Во вторник ЦСКА приступил к подготовке к сезону – и впервые за последние семь лет в этом не будет участвовать Леонид Слуцкий. Вместе с армейцами, которых теперь возглавляет Виктор Гончаренко, на сборах в Испании находится спецкор "СЭ". Он будет две недели рассказывать о событиях в формате блога.
В гостинице "Гольф Кампоамор", где ЦСКА проводит зимы вот уже много-много-много лет, меня умудрились поселить в тот же самый номер, что и год назад. Хотя других номеров, по идее, в отеле полно. Я закинул вещи, переодел свитер, вышел обратно на улицу к маленькому фонтану – и столкнулся с той же самой бородатой женщиной, уборщицей, которая наводила на меня ужас и в 2016-м. На самом деле женщина, конечно, не бородатая. Просто у нее чудовищно обожжена нижняя часть лица, и поэтому издали может показаться, что у нее растет борода.
После этих двух событий я окончательно свыкся с мыслью, что попал в прошлое. В Кампоаморе (кто не в курсе, это населенный пункт в Испании, в 60 примерно километрах от города Аликанте) ровным счетом ничего не изменилось. Или нет. Все-таки чего-то не хватает. Чего-то очень важного.
Да…
Леонида Слуцкого здесь больше нет.
И тут на меня нахлынули воспоминания. Могу себе представить, какие чувства испытывают сейчас футболисты и сотрудники, которые работали со Слуцким бок о бок семь сезонов, а в том же Кампоаморе провели все вместе в общей сложности без малого год, наверное.
Но только я совершенно не хочу превращать сегодняшний пост в трагический и ностальгический. Может быть, когда-нибудь напишу на эту тему отдельно. Но не сейчас.
Потому что сейчас ЦСКА – это уже армия Гончаренко, а не армия Слуцкого. Все прекрасное (а эра Леонида Викторовича была великолепной, может, даже великой) однажды заканчивается. И вполне возможно, что дальше будет как минимум не хуже. И или даже лучше.
Помимо замены главного тренера остальные изменения пока что выглядят косметическими. В штабе остались Овчинников, Онопко и Гранеро, к ним добавился довольно-таки молодой человек по фамилии Зубик, который сопровождал Гончаренко на прошлых местах работы. Роль Зубика еще предстоит понять и познакомиться с ним. Вместе с Виктором Михайловичем в команду вернулись два других Вити – Васин, работавший с тренером в "Уфе", и Витинью, который полтора года с переменным успехом выступал в Бразилии.
Кстати, Витинью – редкий игрок ЦСКА, с кем Гончаренко раньше не пересекался. Белорус вошел в штаб Слуцкого 13 сентября позапрошлого года (за день до игры Лиги чемпионов в Вольфсбурге), а бразильца к тому моменту уже сослали. Помимо него это Ионов, который по-прежнему в составе армейцев. Я был не то чтобы удивлен увидеть его в аэропорту, но, скажем так, предполагал, что арендованный у "Динамо" полузащитник может сменить клуб. Вторая половина 2016-го совсем не сложилась у Ионова, когда-то при Черчесове забивавшего свыше 10 мячей за сезон. Почему-то он чаще бегал на неродном левом фланге. У игрока, к тому же, возник конфликт со Слуцким после замены в перерыве одного из матчей и, полагаю, останься Леонид Викторович, Алексея в команде бы не было. Но теперь появился новый шанс, и Гончаренко попробует верно использовать футболиста с хорошим потенциалом.
Никуда из ЦСКА не делся Тошич, которого СМИ уже "продали" в "Трабзонспор" или еще куда-то. На сбор приехало много дублеров. К ним не отношу Головина, игрока сборной России, который минуту успел побыть капитаном национальной команды, когда в матче с Уэльсом все отказывались брать у него повязку, как будто она ядовитая или плохо пахнет. Головин, однако, живет и тусуется именно с дублерами, в число которых, помимо известных уже широкой публике Чалова иГордюшенко, вошли вратарь Овчинников (не родственник), полузащитники Олейников и Кучаев, форвард Жамалетдинов (не путать со сказочно разбогатевшим в "Рубине" Жемалетдиновым). Цээсковский Жамалетдинов (он Тимур, а тот – Рифат), кстати, несколько лет назад, попал в список самых перспективных юниоров мира по версии "Гардиан".
Витинью, Чалов и, получается, Жамалетдинов на данный момент заполняют вакансии нападающих. Траоре ждут в Испании сегодня. Говорят, что он вроде как в Париже, приболел. Наверное, приедет. Будут смотреть. Но вообще, после ужасных месяцев Траоре в ЦСКА гораздо интереснее говорить о потенциальном возвращении Оланаре. Правда, по поводу него я ни от кого не услышал никакой конкретики. Тем не менее, в последних матчах перед травмой, полученной в мае-2016 в финале Кубка России, нигериец выглядел очень здорово, намного лучше Траоре. Но как на его состоянии сказался разрыв крестов? И в принципе, вероятен ли новый приход в ЦСКА?
Как показывает практика, в таких историях нет ничего невозможного. В начале первой тренировки, которая состоялась в 17 часов по местному времени практически полностью при включенном освещении, еще недавно возглавлявший "Уфу" Гончаренко произнес трехминутную речь. Он сказал, что очень рад возвращению в ЦСКА после короткого перерыва. Отметил, что игроки выглядят хорошо отдохнувшими. И предположил, что настало время хорошо потрудиться. Дальше они обменялись шутками с Дзагоевым, и работа на сборе началась.
Появление Гончаренко действительно трудно считать дебютом после практически полного сезона-2015/16 в качестве старшего тренера. Тем не менее, бросается в глаза, что тренер и команда присматриваются к друг другу, в коллективе пока нет прежней расслабленности, когда игроки со Слуцким знали друг друга как облупленных. Гончаренко – человек на самом деле очень жесткий, с психологической точки зрения совсем другого формата, чем предшественник (хотя взгляды на футбол, тактику, подготовку у них местами схожи). И у меня нет сомнений, что он будет вести себя иначе, чем когда был помощником Слуцкого. В аэропортах перед вылетом и после прилета Гончаренко много общался с Березуцкими, самыми влиятельными игроками команды, после разве что Акинфеева, и это означает, что тренер и "короли раздевалки" налаживают контакт.
Первые матчи в 2017 году команда проведет 21 и 22 января на фоне нагрузок, серьезные выводы можно будет делать только на втором сборе. Пока же просто прошел первый и день и первая тренировка, а еще обед с ужином.
Армия Гончаренко только-только родилась. До серьезных сражений ей еще далеко.