Учиться наглости должен не только ЦСКА, а весь наш футбол — «Ростов» продолжает давать бесплатные уроки.
В 2005 году случился, возможно, самый знаменитый дриблинг в истории современного российского футбола. Константин Скрыльников из «Томи» в освежающе весеннем матче с «Зенитом» сделал вот так.
«Финт Скрыльникова» спустя годы стал интернет-мемом, но вместе с тем все забыли о том, как тогда команда Скрыльникова сыграла с участником еврокубков от России. Дебютировавшая в Высшей лиге «Томь» тогда победила 2:0, а тот самый дриблинг случился при счёте 1:0, на кураже и эмоциях от фантастической поддержки болельщиков на холоде.
В том же году, через несколько месяцев, в очередной раз реанимировавшие сами себя в чемпионате «Крылья Советов» получили в соперники по Кубку УЕФА полуфиналиста прошлого на тот момент сезона, голландский АЗ с тренером Луи ван Галом и бомбардиром Шотой Арвеладзе. В одном из самых эпичных матчей за всю историю российского еврокубкового футбола
за пределами Москвы (круче, наверное, только «МЮ» — «Ротор» и «Барселона» — «Рубин») «Крылья» одержали дикую победу 5:3. Недавно я по случаю возвращения АЗ в Россию вспоминал ту игру с другим автором «Чемпионата», и вопрос «Почему сейчас так не играют?» появился сам собой.
Отбросим сентиментальность ностальгии по нашему ламповому футболу, и этот вопрос останется рациональным. Если сшить «Крылья» со Скрыльниковым (вы же не поверите, если я скажу, что и не думал обременять вас игрой слов?), то появится логичный ответ. Ни Скрыльников, ни Самара не боялись выглядеть неловко или неумело. Ими двигала дерзость первокурсников — «Томь» незадолго до финта Скрыльникова забила свой первый домашний мяч на таком уровне, а «Крылья» напроломной прямотой заставили профессора Луи без конца и яростно строчить что-то в своём безразмерном блокноте.
С годами наш футбол стал респектабельнее, но этой дерзости в нём всё меньше. Символ современной игры в России — чемпионства ЦСКА, найденные в матчах с соперниками из нижней половины таблицы, с которыми команда Леонида Слуцкого набирает на уровень больше очков, чем конкуренты. Окончательно сложившаяся за последние 10-15 лет после смешанного, турбулентного постсоветского периода иерархичность не только нашего футбола, но и российского общества в целом ставит барьер перед соперниками не на игровом уровне, а на уровне раскольниковского предрассудка: «Чёрт, это же ЦСКА, как мы можем играть с ними на равных?». Или: «Чёрт, это еврокубки, как бы вылететь подостойнее». Или: «Не обо… ться бы в Израиле».
Проблема в том, что иерархичности подвержен и сам ЦСКА, и это становится заметно в Европе. В команде не могли не знать, что «Тоттенхэм» сыграет в Москве без четырёх-пяти игроков основного состава, но вместо того чтобы этим воспользоваться и попробовать надавить на соперника, ЦСКА безмолвно отдал ему мяч, территорию и возможность импровизировать. План на игру выполнялся, скажет после матча Леонид Слуцкий, но в том и проблема, что планом были бесконечные забросы вперёд (когда «лонгболлы» составляют больше 10% от общего количества передач — это уже нездоровая ситуация) и ограничение своей команды в творчестве, ведь это сама Лига чемпионов, здесь же нужно выйти и дрожать. Понтус Вернблум потому и выделялся во вторник: он играл не очень хорошо (назапускал кучу передач в зону между обороной и полузащитой, одна из которых стала предголевой), но точно не был согласен с тем, что ЦСКА иерархически и со вздохом отправился «Тоттенхэму» на тарелку и сам подал англичанам вилку в левую, а нож в правую.
Кевин Нкуду, глухой лавочник «Тоттенхэма», вышедший на замену в Москве, за 20 с небольшим минут восемь раз пошёл в дриблинг — у всех футболистов ЦСКА суммарно за 92 минуты 15 попыток дриблинга. Означает ли это, что в ЦСКА нет техничных футболистов? Нет. Тошич, Ерёменко, Фернандес, Миланов — все могут обыграть один в один. Такая низкая цифра (хуже в туре только у «Брюгге», который играл в Дании в состоянии коматоза) получается от того, что тренеру, а в итоге и команде не хватает смелости просто представить, что мы ничем не хуже, чем они. Ни финтов в стиле Баба Адаму, перебрасывающего мяч через будущего призёра чемпионата мира Рона Влара, как через манекен, ни финтов в стиле Скрыльникова. Не дай бог показать себя плохо в высшем свете — лучше просто выбить мяч вперёд, где есть высокий нападающий.
Феномен «Ростова» в нашем футболе заключается не только в том, что Курбан Бердыев водил игроков за руку и показывал каждому, где он должен быть в типичных ситуациях. Главное, что сделал Бердыев, — заставил поверить каждого конкретного игрока в то, что хождение за руку им поможет, что они могут быть не хуже других, что вера в иерархичность — предрассудочная и самоустраняющая вещь. Едва пришедший в команду Миха Мевля в компенсированное ко второму тайму время матча с ПСВ не выбивает мяч за пределы стадиона, а идёт на обыгрыш в собственной штрафной. Куда более опытные Александр Гацкан и Кристиан Нобоа выходят из обороны с изяществом «Барселоны» — один убирает соперника вертушкой, а второй играет пяткой в касание. «Ростов» превосходит ПСВ по владению мячом, количеству передач, их точности, а также попыткам дриблинга. Команда, собранная из так или иначе списанных футболистов, набивает в два раза больше обыгрышей, чем чемпион России — и это при том, что уровень ПСВ и полуосновы «Тотттенхэма», мягко говоря, сравним. Этот ПСВ, с этим же тренером обыгрывал ЦСКА и «Манчестер Юнайтед», этот ПСВ на равных играл с мадридским «Атлетико» и вылетел лишь после мучительно долгой серии пенальти.
«Ростов» стал с этим ПСВ наглеть. К 20-й минуте игроки голландцев стали хмурить брови, а в конце тайма произошёл показательный эпизод: явно проигрывающий позициюТимофей Калачёв полетел на мяч, и Йоррит Хендрикс убрал ноги, уступив мяч. «Ростов» заставил ПСВ бояться, и когда голландцы получили возможность пробить пенальти, они уже не могли быть уверенными в успешности исхода. Да, «Ростову», которому с их стилем игры, требующем максимальной интенсивности в переходных фазах, не хватило сил — во втором тайме возрастная команда без ротации выдохлась. Но дерзить, идти на мяч до хруста костей «Ростов» не бросил.
«Ростов» даёт сигнал и ЦСКА, и всему остальному российскому футболу — не так страшно проиграть, какоказаться несмелым, сослаться на другой уровень, «самых сложных соперников из третьей и четвёртой корзин». Смех от финта вообразившего себя на кураже томским Роналдиньо Скрыльникова — реакция намного более здоровая, чем короткие нервные смешки после очередного выноса мяча вперёд без надежды сохранить его. Неудачная попытка сыграть нестандартно стала в атмосфере низкосословной боязни дышать полной грудью страшнее, чем отсутствие попытки. Это и есть проблема, из-за которой возникает вопрос, почему сейчас так не играют.