Встреча в Санкт-Петербурге обозначила, чего хотят "Зенит" с ЦСКА, и показала, сколько они пока могут
ПОЧТИ ЧТО СПАРРИНГ
Требовать от двух наших поочередных чемпионов целостной и безупречной игры сейчас, в середине августа, когда со старта сезона прошло немногим больше трех недель, а главные события его первого отрезка намечены на октябрь-ноябрь, наивно и бессмысленно. Тактическая перестройка – локальная в ЦСКА и масштабная в "Зените" – требует продолжительной тренировочной работы и неоднократных "боевых" проверок. Пока же перед нами только лишь фундаментальные основы, глядя на которые, можно мечтательно или скептически предвосхищать, что на них вырастет в перспективе, но отнюдь не судить о конечном качестве проекта. У обеих команд, по сути, все еще продолжается предсезонная подготовка, укороченная из-за Euro-2016, и она частично захватит даже начало осени.
В этих рамках матч, принципиальный, бескомпромиссный, в то же время можно рассматривать и как своего рода контрольный. Тем более что в нем хватало присущих спаррингам недоразумений, игра, пока еще дохлая, некрепкая, рвалась лоскутами, а ближе к концу соперники, прямо как на сборах, дружно выдохлись. Иначе говоря, строго их судить не за что, а за зрелищный первый тайм, красивые эпизоды и отличные голы обязательно нужно поблагодарить. Серьезные требования к обоим будем предъявлять позже – когда раскатится, войдет в широкое русло чемпионат и начнутся групповые турниры двух евролиг.
Вместе с тем уже сейчас бросаются в глаза несовпадения, которые, не исключено, вообще не удастся исправить. Есть впечатление, что Луческу и Слуцкий временно мирятся с ними, не желая привыкать и надеясь, что все можно исправить, наладить. Но как бы эта временность не обернулась грустным, неизменным постоянством.
ЧУЖЕРОДНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
У ЦСКА все в порядке с командным взаимодействием, точными механизмами работают все былые связи, и если случается неудача, то почти всегда это следствие чьего-то индивидуального просчета. В эпизоде с ударом Кокорина, блистательно отраженным Акинфеевым, чуть с опозданием выдернулся за линию искусственного офсайда Игнашевич, оставив зенитовского форварда в одиночестве перед воротами. Щенников, видимо, не ожидал, что Жирков будет откликаться на диагональные навесы и замыкать их на углу вратарской, отчего и не успел тому помешать. Точно так же центр защиты ЦСКА упустил Витселя, дав своему вратарю еще один повод блеснуть мастерством.
Проблема армейцев – на острие атаки. Каждый их матч все настойчивее наводит на мысль, что Траоре не подходит чемпионам России стилистически. Форвард он сильный, спору нет, но многого не умеет – и как раз того, что нужно его нынешней команде. ЦСКА играет в другой футбол, и это обусловлено не столько прихотьюСлуцкого, сколько игровыми наклонностями его футболистов: им нужен впереди быстрый нападающий, который открывается в разрезы и свободные зоны, умеет работать вдоль линии офсайда и реагировать на забросы из глубины. Траоре же склонен действовать внутри штрафной, за счет чутья выбирая голевую позицию, или же принимать мяч в ноги и тащить до ворот. Но для этого – то есть, "под Траоре" – Слуцкому необходимо совершенно по-другому расположить игроков на поле, проложить новые маршруты атаки и способы доставки мяча на передний край. Пока не получается – отчего и выглядит африканец в ЦСКА чужеродным элементом. А выручает Еременко, чей гол с отскока становится уже фирменной комбинацией армейцев.
Понятно, что таланты Еременко, Дзагоева, Тошича позволят им рано или поздно найти общий язык с Траоре, подладиться под него. Понятно и то, что другого выхода у Слуцкого нет – как нет и другого центрфорварда. Вопрос в том, сколько у ЦСКА уйдет на это времени, успеет ли он к Лиге чемпионов? Или смирится с тем, что играет фактически вдесятером, привыкнет к несовпадению нападающего?
БРАЗИЛЬСКАЯ СИСТЕМА БЕЗ БРАЗИЛЬЦЕВ
Наметки перемен в игре "Зенита" уже позволяют понять, какого футбола ждет от команды Луческу – он явно похож на тот, что демонстрировал под его руководством донецкий "Шахтер". И здесь также сразу возникают сомнения в соответствиях желаемого действительному. Поскольку, есть ощущение, нынешний подбор зенитовских игроков не вполне годится под такой футбол.
В "Шахтере" созидательные должности занимали бразильцы, и каждый из них отличался умением брать игру на себя, самостоятельно решать судьбу эпизодов, задавать игре тон и ритм. Причем все они отлично ориентировались в игровой обстановке и на ходу соображали, кому именно сейчас надлежит стать солистом, а кому – подпевалой или влиться в общий хор. И так на протяжении всего матча и из матча в матч.
В "Зените" же собраны большей частью футболисты подыгрывающие. Умные, техничные, грамотные – но не решительные. Это можно сказать и про Витселя, и про Маурисиу, и проКокорина, конечно же, при всех талантах. Им нужен на поле вожак, который потащит за собой и в абсолютном большинстве игровых ситуаций лично будет решать, что делать и как поступить. Такой как Халк. Сами они могут исполнить максимум одно-два соло за матч.
Вот и выходит несовпадение: тренер хочет опираться на игроков инициативных, стремящихся выйти на первые роли, возглавить строй – а их у него в команде раз-два и обчелся: Шатов,Жирков да Дзюба, с которого пока ввиду травмы спрос невелик. Не случайно же вся зенитовская острота, что в прошлых встречах, что с ЦСКА, возникала после взрывной активации первых двоих. Без нее игра "Зенита" шаблонна и предсказуема, а контроль мяча, которого требует Луческу, сводится к бесконечному перепасу на дальних подступах к чужим воротам.
Если "Зенит" не воспитает в себе еще нескольких лидеров, самостоятельных, решающих, ничего у него не получится. Разумеется, класс и сумма мастерства и дальше позволят им вести борьбу за медали чемпионата и за выход в плей-офф Лиги Европы. Но вряд ли подобные высоты совпадают с помыслами "Зенита".