Корреспондент "СЭ" наблюдал за ходом матча в компании легендарного торпедовца Виктора Шустикова.
Футбол на Восточной так я не смотрел никогда. А зря. Два часа стоял в бетонном переходе за скамейками запасных. Выглядывал, будто из блиндажа. Разглядел, кстати говоря, много интересного - с трибуны такого не приметишь.
А научил меня смотреть футбол именно так Виктор Шустиков, торпедовская легенда. Он, выяснилось, только отсюда за играми и наблюдает. Всякий на этом стадионе укажет позицию Шустикова - как знал когда-то всякий вахтер именное кресло Константина Бескова в лужниковской ложе.
- Ничья будет, ничеечка, - сообщил мне Шустиков с первым свистком. Я не поверил, усмехнулся - и эта усмешка от легенды не укрылась. Обиделся как-то ласково, с торпедовской мягкостью перейдя на "ты". По-другому было бы странно:
- Точно тебе говорю, возьмем ничеечку. У нас игра появилась, неужели не видишь?
Я кивнул - как не видеть? Очень даже вижу.
- И в Божовича верите?
- Знаешь, верю! Он человечный, вот в чем дело! У нас Маслов такой же был - чувствовал, кому что сказать. К кому с какой стороны подойти.
* * *
"Москва" не дала нам разговориться - Самедов порадовал ветерана быстрым голом.
- Самедов - хороший мальчишка, - Шустиков настроен благодушно. - Еще Окоронкво мне нравится, славный малый. Вроде неприметно играет, но очень надежно.
- А в ЦСКА кто вам мил?
- Игнашевич. Во-о-н на том гаревом поле у меня в группе занимался. Крохотный был мальчонка, а удар - сумасшедший. Никогда прежде такого не видел. Но до первого состава Игнашевич у меня недотягивал, играл за второй. Жирков еще нравится. Жалко будет, если уйдет. Зря он это задумал.
- Кого-то из героев дня вчерашнего напоминает?
- Игоря Нетто. Техничный, стабильный. Акинфеев на Яшина похож - так же здорово подсказывает. Лева мне, бывало, в сборной зевать не давал: "Витька, туда! Теперь сюда!" Но лучше всех - Бракамонте. Вот он точно в советской высшей лиге играл бы.
- Это еще почему?
- А ты понаблюдай, как он мяч сбрасывает. Наверху всех растолкает - и вот, под удар кладет. Только поспевай. Красавец.
Бракамонте, быть может, услышал наши речи - и головой вынес мяч из собственной штрафной. Щенников летел в жестком подкате, и ветеран вспомнил дни золотые:
- Силен! И чисто как сыграл! Злой парень!
- В ваше время кто считался "злым"?
- Был такой Рогов в "Локомотиве". Против него страшновато было играть. В наше время даже нападающие не церемонились. Видишь, нос у меня немного набок?
- Есть чуток.
- Это в Ростове мне двинул человек. Не скажу кто. Свет сразу погас. А потом снова, когда в московской поликлинике мне перегородку клещами выправляли. 427 матчей в высшей лиге - думаешь, это просто?
- Боже упаси. Но рекордсмен-то не вы?
- Олег Блохин на пять игр больше провел. А травм у меня почти не было. Как-то после сезона был товарищеский матч в Польше. Холодина, дождь. Я на первый тайм не вышел, а на второй выпустили. Толком не размялся - раз, и задняя приводящая полетела. Все межсезонье лечился грязями.
- Когда последний матч отыграли?
- За ветеранов - в позапрошлом году. Но я не зарекаюсь - может, еще вернусь.
* * *
На поле тем временем полыхнуло что-то похожее на потасовку. Я оживился, Виктор Михайлович даже не вздрогнул. Был меланхоличен:
- Напрасно они так. Плохо это.
- В ваши времена команда на команду дрались?
- Только один случай помню - играли в Чехословакии, а нас там не очень любили. И - драка!
- Кто кого?
- Анзор Кавазашвили одному врезал, потом другому - и все, чехи присмирели.
Потасовка закончилась, толком не начавшись, - и уже Вагнер убегал в отрыв.
- Вот он у ЦСКА самый опасный! Все чувствует!
- Как с ним играть?
- Держать дистанцию, не кидаться на него. Если кинулся - считай пропало. Обведет. А самая большая проблема у нынешних - поля не видят.
- "Москва" вам дорога, как когда-то "Торпедо"?
- Я "Москву" и держу за то, настоящее "Торпедо". Руководство нас, торпедовских ветеранов, не забывает. Болею за "Москву", хоть когда-то Николаю Петровичу Старостину говорил, что переживаю за "Спартак". Потом едва в московском "Динамо" не оказался. Но уехал с торпедовскими посланниками, которые прямо ко мне домой в Фили приехали...
- Сегодня "Москва" играет на загляденье.
- Это точно. По такой игре - все в наших руках. Не вижу как ЦСКА собирается отыгрываться, - наши за каждый мяч цепляются. Очень самоотверженно играют.
- Так будут цепляться - в чемпионы выйдут.
- В чемпионы - не в чемпионы, а до тройки должны дотянуться. Чемпионом, скорее всего, ЦСКА станет.
* * *
Крунич так лихо закрутил мяч, что Акинфеев ничегошеньки сделать не мог. А мой сосед пришел в восторг:
- Шикарный удар!
- Вы на такой горазды были?
- Как-то играли в Японии, так жахнул чуть ли не с центра поля - и в самую "девятку". Очень красиво вышло.
Кто-то из армейцев жахнул уже по нам - мяч врезался в крышу блиндажа. Осыпав конфетти из древней штукатурки, помнящей Шустикова-футболиста.
Возможно, это была агония. Матч заканчивался, Шустиков был великодушен к проигравшим. Простив почти прямое попадание:
- ЦСКА тоже здорово играл - только настроение у них было плохое. Поэтому ничего не вышло. На поле не успели выйти - а уже 0:1. Да и усталые немножко. Мне Березуцких жалко. Наши ребята, торпедовские... А вообще-то - отличная игра! Напряженная!