В ЦСКА расстаются со своим «сыном полка». Именно так когда-то прозвали здесь Ахмеда Мусу – улыбчивого и абсолютно позитивного нигерийского парнишку, который за четыре с половиной года в клубе прошел огромный путь от обычного африканского бегунка, коих во второразрядных командах Европы типа оставленного им «Венло» десятки, до самой лакомой трансферной цели чемпиона Англии.
Прекрасно помню январь 2012 года, когда 19-летний Муса объявился на сборах ЦСКА в Кампоаморе. Тогда же там возник и персонаж по фамилии Ким Ин Сон, помните такого (тот январь вообще был урожайным для армейцев – пришел еще и некто Вернблум, но это – совсем другая история)?
Так вот, поначалу казалось, что Муса и Ким – близнецы-братья, насколько вообще могут быть близнецами нигериец и кореец. Оба могли убежать от кого угодно, показывая при этом неплохой дриблинг, но, вырвавшись на оперативный простор, не очень-то понимали, что делать с мячом дальше. И губили момент за моментом, невольно соревнуясь в этом.
Если парочка и различалась чем-то, то лишь отношением к окружающим: нигериец смотрел на всех широко открытыми глазами, и стремился к общению, взгляд корейца всегда оказывался направлен исключительно внутрь себя, и он оставался для всех абсолютной terra incognita, что, впрочем, легко объяснялось отсутствием какого бы то ни было языка для общения с экзотическим посланцем Страны утренней свежести.
Где сейчас тот Ким Ин Сон? Играет ли в футбол на профессиональном уровне? А Муса – вот он, переезжает в клуб-чемпион АПЛ, капитанит в сборной Нигерии, навсегда останется в памяти болельщиков ЦСКА.
Знаете, почему он всего этого добился? Секрет очень прост – Муса все четыре с половиной года был самым прилежным учеником, впитывая в себя, как губка, каждое наставление Леонида Слуцкого и каждый совет опытных партнеров по команде. Он жил исключительно футболом, не отвлекаясь, на искушения, которые в ассортименте предлагает российская столица. И которые погубили, к примеру, его первого «шефа-наставника» в ЦСКА Секу Олисе, наделенного сравнимыми с Ахмедом природными талантами.
На том самом сборе главный тренер армейцев Леонид Слуцкий характеризовал мне Мусу так: «Мы прекрасно знаем все его сильные качества, поскольку, прежде чем подписать контракт, долго за ним наблюдали, в том числе на юношеском чемпионате мира. У Мусы есть достоинства, которые можно активно эксплуатировать сразу: он быстр, у него хорошая правая нога, сильный дриблинг. Но ему всего 19, поэтому сформированным мастером Ахмеда назвать нельзя. И, тем не менее, он отнюдь не взят на перспективу, а способен играть за ЦСКА уже сейчас. Параллельно будем активно работать над устранением его недостатков — и в техническом плане, и в общем понимании игры. В Кампоаморе он работает хорошо, хотя и находится в непростом адаптационном периоде».
Прекрасно помню, что тот адаптационный период преодолевался довольно быстрыми темпами как раз из-за того, что молодой парень отлично осознавал, куда он попал и как должен себя вести. Он всячески пытался впитывать армейский дух — в отличие от «близнеца» Ким Ин Сона.
Не забыть горящие глаза Мусы на праздновании дня рождения Евгения Алдонина: он, естественно, не понимал изюминок стихотворного поздравления партнеру, исполненного командой, но ему явно был интересен сам процесс этого коллективного единения.
А уж строчки (на великом и могучем, естественно), порученные для прочтения самому Ахмеду, он пытался исполнить так старательно, что покорил всех, несмотря даже на то, что практически никто ничего не понял.
Но поначалу Мусе доставалось, да еще как! Россыпь нереализованных моментов случалась у молодого форварда практически в каждом матче. Чего стоила только ответная встреча с АИКом, когда армейцы позорно покинули Лигу Европы. Муса не забил там столько, что впору было подавать заявку в Книгу рекордов Гиннесса!
Но долго злиться на неумеху не представлялось возможным – его виноватая улыбка обезоруживала сразу. Да и собственные искренние переживания давали понять – Ахмед ругает себя даже больше, чем кто-либо из возмущенных партнеров.
Самое же главное – он действительно прилежно учился. Каждая ошибка, каждый загубленный момент становился предметом для жесткого разбора. Плюс главный тренер армейцев, постоянно работал с юным нигерийцем, вписывая его в командную игру и подробно объясняя, в какой момент и как надо открываться, чтобы не опережать события, попадая в положение «вне игры», но при этом и успевать выходить на оперативный простор.
И постепенно начало получаться. Высоченная скорость Мусы, помноженная на неплохой удар, повысившаяся тактическая грамотность и своевременные пасы армейской полузащиты, сделали из Мусы настоящего бомбардира. Что очень пригодилось в тот момент, когда ЦСКА остался совсем без форвардов.
Совершая достаточно стремительную карьеру, Муса все время оставался самим собой – улыбчивым, скромным и абсолютно позитивным. При этом его очень юная внешность весьма обманчива – это уже отец двоих детей. Да плюс еще и опекун шестерых – оставшихся после гибели в ужасной автокатастрофе его старшей сестры.
В именах отпрысков проявился, кстати, простой, но добрый нрав Мусы. Сына он назвал с огромной долей фантазии – Муса Ахмед. И прокомментировал: «Как я, только наоборот – здорово же придумал!». А дочь – Халимой, что в переводе с арабского значит «нежность». При этом моментально отреагировал на шутку Василия Березуцкого, предложившего 10 тысяч долларов за то, чтобы Муса дал ей имя Василиса: «Пусть дает 50, тогда поговорим». Чувствуется уже армейская школа!
Муса продолжает учиться – в этом залог его будущих успехов. При этом он, человек набожный (полтора года назад совершил даже хадж в Мекку), по-прежнему далек от мирских соблазнов, отдавая жизнь футболу и семье. Поэтому 21 миллион фунтов стерлингов (это около 25 миллионов евро) плюс возможные бонусы еще на пару-тройку миллионов, выложенные «Лестером» – вполне адекватная цена за форварда, чей потолок еще где-то высоко над головой.
Но и ЦСКА нечего расстраиваться, если вспомнить, что приходил Муса в армейский клуб за 5 миллионов евро. А сколько всего он успел здесь сделать! И мы не говорим трехкратному чемпиону России «Прощай!» — только «До свиданья!». Мало ли как сложится жизнь, но, уверен, в ЦСКА всегда будут рады его видеть – примерно так же, как настоящих легенд клуба Ивицу Олича, Вагнера, Сейду Думбья