Сегодня армейцы будут биться за Лигу чемпионов на стадионе "Жозе Алваладе", где десять лет назад добились главного триумфа в своей истории – выиграли Кубок УЕФА-2004/05. Среди четырех действующих футболистов ЦСКА, которые помнят вкус той победы, – вратарь, вчера пришедший на пресс-конференцию.
Теперь уже кажется, что Акинфеев был, есть и будет всегда. Невозможно поверить, что ему только в апреле будущего года исполнится 30 лет – вроде бы и рубеж, но совершенно не пенсионный возраст для вратарей. Очень многие успешно выступают на высоком уровне и до 40.
Еще сложнее сейчас свыкнуться с мыслью, что в момент пока что самого большого в карьере достижения Акинфееву было 19. Вдумайтесь. Всего 19 лет! Где, откуда, как черпать дальше мотивацию, когда ты в совсем юном и по спортивным, и по обычным человеческим меркам возрасте познал грандиозный успех, достиг пика, добрался до солнца?
С тех пор утекло очень, очень, очень много воды. Игорь Акинфеев выигрывал несколько российских чемпионств и уйму национальных кубков, выступал в плей-офф Лиги чемпионов и Лиги Европы, завоевывал бронзу Euro-2008, играл на чемпионате мира-2014, а на Euro-2012 неожиданно оказывался запасным, установил множество личных и командных рекордов, и даже в наполовину надуманном антирекорде Лиги чемпионов (сколько среди матчей с пропущенными мячами было важнейших побед при хорошей игре Акинфеева!) он тоже номер один. Он дважды рвал кресты, но возвращался в футбол. Болельщики ему дарили сухари, он сам дарил "сухари" команде; иногда команда отнимала их у него; иногда он – сам у себя. Его миллионы раз короновали, называя лучшим вратарем в истории и приравнивая ко Льву Яшину, и тысячи раз пытались прибить к земле. Иногда получалось, но в целом это все равно было бессмысленно. Вот и в Лиссабон Акинфеев прилетел после дерби, где он, даже пропустив, был безговорочно лучшим.
Но удобнее всего считать даже не по титулам, кубкам, сухим матчам или сериям. Удобнее всего считать по запасным вратарям. Из тех, кто подстраховывал его в разные годы, можно теперь собрать практическую целую команду. Мандрыкин, Габулов, Помазан, Артур Нигматуллин, Абакумов, Ревякин... Символично, что на игру со "Спортингом" в роли запасного впервые прилетел молодой Илья Помазун. Даже Чепчугову, который выглядел идеальным вторым, потребовалась ротация – а может, Сергей попросту устал от вечного сидения на лавке. И ведь каждый честолюбивый дублер, я уверен, втайне лелеял мечту о том, что именно он однажды превзойдет Акинфеева, вытеснит из состава и...
Но они не вытесняли, сидели на лавке, уходили. А Акинфеев – остался.
Наверное, десять или пять лет назад ему пророчили несколько иное будущее – "Манчестер Юнайтед", к примеру. Но время назад не повернуть. Кто-то скажет, достигнуто не так много, как хотелось бы. Кто-то спросит: "А кто достиг большего?" И вратарская карьера Акинфеева по-прежнему не на сходе, а в самом разгаре.
– После всего, что было, у вас осталась какая-то цель, мечта – только не личная, не связанная с семьей, а именно спортивная? – спросил я у голкипера.
– Есть, – ответил Акинфеев...
– Моя мечта – это спортивное долголетие, – ответил Акинфеев. – Это важно не только для футболиста, но и для любого спортсмена. Всем желаю этого.
– Какие воспоминания остались у вас о победе десятилетней давности?
– Мы всегда, до конца наших дней, с теплотой в сердцах будем вспоминать эту блестящую победу – возможно, главную в истории российского футбола и нашего клуба. Естественно, воспоминания о ней самые замечательные. Но надо жить реалиями сегодняшнего дня, а не прошлым. Сейчас другое время. И другая игра.
– Что скажете про "Спортинг"?
– Разбор соперника был, Леонид Викторович все нам рассказал. Но, как известно, теорию можно проводить хоть каждый час, но на поле все может обернуться совсем иначе. Мы все знаем. Все зависит от нас!
– Вас не беспокоит, что вам помогают защищать ворота пожилые центральные защитники? – прозвучал вопрос от португальского журналиста, вдохновленного четырьмя забитыми мячами "Спарты".
– Конечно, беспокоит! Мы же постарели все! – рассмеялся Акинфеев. – Если серьезно, то возраст не помеха, когда человек – настоящий профессионал. Можно отлично играть хоть в 35, хоть в 37, когда проявляешь профессионализм в своем деле.