За несколько дней до заключительной игры 2015 года главный тренер армейцев и сборной России дал злободневное интервью "СЭ"
– ЦСКА готовится к матчу с ПСВ и настраивается на победу. Но зачем она команде, если рассуждать рационально? Выход в плей-офф – значит, начало сезона в середине февраля, а не в марте, игра на два фронта. Может быть, лучше сосредоточиться на чемпионате, где есть прекрасные шансы завоевать золото и напрямую потом попасть в Лигу чемпионов? Нужна ли ЦСКА Лига Европы?
– Безусловно, нужна.
Во-первых, играет роль финансовая составляющая. Не такая огромная, как в Лиге чемпионов, но она тоже есть. Ни для кого не секрет, что для нашего клуба зарабатывать – крайне важно.
Во-вторых, команда уровня и статуса ЦСКА обязана играть в еврокубках весной. Надо пользоваться такой возможностью, даже если речь идет только о Лиге Европы.
В-третьих, рейтинг УЕФА, за которым мы все, и я в частности, пристально следим. Необходимо набирать максимальное количество рейтинговых очков, чтобы больше клубов попадало в Лигу чемпионов.
– Если обыграть ПСВ не удастся, это станет трагедией?
– Смотря что считать трагедией.
– В спортивном смысле, естественно.
– В моем случае любое поражение является трагедией. Со своей колокольни я болезненно воспринимаю любой неудачный результат. Не важно, идет ли речь о чемпионате России, Кубке или еврокубках.
– Серия из шести матчей без побед (пять поражений, одна ничья) – антирекорд ЦСКА. Это стечение обстоятельств или вам понятна конкретная причина?
– Сложно дать однозначный ответ. Ни одна игра, на мой взгляд, не была проиграна вчистую. Действительно, большое преимущество над нами имел "Манчестер Юнайтед", но даже в Англии у Думбья возник голевой момент, который мог все перевернуть. Игра с "Краснодаром" по качеству вообще одна из лучших для ЦСКА в текущем сезоне. Про "Вольфсбург" сказано многое – настаиваю, что мы владели преимуществом во втором тайме при равенстве сил в первом. Встречи с "Крыльями" или, допустим, с "Амкаром" развивались по классическому сценарию: мы по 70 процентов времени владели мячом, имели территориальный перевес, не реализовали моменты и пропустили после контратак.
Понятно, что наша команда устала и ей не хватает свежести. Допустим, раньше создавали по восемь моментов с соперниками, которые уступают нам в классе, и могли позволить себе не использовать несколько голевых эпизодов. А теперь создаем три-четыре, и отсутствие реализации становится критичным.
С другой стороны, было бы глупо отрицать, что большое количество поражений подряд не может объясняться просто стечением обстоятельств.
– К декабрю ЦСКА подошел с весомыми кадровыми потерями – В. Березуцкий, Еременко, Щенников. Есть повреждения еще у некоторых игроков. Почему Василий Березуцкий так и не сумел восстановиться к концу футбольного года, хотя еще в начале прошлого месяца вы давали мне прогноз, что защитник в середине ноября приступит к тренировкам в общей группе?
– Насколько я понимаю, – все-таки это больше медицинский вопрос, – травма Васи оказалась сложнее, чем предполагалось. Изначально давались одни прогнозы, но затем стало ясно, что улучшение состояния не наступает. Сроки стали сдвигаться. Сейчас уже даже неизвестно, сможет ли Василий приступить к работе в общей группе с первого зимнего сбора…
– Печально. Далее хочу спросить про Думбья. После "Амкара" вы грустно пошутили в телеэфире, отвечая на вопрос, в какой Сейду форме: "Сегодня был в зеленой"…
– А я не пошутил. Какой был вопрос, таков и ответ.
– Понятно же, что речь шла про состояние Думбья…
– Так всем очевидно его состояние, чтобы данный вопрос не задавать! Когда форвард не забивает на протяжении долгого периода времени, значит, он, как и вся остальная команда, далек от оптимального состояния.
– А почему так? Вы его не отделяете от команды или есть персональные причины – все-таки Сейду присоединился к ЦСКА уже по ходу дела, в августе, и не проходил предсезонку вместе с остальными.
– Не отделяю. Больше того, скажу: Думбья – игрок, гораздо сильнее зависящий от команды, чем кто-либо другой. Когда ЦСКА в хорошем состоянии, создает много моментов, оказывает высокий уровень давления, действует возле чужой штрафной, Сейду гораздо проще себя проявить, он чаще работает с мячом, а для него это важно. Когда же количество подобных эпизодов снижается, эффективность Думбья резко падает.
– Всю первую часть сезона критике подвергался Еременко, который испытывал дискомфорт в связи с травмой. Но как только он ушел на больничный, ЦСКА вообще перестал выигрывать. Его отсутствие настолько сильно сказалось?
– Нет. Рома отсутствовал раньше, чем черная серия началась. Вообще отсутствие хорошего Еременко – само собой, большая проблема. Но Еременко, играющий с повреждением… Не думаю, что человек с серьезной травмой, который в конечном счете был прооперирован, мог бы принести сейчас пользу и кардинально повлиять на ситуацию.
– Почему с "Амкаром" выпустили Васина, а не Алексея Березуцкого?
– Матчей много. Наши центральные защитники помимо Васина – возрастные и нуждаются в передышках, на них выпала огромная нагрузка. Васин же выглядел достаточно приемлемо – мы решили попытаться провести минимальную ротацию. То же самое касается замены Миланов – Тошич.
– Виктор не разочаровал вас? Все-таки ему не удалось избежать ошибок в тех играх, когда он получил практику.
– Я бы не стал формулировать таким образом. Меня никто не разочаровал. Но ошибки, увы, действительно случались. Просто когда команда проигрывает, всегда кто-то так или иначе ошибается. Вот с "Крыльями", допустим, Васин не играл, а мы уступили. Я бы перефразировал ваш вопрос. В те моменты, когда у ведущих футболистов травмы или им требуется передохнуть, появляется шанс проявить себя у тех, кто нечасто выходит в основном составе. Так вот – конечно, очень хотелось бы, чтобы эти игроки были немного более эффективны в те дни, когда от них требуется подстраховать. Но это мои внутренние пожелания. А проигрываем все вместе – и футболисты основного состава, и те, кто появляется в нем чуть реже.
– Вы со штабом в субботу съездили на матч "Витесс" – ПСВ (0:1). Зачем? Вам было столь принципиально увидеть соперника с трибуны стадиона?
– Естественно. Раз такая возможность выпала. Когда видишь матч вживую, совершенно иные ощущения, чем когда смотришь игру по телевизору. Понятно, что Америку мы не открыли и Люк де Йонг не показался нам маленьким и быстрым, вместо того чтобы выглядеть высоким и хорошо играющим головой. Но впечатления по деталям отличаются.
– Поделитесь свежими наблюдениями?
– Не хотел бы об этом распространяться.
– Традиционный вопрос в каждое межсезонье: какие позиции в ЦСКА нуждаются в усилении, чего лично вы ждете от зимней трансферной кампании?
– Жду, что будет решен вопрос с Думбья – надеюсь, в позитивную сторону. Это главный вопрос ближайшего межсезонья. Пожалуй, это весь уровень моих ожиданий.
– То есть вас устраивает, как ЦСКА укомплектован, при условии, что останется Сейду.
– Ну что значит "укомплектован – не укомплектован". Я же понимаю реалии, в которых мы живем. Надеюсь на продление аренды Думбья и на то, что все наши больные и травмированные вернутся в строй и смогут провести полноценную тренировочную работу. В этом – резерв для усиления игры команды и численности состава. Вот мои основные надежды на зиму.
– Роман Широков как потенциальный новичок не рассматривается?
– Так про любого футболиста спросить можно.
– Ну не скажите. Всем известна ситуация с Широковым в "Спартаке". А вы – его тренер в сборной. Могли бы, как считают болельщики, протянуть Роману руку помощи.
– Так можно рассуждать, только если размечтаться. Например, вот был бы ЦСКА мой частный клуб и я бы распоряжался бюджетом! Или вот доплачивало бы руководство РФС ЦСКА миллионов десять евро за то, что я тренирую национальную команду, чтобы я мог тратить их на игроков сборной! На Широкова, Денисова, еще кого-нибудь, у кого в клубах возникают локальные проблемы.
А в реальности у Широкова есть действующий контракт со "Спартаком", есть зарплата, есть агент. Если уж на то пошло, его пока и на трансфер никто не выставлял. А я уже много лет живу и работаю в определенных условиях.