«Спартак» не так существенно превзошёл ЦСКА в итоговой статистике, но важнее то, что команда Массимо Карреры была сильнее на уровне идей.
1. Каррера нашёл нужное сочетание игроков
Перестроение на игру в три центральных полузащитника по ходу матча с «Уралом», похоже, положило начало новой жизни для «Спартака».
В первый месяц работы Массимо Каррерапопробовал сыграть с двумя опорными и линией с ярко выраженной «десяткой» и тремя центральными защитниками, но все эти варианты не выглядели достаточно надёжными в первую очередь с точки зрения игры в переходных фазах. 4-3-3 с хорошей текучестью игроков (даже Фернандооставляет свою позицию и может продвинуться вперёд) выглядят как надо — с прессингом после сужения крайних игроков троек при потере и большим потенциалом при игре через центр. Два последних года мы забывали термин «спартаковский футбол» и участвовали в создании нового штампа — «фирменная атака «Краснодара». Так вот: «Спартак» в дерби показал стиль, похожий на тот, который стал библией для клуба Сергея Галицкого.
2. Фернандо и Глушаков поделили зоны ответственности
Всегда неудобно ссылаться на свои же тексты, а хвастаться вообще плохо, но в этом случае удержаться сложно. После первых матчей Карреры в «Спартаке» стало понятно, что команда будет прессинговать агрессивнее и большим числом игроков, чем при Аленичеве, и я написал, что разделение Фернандо и Глушакова случится совсем скоро — они делали на двоих ту работу, с которой без мощного давления от соперника может справиться один бразилец. Фернандо только внешне неповоротлив — на самом деле он всегда открыт для обратной передачи и построения треугольника, у него отличный первый пас и тактическая хитрость. Например, когда Василий Березуцкийостаётся с мячом и видит, что «Спартак» накрывает прессингом, Фернандо осознанно делает два шага от Миланова, предлагая Березуцкому сделать пас на болгарина, потому что других вариантов нет. В момент паса бразилец выдвигается на перехват — простая формула игры, но действенная.
У Глушакова хуже с первым, но хорошо с последним и предпоследним пасом, он хуже ориентируется в свободных зонах при потере мяча, но лучше — когда мяч у «Спартака». Вчерашняя игра стала доказательством того, насколько неправы тренеры, видевшие его чистым опорником — и Леонид Слуцкий в их числе. Главный тренер ЦСКА в сборной не очень доверял Глушакову, так как считал его слабым физически для этой позиции, но вот факт — больше Дениса и Квинси Промеса, с которым он сдваивал уничтоженный фланг Георгия Щенникова, в «Спартаке» не пробежал никто.
3. Каррера не боится пробовать новое. Даже с Комбаровым
В чемпионате России на постоянной основе крайних защитников при владении мячом не используют только для навесов всего две команды — «Зенит» и «Краснодар». «Спартак» вчера продемонстрировал, что готов стать третьей такой командой, частично используя игроков этой позиции в роли ложных фуллбеков — крайних защитников, смещающихся в центр для помощи центральным полузащитникам в развитии атаки (чтобы объяснить быстро и на доступном примере: Филипп Лам у Хосепа Гвардиолы в «Баварии»). Для чемпионата России это нонсенс, но Каррера не боится экспериментировать даже с таким футболистом, как Дмитрий Комбаров, на котором стоит клеймо человека-навеса.
Этот пункт требует графического пояснения, но изначальная позиция такова: при владении мячом один из крайних защитников «Спартака» обеспечивает ширину атаки, а другой часто смещается к центру и помогает Фернандо разыгрывать мяч. Вот как это работает.
У Фернандо нет большого количества вариантов, и он отдает на Андрея Ещенко. Обратите внимание: Ещенко вполне мог подключиться и строго по своему флангу под длинный перевод, но это трата времени, и возможна потеря из-за плохого паса или не лучшей обработки мяча.
Ещенко продолжает разыгрывать мяч с Фернандо, тот подключает Зобнина. В кадре нетКомбарова — он создаёт ту самую необходимую ширину, благодаря которой Марио Фернандес слегка оторван от остальной тройки защитников. Глушаков растягивает две линии игроков ЦСКА по ширине и с правого края.
Мяч возвращается к Ещенко, и пространства на этот раз уже гораздо больше — у защитника три безопасных варианта для передачи и ещё пара рискованных. Промес пользуется созданным Глушаковым зазором между Щенниковым и Игнашевичем, и «Спартак» готов использовать эту зону в тот момент, когда…
...Зе Луиш окажется за спиной у Игнашевича, и тот потеряет с ним контакт. В этот же момент последует передача на Джано, который уже знает, что Зе и Промес пойдут разносить Щенникова.
(Картинка 5)
Пас в касание, обречённый на провал в борьбе против двоих Щенников, — и Промес бьёт без сопротивления из штрафной. Вместо скучного подключения крайнего защитника по флангу и монотонного навеса «Спартак» получил возможность за его счёт построить атаку через центр, что всегда опаснее.
4. Слуцкий экспериментировать не готов
После игры в студии «Матч ТВ» Валерий Карпин и Валерий Газзаев говорили о том, что ЦСКА, возможно, стоит перестроиться на игру в три защитника и два центральных нападающих, но эксперименты и Леонид Слуцкий — почти антонимы. Даже потеряв лучших созидательных игроков, тренер ЦСКА не отказался от концепции игры с чистой «десяткой» — Каррера этим с радостью воспользовался, растоптав Миланова действиями Фернандо, и болгарин за час сделал всего 16 передач, большинство из которых — ближнему. Слуцкий не пробует распределить создаваемый Ерёменко объём обостряющих передач на нескольких игроков, и от этого ещё больше страдает Ласина Траоре. Да, Траоре и сам играет не очень хорошо, но, во-первых, ему плохо доставляют мяч, а во-вторых, после длинных забросов нужен кто-то, кто подхватит мяч под сброс. Просто удивительно, насколько игнорируется Слуцким вариант игры Траоре и Карлоса Страндберга в паре: это может снять необходимость нахождения на поле «десятки», поможет Траоре с самоопределением на поле, а самое главное — Страндберг воспитан в Швеции, где игра в два чистых нападающих почти религия. Даже когда ЦСКА было необходимо отыгрываться, Слуцкий ввёл Страндберга в игру вместо, а не в пару к Траоре.
5. Европейский тренер переиграл лучшего российского
И вот самое главное, о чём стоит говорить: Массимо Каррера — обычный европейский тренер, уровень которого завышать не стоит. У Карреры европейский склад мышления в профессии, доступное человеческое обращение с футболистами и умение быть смелым, а Леонид Слуцкий — лучший российский тренер (по крайней мере, с точки зрения результата), с российской нелюбовью рисковать и предпочтением к замене по позиции или выносу подальше на чужую половину вместо лишнего короткого паса под улучшение ситуации. То, в чём пытается отремонтировать «Спартак» Каррера, — средние европейские тренды: позиционная гибкость команды, компактность при обороне с одним футболистом в зоне между линиями, стремление выиграть подбор, организация прессинга за счёт выдернутого в верхнюю линию футболиста, который раньше использовался опорником (речь о Глушакове, конечно). Дерби показало, что даже этого среднего набора и пары экспериментальных решений достаточно, чтобы не просто обыграть чемпиона страны с бывшим тренером сборной, но и переиграть его стратегически. А ещё — показать разницу между тренером с идеями и тренером с духом.