В то, что на пятачке между двумя зданиями, парком и дорогой идет возведение целого стадиона, верится с трудом. Слишком уж мало пространства. Ведь помимо арены должна быть построена башня для гостиницы и бизнес-центра. Нужны и места для парковки машин. Нет ли ошибки с адресом? Нет. Старая вывеска "Стадион ЦСКА" и работающий кран подтверждают: именно здесь скоро будут проводиться домашние матчи армейского клуба.
Котлован для арены уже вырыт. В нем с одного из углов вовсю идет строительство двух этажей подземной парковки на 1400 машиномест, которая пройдет по всему периметру стадиона: именно так архитекторы решили вопрос с дефицитом свободного пространства. Правда, из-за этого пришлось не только рыть котлован, но и постоянно проводить мониторинг соседних зданий, чтобы они никак не пострадали из-за строительства.
По соседству уже готов фундамент под главную башню стадиона: там выполнены работы по свайному основанию. А в центре стройки возвышается прямоугольный участок земли. Его специально сохранили нетронутым - это будущее футбольное поле.
Есть на стадионе и ворота. Правда, не на будущем поле, а внизу, на одном из участков стройки: рабочие не прочь в свободное время поиграть в футбол.
Строительством занимается компания "Ингеоком", в послужном списке которой станции метро "Славянский бульвар" и "Международная", торговый комплекс "Атриум".
- На сегодня мы подошли к получению итогового заключения экспертизы, где дана оценка с точки зрения технических решений, систем безопасности и других, - рассказал руководитель проекта Дмитрий Евсеев. - Все это должно теперь быть согласовано с московской городской экспертизой. Решили и почти все вопросы по подключениям сетей. Например, заключен договор с "Мосэнерго" по электричеству.
Как объяснил Евсеев, экспертиза, о которой идет речь, занимает достаточно много времени: если нет проблем с арендой земли - 7 - 8 месяцев. После этого оформляется ГПЗУ - градостроительный план земельного участка. И, наконец, компания получает разрешение на строительство. Лишь пройдя все эти этапы, можно начинать работу.
- У нас пока нет ГПЗУ, необходимого для итогового разрешения на строительство, - уточнил Евсеев. - Но мэром Юрием Лужковым было подписано постановление правительства Москвы о параллельном проектировании и строительстве. Оно позволило иметь поэтапные заключения экспертизы по котловану и приступить к работам нулевого цикла. Из-за согласований они немного затормозились, но сегодня нам ничто не мешает. Будем двигаться дальше. Планируем за 7 - 8 месяцев закончить нулевой цикл, выйти из земли.
- Насколько из-за документации может в целом затянуться строительство?
- Я бы не говорил, что оно затянется. Пока мы делаем то, что нам позволено. Следуем, скажу так, намеченным планам.
Так что армейские болельщики могут надеяться: к 2011 году окна близлежащих домов будут выходить уже не на стройку, а на 11-этажный стадион ЦСКА. Он, кстати, в итоге должен обойтись клубу дешевле, чем планировалось: при закладке первого камня озвучивалась сумма в 200 миллионов долларов.
- Цены на материалы упали, - заметил Евсеев, - а потому себестоимость строительства снизилась. Не готов, правда сказать, насколько именно.
А основные проблемы, по словам Евсеева, сегодня возникают из-за высоких банковских процентных ставок. Следовательно, сложно брать кредиты. К тому же в конце прошлого года ЦСКА потерял титульного спонсора ВТБ, предоставлявшего армейцам около 9 миллионов долларов в год и собиравшегося участвовать в инвестировании нового стадиона. Тем не менее строительство продолжается. Да, возможно, закончится оно позже, чем планировалось. Но ведь и ремонт, который рассчитываешь провести за неделю, тоже почти всегда затягивается на месяц.