Перед матчами 13-го тура чемпионата России впервые с 1947 года не будет звучать легендарный футбольный марш Матвея Блантера.
Вчера дело дошло до отбивания пальцами ритма по столу и мурлыканья различных мотивчиков. Редакция "СЭ" сравнивала, оценивала, предлагала. Оказалось, что для одних марш Матвея Исааковича Блантера ассоциируется с серым советским прошлым. Тогда как другим кажется удивительно точным по лаконизму и выразительности попаданием в образ - носителем духа той, прежней, чистой по сути своей игры в футбол.
В итоге все сошлись в одном: марш выделяет российский чемпионат из общего ряда, является его неповторимой чертой, многолетней традицией. К нему нельзя подходить с мерками сравнений, оценок и предложений. Его нужно чувствовать генетическим чутьем. Помнить памятью поколений. Либо не чувствовать и не помнить.
Похоже, на минувшей неделе мы сами себе признались как раз в последнем.
Аксель Вартанян, перелопативший тонны документов и старых газетных подшивок, читавший воспоминания самого композитора, уверяет, что впервые музыка Блантера прозвучала на стадионе в 1947 году. Автор марша болел за ЦДКА. Армейской победе в чемпионате-1946 он свое сочинение и посвятил.
С тех пор прошло 62 года. Сегодня, завтра и послезавтра, в 13-м туре чемпионата-2009, мелодия Блантера впервые за все эти годы, не считая случаев форс-мажора, на российских стадионах не прозвучит.
Историю вопроса вы знаете. Российское авторское общество, представляющее интересы правообладателей интеллектуальной собственности, обратилось в РФПЛ с письмом, в котором потребовало отчислений в пользу родственников композитора. Лига ответила отказом, заявив, что, прокручивая перед матчами 15-секундный ролик, не преследует коммерческой выгоды, а лишь следует многолетней традиции. Позицию эту сформировали недавно совещавшиеся руководители клубов. Точка.
Ну что ж, начнем разбираться.
Первое. Нужен ли вообще этот марш? Вокруг чего копья ломать?
Я не музыкальный эксперт, не искусствовед и не социолог. На мое "нравится" мигом прозвучит громкое "не нравится". Именно поэтому не собираюсь спорить о вкусах. Рискну утверждать другое: вопрос в данном случае гораздо шире искусствоведческой экспертизы или музыкальной рецензии. И в то же время проще. Вопрос этот - маркетинговый. А раз так, то и в эксперты я призвал человека, разбирающегося в спортивном маркетинге едва ли не лучше всех в нашей стране. Это советник министра юстиции РФ, исполнительный директор Союза биатлонистов России Сергей Кущенко.
- У любой истории есть коммерческая составляющая, - сказал Кущенко, находящийся сейчас на всемирной Универсиаде в Белграде. - Традиции, попадающие под действие авторского права, должны иметь свою цену. Если эта цена разумна, нужно садиться за стол переговоров. Потому что марш Блантера - это, извиняюсь за жаргонизм, крутейший бренд. Это как кремлевские куранты, или русская березка, или "Аэрофлот". Часть истории, пробившаяся через хроническое переписывание учебников и энциклопедий, ставшая многолетней привычкой вопреки тому, что творилось вокруг. Для продукта под названием российский чемпионат, который РФПЛ должна по идее реализовывать, такие узнаваемые черточки очень важны...
С Кущенко сложно не согласиться. Обсуждая вчера с коллегами идею этого материала, поймал себя на мысли: давно не оцениваю марш Блантера как мелодию. Ни за что не стану горланить его в лесу на шашлыках или слушать в машине. Потому что у этой музыки - своя уникальная ниша. Ее задача - служить предчувствием, позывными праздника, включить футбольное слюноотделение, если хотите. Уберите красный свет - и у собаки Павлова пропадет аппетит. Расцепите пять олимпийских колец - и вы получите какие-то другие, не Олимпийские игры. Лишите стадионы марша Блантера - и у многих болельщиков пропадет чувство последнего, самого долгожданного театрального звонка.
Второе. А сколько, извините, стоит эта не слишком нужная российским клубам "фенечка"?
Справедливости ради речь стоило бы вести о нужности марша Блантера для болельщиков, поскольку нашим клубам действительно кажутся лишними многие вещи, от которых никак не зависит их жизненный цикл. И к выработке решения, соответственно, неплохо бы привлечь аудиторию более широкую, нежели 16 очень важных клубных персон. Но… Человек предполагает, а РФПЛ располагает.
Давайте считать. Спортивный директор РФПЛ Роман Леонтьев сообщил мне, что по закону авторские отчисления могут доходить до 2 процентов от выручки, полученной при их использовании. РАО запросило значительно меньшую долю: 0,2 процента от билетных доходов. По данным "СЭ", средняя посещаемость прошлогоднего чемпионата составила около 13 с половиной тысяч зрителей. Умножаем на условную стоимость билета - 300 рублей, затем на 240 матчей в сезоне. Кубковыми, так и быть, пренебрежем. Извлекаем одну пятисотую часть, или те самые 0,2 процента. Получаем примерно два миллиона рублей. Или 62 тысячи долларов. В год!
Представляю, как тяжело изыскать в бюджетах шестнадцати клубов премьер-лиги такую огромную сумму. На всех. Возможно, если приплюсовать сюда билетные доходы первого и второго дивизионов, которые, понятно, меньше, и поделить непомерную ношу на все 116 российских профессиональных команд, элите станет легче? Можно и любителей попросить скинуться хоть по рублю, что ли. Напишет РФПЛ в ЛФЛ прошение: "Будьте добры, не пожалейте на марш - история, как никак…" Всем миром, всем народом, всей землей наскребем требуемое. А потом еще сядем за стол переговоров и скостим "оброк" тысяч до пятидесяти "зеленых". Как думаете, потянем такое?
Третье. А каковы причины отказа клубов платить за марш? Может, дело вовсе не в сумме, а в нежелании потакать неизвестно кому?
Этот случай я бы сразу вынес за скобки. Существуют юристы, и существуют законы. Нет у РАО прав - нет и денег. Есть права - надо платить. Но в позиции клубов звучат другие нотки: "Да они, наверное, просто деньжат хотят срубить по-легкому", "Да наследники Блантера вроде бы и знать не знают ни о каком РАО и всей этой кутерьме".
Что же мешает превратить эти "наверное" и "вроде бы" в четкое понимание? И почему последовал отказ от исполнения марша в 13-м туре? Не есть ли это признание законности тех самых прав РАО на музыку?
Четвертое. Формулировка "не преследуем коммерческой выгоды" Лиге, право, не к лицу.
Она ведь означает вовсе не отказ от цели извлечь доход, а признание собственной неспособности это сделать. Марш Блантера давно является символом нашего чемпионата, стилистической его деталью. Что вытворяют с символами и логотипами коммерчески успешные лиги мира, не говоря уж про МОК, напоминать не нужно. Old firms, "старые фирмы" всего футбольного света трясутся над каждой частичкой своей истории, вербующей им новых фанатов.
У нас иначе. Не только купонов не стрижем, но и отказываемся от самой идеи сделать это. А для чего тогда Лига, если не для продвижения футбольного продукта? Как можно заявлять, что знаменитый 62-летний марш, аналогов которому нет нигде в мире, не нужен, пусть даже и в сугубо меркантильных целях?! Представьте себе, какой урон будет нанесен репутации МОК, если он решит отказаться от Олимпийского гимна, написанного еще для Игр 1896 года.
Наконец, пятое. Кто-нибудь сравнивал сумму, требуемую правообладателями, с имиджевыми потерями от марш-отказа в пересчете на деньги? Может, прохлопаем больше, чем сэкономим?
- Инструментов такого пересчета у нас нет, - сказал Роман Леонтьев. - А доверять всевозможным социологическим и пиар-агентствам чревато: их методики могут оказаться несовершенными, а то и вовсе шарлатанскими.
Вот так, без инструментов и подсчетов, исключительно силой духа 16 разгневанных мужчин мы собираемся отправить в мусорную корзину кусок нашей истории. Вижу размашистую резолюцию "Отказать" на виртуальных нотах Блантера. Эта резолюция, кстати, - тоже часть нашей шумной истории, куда больше заслуживающая забвения.
Денег жалко. Блантера - нет. Бывает. Вот только скупой платит дважды. Не в материальном, так в духовном смысле.