Потерпев весной второе поражение в матчах с прямыми конкурентами («Ростовом» и «Зенитом»), ЦСКА лишился лидерства. «Спортфакт» пытается разобраться, что не так с командой Леонида Слуцкого.
Может, ЦСКА слишком резво стартовал?
В нас часто преобладают сиюминутность и категоричность в оценках. Стоит какой-то команде провести блестящий матч — «все, перед нами чемпион». Как только эта же команда невнятно теряет очки, — «спеклись, сошли с дистанции». Это, кстати, отличительная черта не только российских масс-медиа.
Между тем любой чемпионат — это не спринт, а марафон, на дистанции которого неизбежны упадок сил, обретение второго дыхания, более и менее быстро пройденные участки.
Иногда бывает полезно отлистать странички календаря и вспомнить, что писали о том или ином участнике гонки несколько месяцев назад. В частности, ЦСКА, который со старта взял сумасшедший разгон и оставил всех соперников за спиной, взахлеб хвалили все кому не лень.
И ведь было чем восхищаться. Четыре тура — четыре победы и ни одного пропущенного мяча. Семь туров — семь побед, в том числе в дерби над «Спартаком» и волевая в матче с тогда еще никем не рассматривавшимся в роли фаворита «Ростовом».
Первая осечка — «Зенит». То, что армейцы позволили сопернику отыграться с 0:2, тогда списали на невезение, но надо признать: фортуна в первой части чемпионата частенько поворачивалась к ЦСКА лицом. Взять ту же встречу с «Ростовом» или выезд в Саранск, где безоговорочный лидер «горел» после первого тайма 0:3, а в итоге взял верх 6:4. Не говоря уже о квалификационных раундах Лиги чемпионов, которые армейцы не преодолели бы, не сопутствуй им фарт.
Не являются ли сегодняшние неудачи продолжением прошлогодних?
Первое поражение Слуцкий потерпел в последнем туре круга в Краснодаре 8 ноября, и выяснилось, что его команда полностью выработала свой ресурс. Поздняя осень превратилась в кошмар — домашнее поражение от «Крыльев Советов» (0:2), ничья в Махачкале (1:1), поражение в Перми (0:2).
Одно очко из 12 возможных. Возьми красно-синие на том отрезке хоть 50 процентов, золотые медали им можно было бы вручить уже в начале зимы. То, что преследователи не сумели догнать и обогнать ЦСКА, — удачное стечение обстоятельств. В этот период буксовали и «Зенит», и «Локомотив», и «Спартак», и «Краснодар».
Несмотря на объективные обстоятельства — усталость, травмы, короткую скамейку, уже тогда бросилось в глаза отсутствие вариативности прежде всего в передней линии, где на общем фоне западения командной скорости стали очевидными проблемы ЦСКА в организации позиционной атаки. И эта проблема грозила стать еще более острой с уходом Думбия. Не обыгрывая соперников один в один, без нестандартных ходов, на которые ивуариец был горазд, тяжело рассчитывать на обилие моментов и соответственно голов.
В персоналиях ли дело?
Первые же матчи нового года эти опасения подтвердили. Несмотря на то что ЦСКА доминировал в дерби со «Спартаком» и в домашней встрече с «Кубанью», оба ключевых поединка в Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге команда провалила, по сути не создав у ворот соперников ничего запоминающегося.
Ротация у Слуцкого минимальная — стартовые составы в первом и втором случае различаются лишь двумя позициями. В центре обороны на «Петровском» сыграл Алексей Березуцкий, а не Сергей Игнашевич, в полузащите — Александр Головин, а не Роман Широков.
То есть, не в персоналиях дело. В Ростове армейцев полностью лишили пространства. Куда и как ни пытались проникнуть красно-синие, везде натыкались на соперников, которых, создавалось такое ощущение, на поле больше. Хозяева проявили не только волевые качества и отменную физическую готовность, но и телепатические способности, разгадывая намерения и пресекая в зародыше все атакующие порывы игроков ЦСКА.
В Петербурге команда снова была медленнее соперника, предсказуема и академична плюс допустила массу необъяснимого брака в передачах. Длинные забросы в направлении барражировавшего впереди Мусы выглядели, мягко говоря, неубедительно. Катастрофический для ЦСКА процент владения мячом в первом тайме (менее 30 процентов) говорит о проблемах в первую очередь в середине поля, где Дзагоев, Головин, Вернблум, Еременко и Тошич выглядели разрозненными островками, а не частью единого целого.
С другой стороны, стремление Слуцкого встроить в командные действия Головина — это в первую очередь попытка добавить команде свежести и задора. Вспомним, как в свое время ожил газзаевский ЦСКА с появлением юного придумщика Дзагоева. Головин пока для армейцев вторым Дзагоевым не стал, но именно он нанес единственный удар в створ на «Петровском».
Не пора ли исключать армейцев из чемпионской гонки?
ЦСКА оба раза проиграл абсолютно по делу и может винить в этом только себя. Но означает ли это, что армейцев следует жирным маркером вычеркнуть из списка соискателей чемпионского титула? Разумеется, нет.
Во-первых, до конца первенства заботы сборной больше не будут отвлекать Слуцкого от работы в клубе, а он наверняка лучше любого «диванного эксперта» представляет, что и как нужно подкрутить, чтобы выправить настройки вверенного ему агрегата.
Во-вторых, ЦСКА — признанный финишер. В прошлом сезоне, к примеру, армейцы в концовке выдали серию из пяти побед, которые позволили им оттеснить с лигочемпионского места «Краснодар». А еще годом ранее, если кто забыл, уступив в 20 туре «Динамо» (2:4), команда выиграла десять раз кряду и взлетела на первую ступень пьедестала.
В-третьих, на данный момент все основные игроки ЦСКА в строю, что в армейском клубе в последние годы большая редкость. В подавляющем большинстве это футболисты, познавшие вкус побед в российском первенстве, и их, можно не сомневаться, нынешняя ситуация не обескураживает, а злит.
Ну и, наконец, в-четвертых. Несколько лет назад ЦСКА был единственным клубом в РФПЛ, где существовала особенная система премиальных. Если во многих других командах сумму бонуса руководство определяло перед каждым важным матчем, то армейцам платили по итогам сезона. Премиальные здесь были фиксированными, но с прогрессирующим коэффициентом. Например, если победа оценивалась в три тысячи долларов (сумма приведена не реальная, а условная), то при попадании в зону Лиги чемпионов, каждый футболист получал в три раза больше (9 тысяч за каждую победу). Если клуб финишировал в зоне Лиги Европы — в два раза больше (6 тысяч за каждую победу), ниже — по номиналу. Таким образом, игроки были кровно заинтересованы в том, чтобы команда заняла как можно более высокое место.
В футбольных кулуарах утверждают, что эта система сохранилась в ЦСКА и сейчас. На финише сезона лучшего стимула для игроков не придумаешь, и это немаловажный фактор.
Так что жирный маркер пусть пока полежит в сторонке. Вполне может так случиться, что использовать его и не придется.