Защитник ЦСКА Василий Березуцкий в интервью постоянному колумнисту "СЭ" Илье КАЗАКОВУ в программе "Футбол России" на телеканале "Россия-24" подчеркнул, что сборная России является средней командой. По его словам, она может победить любого соперника, но может любому и проиграть.
– "Сидя на диване с огромным пузом и кривыми ногами, у нас любят обсуждать игроков со стороны, – сказал Дзюба после финального свистка в Казани. – Кто дерево, кто полено. Открывая при этом баночку пива. Это наша страна". Многие вспомнили и ваши слова после Euro о том, что виноваты и критика заслуженная. Откуда эти постоянные взаимные претензии игроков и болельщиков?
– Можно понять ту и другую сторону, – сказал Березуцкий. – Существуют завышенные критерии у болельщиков, которые, возможно, смотрят много телевизор, слушают много ветеранов нашего футбола о том, что сборная является лидером во всем мире. К сожалению, это не так. Мы абсолютно средняя сборная, которая может у любой сборной выиграть и любой может проиграть. Все зависит от состояния. Когда мы едем на такой форум, как чемпионат Европы, все ждут как минимум победы. Почему ее ждут, никто не понимает. Хотя в Европе к нашей сборной относятся абсолютно спокойно.
– Что означает формулировка "приостановил карьеру в сборной"? Есть ли вероятность возвращения?
– Я думаю об этом, – подчеркнул Березуцкий. – Это зависит от тренера. Нужен ли я буду в 2018 году, в каком состоянии я буду. На данный момент, чтобы не гнаться за двумя зайцами, лучше сосредоточиться на клубе. Здоровье уже не позволяет. Я оставляю надежду выступить на ЧМ-2018, но решение за тренером. Сейчас сложно совмещать клуб и сборную.
– Какие факторы и опции будут влиять на ваше возможное возвращение?
– Нет вообще никаких опций в моей голове. Если главный тренер Черчесов почувствует, что я буду нужен команде, то я в любом состоянии поеду и буду готовиться. Сейчас, когда здоровье мне не позволяет тренироваться, когда все работают, а я бегаю по кругу, неправильно. Какой пример я подаю? Можно бегать по кругу и не тренироваться и попадать в состав? Если тренер скажет, что я нужен сборной, то я, как в армии, – "оп, и поехал".
– Генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев сказал, что игроки армейского клуба всегда готовы играть за сборную, даже если клуб просит их поберечь здоровье. В вашей истории после Euro, когда вы, может быть, чувствовали, что сил не хватает на два фронта играть, но остались в сборной на несколько месяцев до решения уйти, было ли это временем раздумий?
– Когда ты спортсмен, тебе кажется, что что-то произойдет и станет лучше. Восстанавливаться будешь быстрее, самочувствие, и просыпаться легче, и спать хорошо. Нет, к сожалению, этого не происходит. О росте говорить тяжело. Можно только поддерживать свое состояние. Я думал об этом и на чемпионате Европы, и до этого. Я понимал, что это может закончиться. Конечно, рождение дочери сыграло роль в принятии решения. Люди, которые считают, что у нас играют не патриоты, серьезно заблуждаются. Каждый из нас хочет, желает и является патриотом, но получается не всегда.
– Спад сборной наблюдается на протяжении полутора лет. Чем он объясняется?
– В России практически любой спорт дотационный, – сказал Березуцкий. – Во всем мире – это бизнес. Большой бизнес с новыми методиками, вложением сумасшедших денег в детские программы и тренировочные процессы. Мы, к сожалению, остановились в этом развитии, и мы ничего не делаем, но хотим, чтобы у нас что-то получалось. То поколение, которое было в 2008 году, было последним, которое работало в тех же условиях, не считая климатические, с другим миром. Двигатель всего – это бизнес, это деньги. Когда ты думаешь, что вырастил игрока и его продал – это одно из главных двигателей прогресса. У нас 75-80 процентов клубов – бюджетные либо их спонсируют государственные компании. Деньги заработать в России в футболе тяжело. Поэтому все потихонечку загибается, останавливается. Тот же лимит, который у нас существует, тоже одна из причин. Мы должны вставать на другие рельсы.
– Посмотрите на "Рубин" – из 40 игроков на контрактах только один был вызван в национальную сборную.
– Когда мы берем деньги из бюджета, когда это не частная команда, как ЦСКА, или "Краснодар", или "Спартак", у нас появляются легионеры, которые вообще не должны здесь появляться. Я трачу не свои деньги и покупаю плохой хлеб, а деньги либо бюджета, либо какой-то компании. И мне все равно, кто приедет. Я там где-то деньги взял, здесь еще что-то. Где-то заработал. И приезжают легионеры, которые в принципе здесь абсолютно не нужны. Для развития футбола это нужно убрать.