В последний весенний четверг Москву поглотила жара явно не слабее той, что бывает в Рио-де-Жанейро, родном городе главного тренера армейцев Зико. Небольшой пятачок между территорией базы ПФК ЦСКА и тренировочными полями целиком залит солнцем, а томительную утреннюю тишину время от времени нарушает шум проезжающих автомобилей. Шлагбаум стремительно взмывает вверх, как только перед ним оказывается Вагнер Лав, и уже через пару мгновений форвард попадает в руки съемочной группы из Бразилии. Объектив камеры выхватывает синие косички, а Вагнер непринужденно отвечает на вопросы корреспондентки-соотечественницы.
Директор спортивно-тренировочной базы в Ватутинках Александр Кращенко встречает студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» и ведет в главный административный корпус. В холле – фотографии, запечатлевшие лучшие мгновения новейшей истории армейцев: радостные лица братьев Березуцких после лиссабонского финала Кубка УЕФА, прием у президента... Здесь же тренажерный зал, в котором занимается добряк Пауло Пайшао, и столовая, где пьют чай Милош Красич и Элвер Рахимич. Неподалеку – игровой зал и корпус, в котором живут футболисты. До тренировочных полей отсюда метров триста.
Всего в Ватутинках четыре поля – два натуральных и два искусственных – стоимость каждого из которых составляет около 12-15 миллионов рублей, система жидкостного подогрева обходится в 1,5 миллиона. За состоянием газонов следят специально обученные гринкиперы. Надо сказать, со своей задачей они справляются просто отлично, лучшим подтверждением чего случит сочно-изумрудное поле, на которое выходят тренироваться армейцы.
Звонко жужжавшие газонокосилки резко смолкают – Зико собирает игроков вокруг себя, и через пару минут те, подбадриваемые Пайшао, начинают разминку. Через полчаса раздается свисток, и начинается двустронка. Зико практически не вмешивается в игру, лишь пару раз фиксируя нарушения, делает после первого тайма несколько перестановок в составах, отправляется на бровку и вновь умиротворенно наблюдает за происходящим. После окончания игры футболисты неторопливо возвращаются на базу, раздав попутно несколько автографов, а Зико направляется для разговора со студентами.
«Очень приятно видеть, что столько амбициозных молодых людей решили найти себя в спортивном менеджменте, потому что огромную роль в этой сфере играют именно хорошо подготовленные кадры. Надеюсь, из каждого из вас выйдет грамотный специалист, который в будущем сможет принести пользу российскому футболу», – говорит бразилец и расплывается в улыбке. – «Я постараюсь ответить на вопросы, которые вас интересуют».
- Какие цели вы ставили перед собой, подписывая контракт с армейцами?
– ПФК ЦСКА – ведущий клуб России, и когда речь идет о нашей команде, то никакой другой результат, кроме победы, обсуждаться не может. Наш клуб заслуживает быть первым в каждом турнире, в котором участвует. Да и с тем подбором игроков, которым мы располагаем, непозволительно думать ни о чем, кроме победы. Если в вашем распоряжении есть такие футболисты и такая инфраструктура, как в армейском клубе, думать о пятых-шестых местах просто непозволительно.
- Как вам уровень российского чемпионата?
– Здесь очень ровный чемпионат – есть семь команд, которые могут претендовать на медали, так что все очень плотно. Как правило, в Испании и Италии на титул могут рассчитывать две-три команды, в Голландии и Турции – по две, то в России претендентов на первое место гораздо больше. Похожая ситуация наблюдается в Англии и Германии. Главная же проблема, с которой приходится сталкиваться российскому чемпионату, – отличия в календаре с остальными европейскими странами.
- Что скажете о менталитете российских игроков?
– На мой взгляд, в силу каких-то традиций российские игроки привыкли к строгому, дисциплинированному подходу. И если ты стараешься изменить эту психологию, ввести более свободный режим, то игроки начинают немного теряться. Впрочем, постепенно они к этому привыкают. Держать игроков в ежовых рукавицах – не лучший вариант, они сами должны проявлять свою заинтересованность.
- Вы успели поработать в Бразилии, Японии, Турции. Можете сравнить условия в этих странах с условиями, которые есть в России? Над чем стоит работать?
– На мой взгляд, главная проблема заключается в том, что в России есть специалисты, которые берут на себя выполнение сразу нескольких задач, а на деле у них не получается справиться со своими непосредственными обязанностями. Я считаю, что за каждый участок работы должен отвечать отдельный человек, чтобы не возникали ситуации, когда не удается выполнить что-то из того, что было запланировано. Вот над этим стоит подумать. Улучшить стоит и медицинское оснащение, а также технологии реабилитации футболистов после травм.
- Сейчас существует немало систем, которые обсчитывают технико-тактические действия игроков, их физические кондиции. Вы используете такие данные при определении основного состава?
– Для того чтобы определить, кто выходит на поле с первых минут, не нужно каких-то сверхъестественных данных. Ключевой фактор здесь – класс, уровень игры, который демонстрирует футболист. Согласитесь, игрок может быть отлично готов физически – приборы это зафиксируют, но при этом легко может оказаться так, что он не отдаст ни одной точной передачи. Так что на первый план выходит уровень демонстрируемой игры. Но это вовсе не говорит, что мы не используем данные, которые поставляют исследовательские центры – если вы играете в серьезном чемпионате, то это просто необходимо. Например, на них опирается тренер по физподготовке – для него они являются своего рода дополнением, некоторой помощью при составлении программы подготовки игроков.
- Расскажите о том, как работает селекционная служба...
– В большинстве клубов существуют селекционные департаменты, в которых работают квалифицированные специалисты. Они анализируют ситуацию, просматривают матчи, следят за определенными игроками и определяют, кто способен усилить команду. У каждого клуба есть своя философия. Кто-то делает ставку на молодежь – в этом случае расчет идет на то, что игрок сможет вырасти, выйти на новый уровень, а потом его можно будет продать за большую сумму, то есть это своего рода инвестиции в активы. А есть клубы, которые покупают футболистов под решение конкретных задач – тренер говорит, что ему срочно нужно закрыть определенную позицию, и приобретается уже готовый во всех отношениях игрок, способный сразу начать приносить результат. Например, «Барселона» и «Милан», приобретая игрока, не ставят целью его перепродать за большие деньги – их интересуют победы в турнирах, в которых они участвуют. Примерно такой же я вижу ситуацию и в ПФК ЦСКА. Я понимаю, где у команды есть проблемы, какие задачи предстоит решать, и на основании этого мы советуемся с президентом и генеральным директором. Соответственно, руководство решает, стоит или не стоит покупать того или иного игрока.
- Вы планируете усилить состав в ближайшее время?
– Здесь дело даже не в том, планирую я или нет. Просто нам необходимо это сделать, чтобы хорошо выступить в Лиге чемпионов.