Мессина, прилетевший в Москву во вторник вечером, вчера дал пресс-конференцию в УСК ЦСКА. В той самой комнате, где он много раз общался с российскими журналистами после матчей. Мероприятие прошло без лишних сантиментов. Но прощальный привкус все равно ощущался во всем.
- Еще пару месяцев назад я не был готов попрощаться с вами, - сказал Мессина. - Напротив, мы достигли с руководством клуба согласия о продлении сотрудничества на следующий сезон. Но ситуация развивалась быстро. И, как стало ясно теперь, в другом направлении. Акционеры клуба приняли решение: сделать ЦСКА "русским проектом". То есть ориентированным на российских игроков под руководством российского тренера. Когда в этом вопросе наступила ясность, мы с генеральным директором клуба Андреем Ватутиным договорились о приостановлении моего контракта. Такая возможность предусматривалась в тексте соглашения, пусть оно и было рассчитано еще на год. Надеюсь, наше решение поможет клубу сохранить ту поддержку акционеров, которая есть сейчас. А я хочу сказать спасибо - за то, что мне дали возможность работать в таком клубе, как ЦСКА, и в такой стране, как Россия. Отношение ко мне и к моей семье здесь было замечательным - и мы это чувствовали. Желаю ЦСКА и его новому тренеру Евгению Пашутину провести отличный сезон. Уверен, у них получится.
- Можно ли сказать, что вы расторгли контракт с ЦСКА по финансовым причинам?
- Нет. Деньги не заставили бы меня сделать это. Я даже не стал бы возражать против пересмотра условий своего контракта. Но вопрос был поставлен иначе. "Только русский тренер", - так сказали акционеры. Не мог же я пойти к ним и заявить: "Нет, вам нужен итальянский тренер!" Что ж, возможно, идея акционеров пойдет на пользу общей стратегии клубного развития. Но мне в этой ситуации оставалось только одно: подчиниться обстоятельствам.
- Вы переходите в "Реал"?
- У меня была пара бесед с руководством этого клуба. Через несколько дней вылетаю в Мадрид для продолжения переговоров. Если мы поймем, что одинаково видим мою возможную роль в "Реале", то достигнем соглашения.
- Вам была предложена должность консультанта ЦСКА. Почему отказались?
- По двум причинам. Первая: я не уверен, что в сентябре, когда начнется подготовка к сезону, смогу вести себя правильно - оставаясь за пределами площадки и не вмешиваясь в работу команды. Вторая причина: находиться за спиной Жени Пашутина - взрослого человека и состоявшегося тренера, который способен многого добиться сам, - это в принципе было бы не очень справедливо с моей стороны. Пашутин - яркий представитель "семьи" ЦСКА и настоящий армеец по духу.
- Все четыре года, проведенных в России, вы добивались максимальных результатов. Благодаря чему?
- Прежде всего в ЦСКА великолепный менеджмент. И Сергей Кущенко, поднявший клуб на недосягаемый прежде уровень, и нынешний генеральный директор Андрей Ватутин проделали очень большую работу. Ватутин, на мой взгляд, поднял команду еще на ступеньку выше. Нельзя не отметить и владельцев клуба, чья поддержка позволяла нам покупать сильных зарубежных игроков. С другой стороны, не стоит умалять заслуг российских баскетболистов ЦСКА. Например, Виктора Хряпы, который фантастически провел последний сезон. А как не упомянуть о наших высокопоставленных болельщиках - таких как вице-премьер российского правительства Сергей Иванов? Его дружеское расположение мы ощущали постоянно. В общем, успех ЦСКА складывался из усилий множества людей.
- Будучи армейцем, вы дважды выигрывали финалы Евролиги и дважды их проигрывали. Чего осталось больше - удовлетворения или разочарования?
- Конечно, удовлетворения. В ХХI веке ни один клуб не выходил в "Финал четырех" Евролиги так часто, как ЦСКА. Это были четыре незабываемых сезона.
- Как думаете, останется ли в ЦСКА Джон Роберт Холден?
- Не знаю. Ватутин ведет с ним переговоры, но чем они завершатся, судить не берусь.
- Каковы ваши главные впечатления о России?
- Этих впечатлений очень много. И хороших, и плохих. Если вспомнить о московских пробках и о том, сколько раз мою машину останавливала московская милиция, настроение точно не улучшится. А если говорить о хорошем... Во-первых, все эти четыре года страна менялась у меня на глазах. Сожалею, что не могу дать развернутых комментариев на эту тему. Я все-таки не социолог. А кроме того, все самые сильные впечатления связаны все-таки с баскетболом. Знаете, у вас болельщики на редкость уважительно относятся к игрокам и тренерам. Для меня это было очень важно, и очень мне нравилось. Во-вторых, в России литература и музыка составляют важную часть культуры. Причем не только для пожилых людей, но и для молодежи. В Италии ситуация другая. В-третьих, Россия сейчас сталкивается с теми же проблемами, которые характерны для западного общества. Можно сказать, что эти трудности постепенно мигрируют сюда, на Восток. Самая главная: отсутствие у молодежи стимулов в жизни, желания чего-то добиться. Возможно, эту проблему стоит решать на уровне правительств - настолько она серьезна. Если же говорить о небаскетбольных московских впечатлениях, то большинство из них так или иначе связаны с моей семьей. Русская зима, прогулки по заснеженным паркам, посещение концертов моей женой - все это было прекрасно!
- А какие моменты работы в ЦСКА вы назвали бы самыми яркими в профессиональном смысле?
- Наверное, прошлогодний "Финал четырех" Евролиги в Мадриде. По личным причинам, связанным с моей семьей, это событие глубоко врезалось в память. Конечно, никогда не забуду и победу в Праге-2006, которая для многих стала неожиданной.
- Если вы когда-нибудь сядете за мемуары, как назовете главу, посвященную России?
- Пока у меня нет готового названия. Как нет и сомнений, что это будет очень важная глава. Опыт работы и жизни здесь во многом изменил меня и мою семью. Причем в позитивном смысле. Искренне надеюсь сохранить добрые отношения с теми людьми, с которыми судьба свела меня в вашей стране.