в жизни и так слишком много. Футбол – это спорт. На поле может случиться всякое, можно и проиграть…

– Смотря как. Например, Хонда демонстрировал полное безразличие: проиграли – ну и ладно.

– Вот этого нельзя допускать! Неслучайно я уважаю Вернблума – редкий пример иностранца-бойца, который должен здесь играть.

Болельщики ЦСКА в Казани

– Как вы относитесь к пиротехнике на стадионе?

– Мне нравится. Я бы пиротехнику не запрещал, если она не идет во вред здоровью футболистов.

– Какие перфомансы на трибунах вам запомнились?

– Мне очень понравился перфоманс, связанный с победой в Кубке УЕФА.

Культовые футболисты московского ЦСКА 1990х годов Валерий Минько, Евгений Варламов, Максим Боков и Андрей Новосадов в бригадных майках Red-Blue Warriors

– Вопрос напоследок: знаете ли о существовании дресс-кода на фанатской трибуне? На все домашние матчи фанаты приходят в черном: на черном фоне красно-синие цвета смотрятся ярче.

– Да, я помню черные футболки еще со времен ребят из Red-Blue Warriors, с которыми мы до сих пор общаемся. И однажды парни подарили нам футболки RBW, в интернете есть фотография, на которой Боков, Варламов, Минько и Новосадов в этих самых футболках.

Следующие новости
Предыдущие новости
подпишись
Временно не доступно. Идет обновление.
Cтраница: [1] 2
Написал: walter (19 Июля 2015 18:39:15)
А вот и я для полного счастья некоторых! Что могу сказать? Только то, что интервью предназначено для простых болельщиков. Для специалистов там слишком много недоговоренностей. Возможно они и не нужны, видимо было нужно уложиться в определенное количество строк, кто знает. Так что совершенно не имею претензий к Александру Сергеевичу и он заслужил, чтобы его называли по имени - отчеству. Но сразу с налету не могу выразить свое мнение. Нужно несколько раз интервью прочитать и вдуматься в сказанное, чтобы полностью понять, что имел ввиду Гришин, говоря так и только потом давать свое мнение. Так что хотелось бы услышать мнение об интервью прежде всего " бывших " / Злого и Мастера / и это не в обиду вам, ребята , сказано. А сразу могу сказать одно : Гришин давно был зубной болью для Слуцкера, а теперь после его слов о желании быть гл. тренером основной команды превратится в постоянную зубную боль " заслуженного теоретика всех времен и народов ". Так что срочно тому надо давать орден " Дружбы народов ", как А.Голодцу в 1998 году за успехи в развитии спорта в России / успехи заключались в том, что " Динамо " М вышло в финал Кубка России /. Может тогда Слуцкеру будет всего хватать? И для Дедала : Если бы Гинер хотел бы категорию " Про " для Гришина, то Слуцкого и близко в ЦСКА не было! Так что это личное решение и желание Александра Сергеевича. А молодежку можно смело доверить Валерию Викентьевичу. Поверьте мне - хуже не будет!
Написал: (сержант) (18 Июля 2015 18:26:49)
Дружищи. Приоритет должен отдаваться собственным воспитанникам: если легионер и россиянин примерно одного уровня, то играть должен наш. Сейчас же наоборот: даже при прочих равных играть будет легионер, так как за него заплачены деньги.
Да, молодые будут ошибаться, но их надо «подтягивать». Сначала неплохо сыграл 15 минут, потом – 20. Потом провалился – отправляйся-ка назад в дубль… Нам с Минько тоже когда-то было по 17 лет, и нам в ЦСКА давали шанс! А могли бы купить на наши места кого-то из Африки – и до свиданья!(с). Имхо соль этого интервью, а не чего там у нетфуллина в 20 лет нехватило. Если б все эти кексы, что при главной команде стажируются играли хотя бы по 15/20 мин, тогда б и разговор был о чем то. З.Ы. Я так понимаю что центральному защитнику васину, главный предпочел игрока который может сыграть на этой позиции лешеБ. Опять очкует:-) ! Как с молодыми
Написал: Дружищи (18 Июля 2015 18:00:44)
Правильно, добчик. Когда правда глаза заколола относительно того, что ответить за свои слова то и нечего, проще переключится на что то другое. Но жто не отменяет твоего балабольства о чем и написано было: все что ты писал, не сбылось. Пиши дальше, аналитик.
Написал: ГумАР (18 Июля 2015 17:52:16)
Откровенное вью, в отличии от болельщиков руководству вряд ли наверное по душе. Хотя Гришин и старался быть максимально корректным. Не хотелось бы, чтобы после этого он надолго замолчал.

Dobchik приветствую! За тебя можно только порадоваться - у тебя уже персональные глоры есть!)) Один вот коллекционирует твои посты /которых он ждет не дождется!/ и заботу уже начал проявлять, - все это уже серьезно! Видишь, уже и просьбы пошли! Скоро думаю и цитировать тебя начнет.
Написал: dobchik (18 Июля 2015 17:45:04)
Дружищи писал(а):
dobchik писал(а):
Дружищи писал(а):
Ну если добчик сделал прогноз, точно не быть Гришину нашим тренером, увы(((

А тебя ебет, что написал добчик? Тогда подпрыгни два раза. Кстати на этой теме тебе и таким как ты делать нечего - в статье много говорится о том, что не вписывается в гармонию волгоградского выскочки, а, следовательно идет в разрез с вашим тявканьем на сайте на "дружищ". А так как смелости у подобных личностей как ты, хватает только тявкать из подвороти на пользователей сайта, но не хватит смелости возразить некоторым определениям Гришина, которые абсолютно совпадают с нашими, то мой совет - свали с темы или пиши по делу.

Ты не нервничай так, в твоем возрасте вредно. Что там вразрез идет? Оказывается по словам Гришина Нетфулину не хватило психологии, а не Слуцкий его загноил в чем ты уверен доселе был. Аналитик хренов. Напомнить твои перлы: в концовке сезона 2013 ты утверждал, что преимущество не удержим и бомжи нас нахеприменно обойдут- показывал на календарь. В следующем сезоне писал, что бомжей мы не догоним так как на серию из многих побед способен только истинный тренер типа Долматова. В последнем сезоне уверенно предрекал нам шестое место. После каждого сезона уходил с сайта, не в силах пережить крах своих доводов. Сейчас по новой. Но прошу тебя, не уходи с сайта совсем: пока ты и бубнов живы, интересно читать. Есть над чем поржать)))

Ты уже подпрыгнул два раза? Ну молодец!
И почему ты решил, что я нервничаю? Общение с клоунами на сайте, как впрочем и в цирке, вызывают исключительно положительные, не вредные для здоровья, эмоции. Правда клоуны меняют репертуар, а ты становишься быстро скучен...
Делаю последний заход, ибо спорить и что-то доказывать человеку, не имеющему склонности к анализу и не имеющему собственного мнения - бесперспективное занятие. Ибо за непродолжительное время, что на сайте отписывается персонаж под ником "Дружищи" практически ни разу не было комментариев собственно по футболу: по игре, тренерам, молодежи, по интервью специалистов. Твоего примитивного ума хватает лишь на то, чтобы тявкать на комменты других. А что собственно, в данном случае, по этой статье? Все, кто тут отписался, так или иначе, написали по теме. В чем смысл твоего бумагомарательства? Он известен только тебе. Ты даже в этой статье, выдрал из контекста, и то, после моего поста (видимо у тебя сработал раздражитель как у известного животного известного ученого) то, что по твоему мнению, может кое как прикрыть основной смысл ответов.
Ты разбирай и анализируй то что сказал, для примера Гришин, а не записывайся в личные архивариусы.
"...Оказывается по словам Гришина Нетфуллину не хватило психологии, а не Слуцкий его загноил..." - и всё, что ты вычитал? То, что было удобно тебе? Совет - перечитай статью. А по поводу психологии, так и здесь есть ответственность тренера. Ну тебе это не понять...
Написал: Дружищи (18 Июля 2015 15:39:18)
dobchik писал(а):
Дружищи писал(а):
Ну если добчик сделал прогноз, точно не быть Гришину нашим тренером, увы(((

А тебя ебет, что написал добчик? Тогда подпрыгни два раза. Кстати на этой теме тебе и таким как ты делать нечего - в статье много говорится о том, что не вписывается в гармонию волгоградского выскочки, а, следовательно идет в разрез с вашим тявканьем на сайте на "дружищ". А так как смелости у подобных личностей как ты, хватает только тявкать из подвороти на пользователей сайта, но не хватит смелости возразить некоторым определениям Гришина, которые абсолютно совпадают с нашими, то мой совет - свали с темы или пиши по делу.

Ты не нервничай так, в твоем возрасте вредно. Что там вразрез идет? Оказывается по словам Гришина Нетфулину не хватило психологии, а не Слуцкий его загноил в чем ты уверен доселе был. Аналитик хренов. Напомнить твои перлы: в концовке сезона 2013 ты утверждал, что преимущество не удержим и бомжи нас нахеприменно обойдут- показывал на календарь. В следующем сезоне писал, что бомжей мы не догоним так как на серию из многих побед способен только истинный тренер типа Долматова. В последнем сезоне уверенно предрекал нам шестое место. После каждого сезона уходил с сайта, не в силах пережить крах своих доводов. Сейчас по новой. Но прошу тебя, не уходи с сайта совсем: пока ты и бубнов живы, интересно читать. Есть над чем поржать)))
Написал: (сержант) (18 Июля 2015 15:09:08)
Иван можете = адамас голодец:-) ( перепутал)!
Написал: (сержант) (18 Июля 2015 15:07:18)
Сколько ходить в перспективных! Он лвс ровестник между прочим. А лвс в его то годы не такое творил, когда сашка сопли своим вытирал. А то так получим второго базе люка только на тренерской скамейке. Или ивана можете с дель боске. Вообщем нет пророка в своём отечестве.
Написал: (сержант) (18 Июля 2015 14:51:01)
Удачи нашим в предвариловке! Тогда гришин опять сможет своих и себя проверить в ЛЧ. Интересно а в ЛЕ молодняк играет перед основой. А так все эти молодёжные в россии пустая трата времени. До нового года один состав, после надо других наигрывать.Имхо дорого бы гришин себя попробовать во 2 лиге с ЦСКА-2. Там уже другие дядьки бегают. Выходить в первую смысла нет, но побороться за первое место с мужиками было б интересно. А так Саня может уже молодежку и перерос. Сколько он там марину ется?! Да и если б гинер так желал получить хорошего тренера, мог бы и перевести его и минько в главную в место овчины! Вообщем то сергей иванович инородное тело.
Написал: Саша Конник (18 Июля 2015 13:59:38)
Классно! Откровенно,открыто. Молодец. Хотелось бы посмотреть на его работу с основой...Может быть next?
поживём увидим.
Написал: dobchik (18 Июля 2015 13:18:10)
Дружищи писал(а):
Ну если добчик сделал прогноз, точно не быть Гришину нашим тренером, увы(((

А тебя ебет, что написал добчик? Тогда подпрыгни два раза. Кстати на этой теме тебе и таким как ты делать нечего - в статье много говорится о том, что не вписывается в гармонию волгоградского выскочки, а, следовательно идет в разрез с вашим тявканьем на сайте на "дружищ". А так как смелости у подобных личностей как ты, хватает только тявкать из подвороти на пользователей сайта, но не хватит смелости возразить некоторым определениям Гришина, которые абсолютно совпадают с нашими, то мой совет - свали с темы или пиши по делу.
Написал: Дружищи (18 Июля 2015 12:38:35)
Ну если добчик сделал прогноз, точно не быть Гришину нашим тренером, увы(((
Написал: trk45 (18 Июля 2015 11:43:12)
Удачи Гришину и молодежке в этому году
Написал: dobchik (18 Июля 2015 11:08:04)
vitalik писал(а):
Всегда уважал Гришина, как истинного армейца и тренера молодёжки, в "дружищи" я бы его записал, да ещё первым номером. После такого откровения, обязательно пойду на "Октябрь". Если раньше смотрел на Свята, Костю и других ребят, то сейчас только из уважение к данному человеку. Может и проиграем, но уверен, что команду Гришин создаст.
Единственное, что напрягает, так это злопамятность "гения", многие уважаемые люди ушли из команды, в том числе и игроки, не любит "заслуженный" критики. Александр Сергеевич, мы с вами...

Виталик, привет.
Тоже почитал. Отличная статья. А про "дружищ" - ты это здорово. Человек, как и мы, все видит и все понимает. Можно конечно, посидев полчаса, "перебрать по косточкам" всё вью. Но зачем? Мы это всё знали и понимали, а у "патриотов" появится еще один враг... Хотя... Я думаю они не будут читать, анализировать и вникать в эту статью...


Саше респект, если ты нас читаешь - прими слова уважения и пожелания успехов. Дай Бог в самом недалеком будущем тебе стать ГТ ЦСКА и избавить команду от приспособленцев и карьеристов. Может тогда мы увидим на поле в составе ЦСКА всех наших изгнанных звездочек и настоящих патриотов клуба...
Написал: владимир(конь-огонь ) (18 Июля 2015 11:03:08)
ГРИНЯ -"золотой ВЫ человек "!!!!!Настоящим был -Бойцом и Аррмейцем!!!А фото -просто суперррр!
Написал: Владислав (18 Июля 2015 10:40:41)
vitalik,
Спасибо!
Написал: Владислав (18 Июля 2015 10:40:01)
Снимаю вопрос. Прочитал все уже. Странно, как по мне - был чуть ли не лучшим на поле
Написал: vitalik (18 Июля 2015 10:32:35)
Владислав писал(а):
Слушайте, кто знает, а где Гаел Ондуа из молодежки? Всегда нравился цепкий, сильный камерунец, который мог повторить путь Секу, то есть всплыть из неоткуда. Так где он? Нашел, что был на просмотре в фк Сахалин. Но зачем? И аренда или продажа?

Кстати, с этого сезона в молодежке будет защитник сборной Сербии до 17 лет Александар Станисавлевич

Вы невнимательно читали...
– Гаэль Белла Ондуа еще в команде?

– Он ездил на просмотры в Астрахань и в «анжи». Скорее всего, он будет продан, ибо для основного состава не подошел.
Написал: Владислав (18 Июля 2015 10:19:27)
Слушайте, кто знает, а где Гаел Ондуа из молодежки? Всегда нравился цепкий, сильный камерунец, который мог повторить путь Секу, то есть всплыть из неоткуда. Так где он? Нашел, что был на просмотре в фк Сахалин. Но зачем? И аренда или продажа?

Кстати, с этого сезона в молодежке будет защитник сборной Сербии до 17 лет Александар Станисавлевич
Написал: vitalik (18 Июля 2015 10:00:29)
Всегда уважал Гришина, как истинного армейца и тренера молодёжки, в "дружищи" я бы его записал, да ещё первым номером. После такого откровения, обязательно пойду на "Октябрь". Если раньше смотрел на Свята, Костю и других ребят, то сейчас только из уважение к данному человеку. Может и проиграем, но уверен, что команду Гришин создаст.
Единственное, что напрягает, так это злопамятность "гения", многие уважаемые люди ушли из команды, в том числе и игроки, не любит "заслуженный" критики. Александр Сергеевич, мы с вами...

Другие способы общения:
в гостевой книге
Ваше имя:

Ваш E-Mail:

Комментарий:

Галочка обязательна!
Я здесь посторонний
В сердце моем только ЦСКА!
Я здесь лишний
Нажимая кнопку добавления комментария, вы соглашаетесь и принимаете правила сайта
Турнирная Таблица (Полная)
N Название Игры Очки
Локомотив Москва 10 15
Зенит 10 25
ЦСКА Москва 10 16
спартак М 10 18
Краснодар 10 19
Ахмат 10 10
Уфа 10 9
Урал 10 11
Арсенал Тула 10 10
10  Ростов 10 18
11  Енисей 10 5
12  Рубин 10 17
13  Оренбург 10 14
14  Анжи 10 10
15  Динамо Москва 10 10
16  Крылья Советов 10 10
Снайперы ЦСКА
Имя ЧР КР ЛЕ В
Чалов 1 0 0 1
Последний комментарий
Случайная кричалка | Все
дедушка ЛЕНИН
Гусев Ролан не гадает на картах, Гусев Ролан -мастер стандартов
Случайные Обои | Все
Rodriguez

реклама
ВКонтакте
right
© copyright 2006-2023 by cskamoskva.ru | ЦСКА / САЙТ ФК ЦСКА / ПФК ЦСКА
Создание веб сайтов - Vamsite и "Мансветов Сергей", информация
При полном или частичном использовании материалов, активная ссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА