Главный тренер ЦСКА переживает один из самых сложных периодов в карьере. Кадровый голод, чувствительные поражения, прессинг болельщиков… Любой другой специалист уже был бы на грани отставки.
Мы тут вспомнили все кризисы Слуцкого в ЦСКА, и у нас получилось, что нынешний – девятый по счету. Если разобраться, то все, что он переживает сейчас, уже происходило. Были баннеры жесткого содержания и письма недовольной общественности, был кадровый падеж и функциональный провал, были печальные серии и болезненные поражения.
То, до чего сейчас пока не дошло, тоже было – попытка мужского разговора с фанатами, например, или поданные наверх заявления об отставке. Спокойный и рассудительный в комфортной обстановке, Слуцкий не всегда сохраняет самообладание в стрессе. Отсюда и резкие шаги.
Шаги, к которым Евгений Гинер всегда относился снисходительно.
"Не все, конечно, и не всегда получается у футболистов и тренеров, но это не повод для поиска табуретки и веревки с мылом, – говорил он в редакции "СЭ" после одного из кризисов Слуцкого. – Надо ко всем вопросам подходить спокойно, взвешенно, поэтому и работаем дальше с ребятами и с Леонидом Викторовичем".
Судя по тому, что происходит со Слуцким с июня нынешнего года, и особенно по тому, как ведет себя тренер, сейчас его состояние также приближается к мыльно-табуреточному.
"Не чувствовал в себе ни физических, ни душевных сил для продолжения работы", – говорил он в 2012 году, при этом тогда играли Хонда и Думбья, были моложе Игнашевич и Березуцкие, клуб имел возможность купить человека уровня Мариу Фернандеса.
Как видим, Слуцкий склонен к эмоциональным всплескам и при лучших раскладах, но сейчас оптимизма в перспективах ЦСКА наблюдается значительно меньше.
И дело не только в кадровой скудности и отсутствии альтернативы на некоторых позициях. И то и другое – следствие куда более сложного и глубокого процесса, который начался в 2014 году, усугубился еще через год, а сейчас дает горькие плоды. Чудо, что в условиях тяжелейшего экономического положения Гинер достроил стадион, но расплачиваться за это чудо приходится затянувшимся трансферным постом и скромной зарплатной ведомостью.
С какого-то момента каждый новый кризис ЦСКА стал продолжением предыдущего, и, к сожалению, преодолевая очередную сложную ситуацию, клуб не решает проблему, а убирает ее в архив.
Тут, конечно, виноват не только Гинер и его финансовые сложности, есть вопросы и к Слуцкому.
О том, что Игнашевичу с Березуцкими на троих уже исполнилось сто лет, известно давно, однако всякий раз решение оттягивалось в том числе и потому, что решать проблему нужно было радикальным образом, в ущерб каждодневным задачам. Нужно было заниматься кропотливой работой под названием "воспитание". Слуцкий в ЦСКА к этому прибегал редко (Головин) – гораздо чаще работал с готовым материалом, либо слегка доводил его до ума (Муса). Это тоже нужно уметь, но специфика своя.
По самым разным причинам ни двигать ветеранов, ни даже аккуратно внедрять к ним кого-то вроде Васина или Чернова никто не стал, хотя возможности (хотя и редкие) для этого существовали. Сейчас, в условиях жесткой экономии, турнирного давления и кадровой ограниченности, затевать реформы очень рискованно.
ПАТ
Ветеран армейцев Валерий Масалитин на днях назвал два пути выхода из кризиса: нужно либо убирать Слуцкого, либо менять состав.
Мысль, насколько можно понять по реакции в интернете, популярна и среди болельщиков, которые от матча к матчу наращивают давление на Слуцкого. И они явно склоняются к первому варианту, хотя неосуществимы оба.
Если ЦСКА намерен поддерживать уровень исполнителей хотя бы на нынешнем уровне, никакой состав он не обновит. У армейцев просто нет средств на такие перемены. Мы не владеем информацией о финансовом положении клуба, но можем судить по косвенным признакам. Новых футболистов в последние два года красно-синие берут либо в качестве свободных агентов, либо в аренду. 19 миллионов евро, вырученных за Мусу, растворились в скучных, но необходимых каждодневных платежах. А сам президент, когда заходит речь о кризисе, не сглаживает углы: "Меня часто спрашивают, тяжело ли в кризис. Тяжело".
Именно потому, что тяжело, Гинер не станет сейчас увольнять Слуцкого. Иначе станет еще тяжелее. Подобное решение может быть продиктовано эмоциями, но президент ЦСКА от них далек. Это, возможно, самый прагматичный деятель российского футбола, и даже когда он как бы злится и говорит лишнее, это, скорее всего, тоже расчет. Надо ко всем вопросам подходить спокойно, взвешенно – это его слова. А сиюминутная отставка Слуцкого с огромной вероятностью повлечет за собой цепь болезненных для ЦСКА последствий
И выплата неустойки – еще не самая из них значимая.
Куда сложнее будет найти нового тренера сопоставимого уровня. И не просто найти (вместе с помощниками), а договориться по контракту. И не просто договориться, а согласовать стратегию развития. И не просто согласовать, а обеспечить договоренности финансово. Какой амбициозный тренер согласится пойти в клуб, который фактически наложил вето на входящие трансферы? А если есть неамбициозный, который примет эти условия, то чем он лучше Слуцкого и зачем он вообще нужен ЦСКА?
Слишком много вопросов, отвечать на которые, как кажется, у Гинера нет ни времени, ни желания. Во всяком случае, до окончания нынешнего сезона. А значит, выход для всех, причастных к ЦСКА, пока что один: терпеть. На последних резервах играть этот чемпионат, надеяться на попадание в спасительную с финансовой точки зрения Лигу чемпионов и ждать, что дела скоро пойдут в гору.
Иные варианты – это совсем уж фантастика.