Этторе Мессина попрощался с ЦСКА и рассказал «Газете.Ru» о работе в армейском клубе, милиционерах, литературе и музыке.
Этторе Мессина сказал «до свидания» ЦСКА. Хочется надеяться, что не попрощался окончательно. В среду итальянский тренер, проработавший с армейцами четыре сезона, навестил УСК. На дорожку.
Мессина в ЦСКА:
«Финал четырех» Евролиги: 2006 (победитель), 2007 (финалист), 2008 (победитель), 2009 (финалист)
Чемпион России: 2006, 2007, 2008, 2009
Кубок России: 2006, 2007
Мессина уезжает из Москвы, летит с семьей на родину в Болонью. Где продолжится его карьера, сеньор Этторе еще не знает.
«Я только сейчас начал понимать, что тот результат, которого мы добились, невероятный, – признался Мессина. – Четыре финала Евролиги подряд, две победы. Это потрясающий результат даже для великих клубов!
Но я от чистого сердца, правда, желаю ЦСКА продолжить эту серию».
– Изначально вам предложили роль консультанта. Это реально?
– Консультантом я, может быть, и хотел бы быть, но есть две причины, по которым я не смогу. Во-первых, у меня вряд ли получится сдерживать себя, свои эмоции, когда буду смотреть за игрой ЦСКА с трибуны. Я не смогу просто сидеть и безучастно наблюдать. Во-вторых, Женя Пашутин. Он уже самостоятельный тренер.
Женя способен быть главным тренером без помощников и консультантов.
– Поступила информация, что вы уже подписали контракт с «Реалом». Это так?
– Нет. Я дважды разговаривал с их руководством, но дальше дело не зашло. У нас будет еще одна встреча, и если мы сумеем договориться, найти точки соприкосновения, то контракт будет подписан.
– Какие впечатления от России остались у вас за четыре проведенных года?
– За это время страна сильно изменилась, и об этом не мне вам рассказывать. Но есть три вещи, которые я хочу выделить. Во-первых, болельщики в России любят и уважают тренеров и баскетболистов. Далеко не во всех странах такое. Во-вторых, музыка и литература. Их значение в России огромно. В моей стране это не такая важная часть культуры.
А в-третьих, молодежь. Россия начала испытывать те же проблемы, что и Европа.
Я не чувствую от молодых огромного старания и желания чего-то добиться. Рано появляется самоуспокоенность, и с этим надо бороться.
– Эти четыре года, они быстро пролетели?
– Нет, это было очень сложное время. Но могло показаться, что это был лишь один миг. Конечно, были и плюсы, и минусы в работе в Москве. Если учитывать постоянные «пробки» и работников полиции, которые часто останавливали, то это минусы (смеется). Но, конечно, это один из важнейших этапов моей биографии. И в профессиональном, и в личном плане. Мне больно уезжать, покидать друзей, людей, с которыми я работал. Но еще больше не хочет уезжать мой сын. Ему четыре года, он ходит в детский сад, говорит по-русски, и у него тут друзья. Ему еще труднее.
«Все, похороны закончились», – грустно пошутил Этторе, уходя. В Москве зарядил ливень. А где-то в Мадриде +35 и солнечно...