21-летний защитник московского ЦСКА Никита Чернов, выступающий в нынешнем сезоне на правах аренды за екатеринбургский «Урал», дебютировал в премьер-лиге. На молодого футболиста возлагают большие надежды, именно он является главным претендентом на замену ветеранам обороны армейского клуба — Сергею Игнашевичу, Василию и Алексею Березуцким. Вполне возможно, что возрастные футболисты проводят свой последний сезон в карьере, и нынешний год должен стать определяющим для их потенциального сменщика — Никиты Чернова.
Никита Чернов привлек к себе внимание еще в июне 2015 года, когда получил приглашение в сборную России. Тогдашний тренер национальной команды Фабио Капелло призвал 19-летнего защитника на один из ключевых матчей в отборе к чемпионату Европы 2016 года из-за ряда травм основных игроков. Дебют Никиты во встрече с австрийцами (0:1) сложно назвать удачным. Однако с тех пор защитника воспринимают как будущее национальной сборной на извечно проблемной позиции в центре обороны. В эксклюзивном интервью «Известиям» Никита Чернов, являющийся сегодня одним из лидеров молодежной сборной России, рассказал о причинах ухода в аренду в «Урал» и поделился впечатлениями от дебюта в РФПЛ.
— Почему «Урал» практически ничего не смог противопоставить «Спартаку»?
— Мы ехали в Москву с четким настроем брать очки. Мы понимали, какая ситуация в «Спартаке» — команда сейчас не на ходу. Наверное, это уже не тот коллектив, который в прошлом году выиграл чемпионат. Мы даже задумывались о том, чтобы увезти из столицы победу. Но матч сразу не задался. Конечно, все понимали, что хозяева будут больше владеть мячом и инициативой. Мы очень низко сели в оборону и не могли проводить контратаки, на которые рассчитывали.
— «Спартак» после матча Лиги чемпионов с «Ливерпулем» (1:1) имел меньше времени на подготовку. Надеялись обыграть красно-белых за счет «физики»?
— Мы знали, что игроки «Спартака» выйдут на поле очень мотивированными — они уже растеряли очки на старте сезона. Понимали, что они будут играть только на победу, потому что их не устраивает место, которое они сейчас занимают в таблице («Спартак» находится на шестой позиции. — «Известия»). Для нас не было неожиданностью, что соперник будет максимально заряженным на результат. Но, как я уже говорил, мы тоже надеялись увезти домой очки.
— Для вас как для человека, который долгое время находится в системе ЦСКА, игра со «Спартаком» имела особое значение?
— Честно говоря, в этот раз не почувствовал ничего особенного. Может, потому, что выходил на поле при счете 2:0 в пользу соперника, когда «Урал» уже остался в меньшинстве. Не ощутил какой-то сверхмотивации из-за того, что соперником был «Спартак». Возможно, если бы это был матч в составе ЦСКА, где болельщики создают особенную атмосферу, все ощущалось бы иначе.
— Когда вы только пришли в «Урал», то имели крайне мало игрового времени и почти всегда оставались в запасе. Не появлялись мысли, что вы зря выбрали такой вариант продолжения карьеры?
— Нет, таких мыслей не было вообще. Команда хорошо стартовала, шла без поражений, и я понимал, что тренер себе не враг и будет выставлять состав, который приносит результат. Потом последовало поражение от «Локомотива», после которого, видимо, были сделаны определенные выводы и Тарханов доверил мне место в основе. Я со своей стороны постарался оправдать доверие Александра Федоровича и, думаю, что выполнил установку неплохо.
— В этом сезоне вы дебютировали в РФПЛ, а в прошлом стабильно играли в ФНЛ. Насколько отличается уровень этих лиг?
— Я бы не сказал, что есть очень большая разница. Конечно, за исключением первых пяти-шести команд премьер-лиги — у этих футболистов уровень мастерства повыше. В играх же с остальными командами не чувствуется кардинальной разницы. Тем более в прошлом сезоне в первом дивизионе было много сильных команд.
— Ваша бывшая команда «Енисей» сейчас лидирует в ФНЛ, а на втором месте идут «Крылья Советов», которые возглавляет Андрей Тихонов, знакомый вам по работе в красноярском клубе. Какие перспективы у этих клубов в борьбе за выход в элиту?
— Слежу за обеими командами, там выступает много моих знакомых. Желаю им удачи, и хотелось бы, чтобы именно «Крылья» и «Енисей» попали в премьер-лигу без всяких проблем. Думаю, с игрой, которую сейчас демонстрируют эти клубы, они должны достигнуть цели. Тем более что в недавних играх Кубка России («Енисей» разгромил «Ахмат» со счетом 3:0, а «Крылья» победили «Локомотив» (3:2). — «Известия») и самарцы, и красноярцы показали, что способны конкурировать с топовыми командами РФПЛ. Мне кажется, по игре эти коллективы уже сейчас могли бы быть в середине таблицы премьер-лиги.
— Вы целый сезон провели в красноярском «Енисее». Насколько тяжело дались дальние перелеты и разница в часовых поясах?
— Первое время было очень тяжело. Но потом привыкаешь и за общением или за какими-нибудь играми не замечаешь, как пролетает время. Главное — перетерпеть первые полтора часа, потом уже все нормально. Зато теперь регулярные перелеты по два часа вообще не замечаю. Вроде бы только взлетели — и уже приземляемся.
— Вам удается следить за играми ЦСКА?
— Когда есть возможность, всегда смотрю матчи армейцев. В основном, конечно, по телевизору, но игру с «Уфой» удалось посмотреть на стадионе. Нам дали выходной, ребята из ЦСКА пригласили, и я с удовольствием пришел. Стараюсь наблюдать за действиями обороны и всей команды в целом. Думаю, в будущем мне это пригодится.
— В ЦСКА сейчас достаточно успешно выступают много воспитанников клуба. Однако в российском футболе часто случается, что молодые игроки по разным причинам перестают прогрессировать. Красно-синим подобные ситуации не грозят?
— Не думаю, что такое возможно. В ЦСКА собраны профессионалы, и те же Вася с Лешей (братья Березуцкие. — «Известия») не дают молодым зазнаваться. Всегда ставят на место и не позволяют витать в облаках. То же можно сказать и про Виктора Михайловича (главный тренер ЦСКА Виктор Гончаренко. — «Известия»), он никому спуска не даст. Так что таких историй точно не будет. В целом же ребятам нужно дать время, чтобы привыкнуть к уровню РФПЛ. Но с опытными партнерами, которые всегда готовы подсказать и помочь, процесс адаптации проходит легче.
— В чем проявляется жесткость братьев Березуцких?
— Они сразу видят, что на тренировке ты хотя бы немного халтуришь или недорабатываешь. К ним присоединяются и другие старшие ребята. Когда ты находишься в таком тонусе, это превращается в привычку, и в игре тоже не позволяешь себе послаблений.
— Что слышали от них в свой адрес лично вы?
— Я бы не сказал, что это что-то жесткое. Просто какие-то шутки, но все по-доброму. Братья всегда славились своим чувством юмора. Могут даже без повода прицепиться к чему-то, но это неотъемлемая часть атмосферы в коллективе. Мы понимаем, что Березуцкие — важная часть микроклимата в ЦСКА. Но и мы в ответ можем пошутить. В рамках дозволенного, конечно.
— Они эти шутки нормально воспринимают?
— Вообще без проблем. Не помню, чтобы после такого кто-то из старших косо смотрел на кого-то из молодых ребят. На тренировках ЦСКА всегда смешно и весело.
— А что можете сказать про полузащитника Понтуса Вернблума? Во время игр он кричит и на судей, и на соперников, и на партнеров…
— Понтус в повседневной жизни — добрый и хороший человек. Мы с Сашей Головиным постоянно общаемся с Вернблумом, шутим. Но как только дело доходит до футбольного поля, в нем проявляется совершенно другой человек. У Понтуса как будто какой-то переключатель есть.
— В матче с «Уфой» он получил неприятную травму, но при этом улыбался, лежа на носилках…
— Просто, наверное, сначала был болевой шок, и он не сразу понял степень серьезности травмы. Хотя, зная Понтуса, я уверен, что уже в следующем матче он будет играть.
— С учетом того что в ЦСКА выступают много молодых игроков, ваш уход в аренду кажется странным. Кто принял это решение?
— В первую очередь это мое решение. Я хотел больше играть и понимал, что не смогу получить желаемого количества игрового времени в ЦСКА. Я поговорил с тренером, он увидел, как я рвусь в бой, хочу проявить себя, и отпустил. Я очень благодарен Виктору Михайловичу за это. Я уже получил опыт игр в премьер-лиге и надеюсь, что дальше его будет только больше.
— Вы только что вышли на поле «Открытия Арены» после дебюта в сборной на этом же стадионе в 2015-м. Нахлынули воспоминания?
— Всегда приятно возвращаться на такой стадион. Как только приехали, я сразу вспомнил тот матч против Австрии: как разминался, как вышел на поле, как получил травму, как болельщики гнали вперед. Была очень крутая атмосфера, и, несмотря на поражение, у меня остались положительные эмоции.
— Многие вспоминают вас только в связи с дебютом в сборной при Фабио Капелло, когда у вас не было опыта игр в РФПЛ. Не обидно?
— Нет, я на это даже не обращаю внимания. Зачем думать о чьих-то разговорах? Я знаю, что тогда был достоин сборной России. Да, я не играл в РФПЛ, но Фабио Капелло знал о моем состоянии, отстаивал меня, советовался с Леонидом Слуцким (экс-главный тренер ЦСКА. — «Известия»). Тем более национальную команду тогда возглавлял именитый наставник, и, наверное, ни у кого нет сомнений в том, что он хорошо разбирается в футболе. Если игрок в конкретный момент соответствует уровню сборной, даже не играя в РФПЛ, — почему нет?
— У вас есть объяснение, почему он не выбрал более опытных игроков на вашу позицию?
— Думаю, Капелло исходил из тренировочного процесса. Возможно, в тот момент я проявлял себя лучше, чем мои более опытные партнеры.
— Вы не считаете, что тот матч отрицательно повлиял на вашу карьеру?
— Очень сложно сейчас размышлять о том, как бы сложилась моя карьера, не будь той игры. В любом случае я получил ценный опыт тренировок и выступления в национальной команде. Уже будет что рассказать детям, так что только положительные воспоминания.
— У вас остался какой-то сувенир с той игры?
— Конечно, сохранил себе футболку сборной России. На ней после матча расписались все ребята.
— Когда Фабио Капелло ушел, а на его место назначили Леонида Слуцкого, у вас не появилась мысль, что это может сказаться на вашей карьере в сборной?
— Нет, я о таком даже не думал. Леонид Викторович знал меня по ЦСКА, видел мой период становления как футболиста, и у меня нет никаких обид. На тот момент объективно были ребята сильнее. Да и при Капелло я попал в состав в первую очередь из-за травм игроков сборной. Если бы Леша Березуцкий или Игнашевич были здоровы, то я бы вряд ли вышел на поле.
— Вас удивил отъезд Леонила Слуцкого в Англию?
— Нет. Он хороший тренер. Наверное, в чемпионате России ему уже поднадоело, и Леонид Викторович чувствовал, что остановился в развитии. Поэтому, скорее всего, и решил ответить на новый вызов.
— Следите за результатами «Халл Сити»?
— Я, конечно, не смотрю каждый матч «Халла», но подписался на информацию об этой команде. Мне приходят уведомления по итогам каждого матча нового коллектива Леонида Викторовича.
— Если бы Леонид Слуцкий позвал вас в Англию, поехали бы?
— Конечно! От такого шанса глупо отказываться. Любой на моем месте так бы сделал.