Роман Трушечкин – о том, что опытный защитник ЦСКА может немедленно попроситься обратно в сборную, но тогда он заморозит ее важнейшую реформу на два года.
Ему 35 лет, за сборную он последний раз сыграл ровно год назад, команда тогда пропустила четыре мяча и проиграла. Его зовут Василий Березуцкий. Он должен решить все наши проблемы в защите.
Сборная пропускает, мы вспоминаем Василия. Переходим от осторожных предложений к требованиям. Ставим себя на место Станислава Черчесова, но не в смысле подхода, а в смысле задачи: как обеспечить надежность игры сборной на чемпионате мира. По-своему, это нормально, но по ряду причин – невозможно и даже вредно.
Есть только один частично реализуемый сценарий возвращения Березуцкого в сборную: если он сам проявит инициативу и сделает это немедленно. Инициативу – потому что карьеру в национальной команде он приостановил сам. Немедленно – потому что его амплуа – защитник, его нельзя взять в команду без экзаменов. Его в игровую систему нужно встроить. В 2018 году начинать будет поздно, значит, он либо появляется на сборе перед контрольным матчем с «топовой» сборной в ноябре, либо для прохода на стадионы чемпионата мира оформляет себе паспорт болельщика.
Как ему проявить такую инициативу, Василию лучше знать самому. Он может заговорить об этом в публичном пространстве, может сообщить тренеру сборной личным звонком, может – комбинировать эти способы. Но даже немедленная активность Березуцкого в этом направлении станет проблемой Черчесова, а в перспективе – и сборной вообще.
Прежде всего, кандидат, навязываемый национальному тренеру общественным мнением, должен быть фигурой абсолютного согласия в профессиональной среде. Василий Березуцкий обязан утвердиться в статусе лучшего защитника страны. Человека, который вытаскивает матчи, царит в защите, не уступает в единоборствах.
Сейчас назвать таким его сложно. Были времена, когда и ЦСКА обходился без Васина силами братьев и Сергея Игнашевича. Сейчас клуб одной старой гвардией, без Васина, выступать в защите не готов. Даже в ЦСКА с его консервативной кадровой политикой, с умением до невозможности продлевать карьеры ветеранов, решились на тактическую реформу. Имеет ли право сборная быть консерватором больше, чем клуб?
Можно заменить в этом вопросе Васина на Кутепова. Тем более что именно от спартаковца в последнем казанском матче сборной так издевательски убежал соавтор гола. Тогда, вместо бесконечного сослагательного спора о том, допустил бы такое Березуцкий, я бы хотел взглянуть на результаты беговых тестов одного и второго. Кто быстрее на тридцати метрах? А на шестидесяти? А в случае обнаружения искомой резвости у Василия – сохранит он ее в июне 18 года, когда ему стукнет 36?
Защитника характеризует умение вести борьбу. Сравним игроков обороны сборной по среднему количеству выигранных единоборств за 90 минут в матчах чемпионата России. Кутепов – 15, Васин – 14, Джикия – 12, Кудряшов – 10, Василий Березуцкий – 8. Даже в своем клубе по этому показателю он не входит в пятерку лучших, уступая, в том числе, Сергею Игнашевичу.
Важно понимать, что возвращение Василия в сборную с позиции тренера будет выглядеть как неудача реформирования сборной вообще. Краеугольный камень всей этой перестройки, которая была затеяна после провала на Евро-2016 и прозвучавших после него признаний в том, что потолок возможностей достигнут, - это именно новая оборона. Новая и в принципах построения и, собственно, в лицах.
Черчесов отказался быть пятым подряд тренером сборной, выжимающим последние соки из представителей бронзовой команды-2008. Он занимается реконструкцией сборной уже второй год, и если внешние наблюдатели пока не могут насытиться плодами его работы, то, по крайней мере, внутри команды он должен сохранять доверие тех, с которыми он в эту пучину погрузился. Как же ему сейчас отказаться от одной из своих новых опорных фигур, и при этом сохранить в остальных членах команды веру в правильность общего курса и, в конце концов, собственный авторитет?
Возврат к фигуре Василия означал бы, что мы как будто стираем собственную память. Отказываемся от того, что хотели бы иметь более надежных, и вообще – новых защитников в сборной даже тогда, когда Березуцкий в ней регулярно играл. А ведь хотели.
Возврат еще означал бы, что год на перестройку сборной уже потрачен впустую. Ближайший год – тоже заморожен, потому что придумывать какую-то новую реформу с Василием в составе вряд ли получится. Имеем ли мы право так разбрасываться временем?
«А людьми? Людьми такими разбрасываться – имеем?» - Спросите вы в ответ. Но я скажу, что сосредоточиться на игре за клуб в этом сезоне – в высший степени ответственный выбор для ветеранов ЦСКА. Потому что клубу объективно тяжелее, чем сборной, выдерживать уровень. У ЦСКА меньше возможностей кадрового маневра, а задачи, если вдуматься, - грандиозны. Финал Лиги чемпионов в Киеве, после того, как они не отобрались к нам, - разве не вызов?