В четверг 10 ноября УЕФА рассмотрит дисциплинарное дело полузащитника ЦСКА Романа Еременко. Накануне судьбоносного решения «Спортфакт» вспоминает, с чего началось отстранение футболиста, оценивая реакцию заинтересованных в деле сторон и рассказывая о возможных последствиях будущего решения УЕФА.
С чего все началось. УЕФА и допинг-офицеры: знали, где искать?
Официально об отстранении Романа Еременко сроком на один месяц было объявлено в ночь с 6 на 7 октября. Причем, появилось это сообщение на сайте Футбольной ассоциации Финляндии, которая ссылалась на письмо из УЕФА.
В тот момент Еременко находился в расположении сборной. Он покинул команду сразу после информации об отстранении. Характерная деталь. Матч отборочного турнира ЧМ-2018. Финны играют со сборной Исландии. Игра состоялась 6 октября, за несколько часов до «взрыва» информационной бомбы. Роман - ключевой футболист финской команды, но он не попадает даже в заявку на матч. Причем санкций по отношению к игроку еще нет, но финны что-то явно знают. Сегодня сомнений нет: тренерскому штабу и администрации сборной Финляндии было известно о санкциях УЕФА - временном отстранении футболиста - раньше официального объявления этого решения. Иначе зачем наши соседи выводят Еременко за скобки своего состава? Ответ напрашивается: мало ли как дело обернется, вдруг УЕФА решит снять очки в тех играх, где Еременко, попавший в нехорошую историю, сыграет? Отметим и другой факт: стартовую игру квалификации против команды Косово Еременко провел целиком.
В свете этой шокирующей публику новости совершенно иными красками заиграл уже забытый изатертый инцидент после матча Лиги чемпионов ЦСКА – «Тоттенхэм». Тогда Еременко вышел к прессе заметно позже всех остальных футболистов, уже далеко за полночь. Он рассказал, что его два часа продержали на допинг-контроле: «Меня заставили выпить три литра воды», - сетовал Роман. Также полузащитник тогда отметил, что проверяют его во втором кряду матче Лиги чемпионов. Он списал эту историю на невезение. Теперь есть сомнения в том, что это был просто случай. Данных нет, и вряд ли они появятся завтра, но ощущения таковы: УЕФА и допинг-офицеры знали, что и где искать.
Именно проваленный допинг-тест после матча с «Тоттенхэмом» там, где начинаются пресловутые кулуары, называют причиной бана для футболиста, фактического запрета на профессию. Это музейная редкость в сегодняшних реалиях, когда все футбольные инстанции ведут последовательную политику разрешения игроку права на футбол. Причем ФИФА и УЕФА не трогает степень сложности «дела» и градус спора заинтересованных сторон. Пример — история иранца «Ростова» Сердара Азмуна. Но Еременко играть не дают, он де-факто уже второй месяц вне футбола.
Что известно сейчас. Классическая игра «Молчанка»
Сразу заметим: ни у нас, ни у кого-то еще официальных версий случившегося нет. Мы это точно выяснили.
За что наказан футболист, какой срок дисквалификации ему может грозить в случае обвинительного приговора – об этом никто говорить не хочет. Причем категорически. Молчание общее. Ничего не комментируют и ЦСКА, и УЕФА. После матча РФПЛ ЦСКА - «Амкар» 6 ноября к прессе вышел генеральный директор армейцев Роман Бабаев. Он сообщил, что УЕФА продлил срок временной дисквалификации на четыре дня, до 10 ноября. Бабаев назвал дату рассмотрения «Дела Еременко». «Мы считаем, что халатности в действиях Романа не было, - рассказал Бабаев. - Будем отстаивать свою позицию и надеемся на оправдательный приговор».
Это лучше, чем ничего, но формулировки расплывчатые, не раскрывающие сути дела. За уточнениями обозреватель «Спортфакта» обратился к Роману Бабаеву на следующий день, но никаких комментариев не удалось получить ни в понедельник, ни во вторник.
Интересы футболиста долгие годы представлял Марко Трабукки. В прошлом футбольный посредник, ныне менеджер спортивного клуба «Астана», он наотрез отказался говорить на тему «Дела». Ранее господин Трабукки обмолвился, что уверен – Еременко умышленно не принимал никаких препаратов, улучшающих его физические качества.
За уточнениями автор этих строк обратился к отцу футболиста – главному тренеру карагандинского «Шахтера» Алексею Еременко. «Ничего не могу сказать по этому поводу, - отрезал обычно общительный Еременко-старший. – Какой срок дисквалификации грозит Роме? Почему вы думаете, что я знаю в курсе этого?! Мне и самому интересно узнать эту информацию».
Не удалось добиться конкретики даже у юристов. Мы пытались поговорить с людьми, которые заработали себе имя и репутацию, выиграв для российского клуба право вернуться на футбольное поле еврокубка через правовое поле. Речь идет о деле ФК «Ростов». Ему два года назад в Спортивном арбитражном суде Лозанны (CAS) была удовлетворена апелляция на решение РФС отказать клубу в выдаче лицензии УЕФА. «К сожалению, не могу ничего комментировать по делу Еременко, так как Роман является нашим клиентом по другим вопросам», - ответил «Спортфакту» юрист Михаил Прокопец. Вторил ему и его коллега и партнер Юрий Зайцев. Ему тоже дозвонился автор этих строк. «Могу лишь сказать, что защитой Романа Еременко на заседании в УЕФА 10 ноября будем заниматься не мы, - отметил Зайцев. – Но так как ПФК ЦСКА является клиентом нашей компании, то мы не можем давать комментарии по этому вопросу».
Удивительные вещи, да? Все люди из ближайшего круга футболиста: отец, агент, генеральный директор его клуба, ведущие футбольные юристы России не в курсе основных деталей дела Еременко. Или дело в том, что они просто не хотят комментировать их?! Почему? Все равно решение будет принято, придется говорить.
Пока же происходящее — классическая игра «Молчанка».
Не хотят вывести проблему из тени и обе стороны процесса: УЕФА и ПФК ЦСКА. В клубе обозревателю «Спортфакта» сообщили, что не располагают информацией ни о предъявляемых обвинениях футболисту, ни о сроках возможной дисквалификации. В УЕФА сообщили, что Роман Еременко лично будет присутствовать на слушаниях в Ньоне, а «Дело» рассмотрят сразу три комитета футбольной Ассоциации Европы: дисциплинарный, этический, контрольный.
Чем все может кончиться. Регламент говорит: 2 года дисквалификации
Раз участники или заинтересованные в деле стороны молчат, нужно обращаться к официальным документам. Тем, которые можно получить. Простая логика подталкивает нас к тому, что история началась в комнате допинг-тестов на «Арене ЦСКА» в конце сентября. Если это так, нам нужен Антидопинговый регламенту УЕФА. Если точнее, то Статья 9, которая предусматривает два вида наказаний. Самое строгое – 4 года отлучения от футбола на профессиональном уровне. Так карают спортсменов, которые подменили пробу теста или отказались его сдавать. Это не случай Еременко, исходя из его же рассказов в микст-зоне после матча с «Тоттенхэмом». Его история с этим ужасом, к счастью, не стыкуется. Второй вариант дисквалификации – 2 года. Это когда есть факт употребления запрещенных препаратов и он доказан. Правда, в некоторых случаях срок может быть сокращен вдвое.
В любом случае, для 29-летнего футболиста долгий простой почти наверняка будет означать страшный удар, если не конец карьеры. Но если срок дисквалификации сокращен до одного года, история становится немного проще. Но и тут Роман Еременко — проигравший. Он, если ошибка русского финна будет доказана фактами, рискует быть отлученным от футбола как минимум до 7 октября 2017 года.