Нули в центральном матче 14-го тура чемпионата России получились на редкость горячими.
Матчи ЦСКА и «Зенита» всегда стояли немного особняком в ряду самых ярких афиш российского футбола. В том смысле, что их содержание, как правило, не выходило за рамки игры, в отличие от других культовых противостояний – допустим, с участием «Спартака» против любого из этой пары. Эмоции здесь обычно контролируемые, безрассудство – умеренное, страсти – дозированные. Стороны предпочитают соревноваться в чистом искусстве, порождая аналогию с гроссмейстерами, которые соперничают скорее умом, нежели сердцем.
То ли фигура Павла Садырина в основе этого сюжета, то ли известные пропитерские декларации Евгения Гинера, но вот такие они, ЦСКА с «Зенитом», – друзья-соперники.
И вот совершенно необычный экземпляр в этой вроде бы хорошо изученной коллекции. Где нерв наружу, а накал добела.
Если разбираться, как это делают мужчины определённого возраста, кто начал первым, ответ будет безошибочным: конечно, ЦСКА. Это армейцы сходу задали игре такой градус, что она до самого финала грозила вырваться из краёв. Да, не вырвалась. Но во многом лишь благодаря Михаилу Вилкову.
Арбитрам добрые слова достаются редко, и в этом матче набралось достаточно эпизодов, где решения рефери можно счесть спорными. Но в таком важнейшем для судьи разделе, как управление игрой, нижегородец заслужил высшей оценки. Опыт позволил ему в этих клокочущих страстях сохранить голову холодной и удержал от горячечных решений, способных сломать игру. То, что обе команды доиграли матч в полных составах и в конце концов сосредоточились на выяснении сугубо игровых отношений, в немалой степени заслуга Вилкова.
Но мы не о рефери – мы о запале ЦСКА. Кажется, всё дело в том, что команда услышала своего тренера. Реплика Виктора Гончаренко, который назвал игру своих футболистов против «Базеля» трусливой, вполне тянет на беспрецедентную. По крайней мере, в контексте современного ЦСКА, который считается у нас образцом стойкости. Казалось, этих бойцов можно подозревать в чём угодно, но только не в трусости. И вдруг тут такое, да ещё от своего же тренера…
И команда тренеру ответила. Посредством «Зенита».
При этом не исключено, что та фраза вырвалась у Гончаренко не настолько в сердцах, как могло показаться в первый момент. Не исключено, это расчёт стратегический
Вообще-то в серьёзных кругах эмоцию обычно не принято считать союзницей долгосрочной. Но спартаковский опыт прошлого сезона дал новый взгляд на известную тему: чем, если не страстью, поднял свою команду Массимо Каррера? И не решил ли сейчас Гончаренко взять на вооружение красно-белую практику?
Да, все привыкли, что ЦСКА в России побеждает скорее на классе. Но того ЦСКА, который так умел, больше нет. Тот самый класс, на котором можно побеждать, в ЦСКА теперь отсутствует – по крайней мере, в группе атаки. Значит, надо искать какой-то другой козырь. И почему бы не сделать ставку на страсть?
Даже «Зениту» под таким напором пришлось непросто. «Зениту», который вообще-то сам привык с первых минут диктовать сопернику свою волю. Но в этот раз поднять голову лидер сумел только ближе к концу первого тайма.
Во второй половине команда Роберто Манчини смотрелась уже поубедительней. Хотя до забитых мячей дело так и не дошло – армейцы теперь уже оборонялись на грани самопожертвования.
Однако эту безголевую ничью совсем не тянет, как нередко в подобных обстоятельствах, назвать гроссмейстерской. Академизм, холодный расчёт – последнее, в чём можно заподозрить участников. Бойцами ЦСКА с «Зенитом» выглядели гораздо больше, чем шахматистами.
И такое зрелище не может разочаровать, даже несмотря на нули.